Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
27 июня 2017г.

Республика Саха (Якутия) располагает богатыми природными ресурсами, имеет положительную динамику естественного прироста населения, а также долгосрочные стратегические планы развития. Но, несмотря на это, республика имеет ряд проблем в хозяйственном комплексе, что, прежде всего, связано с нерациональностью отраслевой и территориальной структуры экономики[3]. Промышленные производства в республике размещены неравномерно, что в первую очередь оказывает влияние на объем налоговых поступлений в районах в частности и в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) налоговых доходов в целом.

В рамках данной статьи рассмотрим, роль арктических районов в формировании налоговых доходов Республики Саха (Якутия). На рисунке 1 представлен удельный вес налоговых доходов по арктическим районам в общем объеме налоговых поступлений Республики Саха (Якутия).

Значительную долю доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) составляют налоговые поступления. Так, в 2015 году в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило 94 049,5 млн. рублей. За 2015 год поступление налоговых доходов в бюджет республики увеличилось по сравнению с 2014 годом на 5 883,5 млн. рублей. Поступления по группе налоговых доходов увеличились в целом на 6,7%. В общем объеме налоговых доходов республики на долю арктических районов в течение исследуемого периода приходилось порядка 3%. Налоговые поступления по арктическим районам за исследуемый период имели положительную динамику.


Рисунок 1 – Удельный вес налоговых доходов по арктическим районам в общем объеме налоговых поступлений Республики Саха (Якутия).

 

Далее, рассмотрим динамику налоговых поступлений по арктическим районам Республики Саха (Якутия) в 2013-2015 гг. в разрезе основных налогов (табл. 1).

Таблица 1 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) по арктическим районам за 2013-2015 гг., тыс. руб.

 

2013

2014

2015

тыс. руб.

тыс. руб.

 

Прирост к 2013

Темп

прироста к 2013, %

тыс. руб.

 

Прирост к

2014

Темп

прироста к 2014, %

Налог на прибыль

организаций

 

31 557,2

 

17 140,6

 

-14 416,6

 

-45,7

 

54 442,0

 

37 301,4

 

217,6

НДФЛ

1 821 520,2

1 872 171,8

50 651,6

2,8

2 109 002,3

236 830,6

12,7

НДС

133 047,0

162 178,0

29 130,9

21,9

96 293,8

-65 884,2

-40,6

Налог на

совокупный доход

83 067,1

89 917,8

6 850,7

8,2

99 742,6

9 824,8

10,9

Налоги на

имущество

 

118 127,5

 

147 548,4

 

29 420,9

 

24,9

 

172 806,1

 

25 257,7

 

17,1

Налоги, сборы и

платежи за пользование природными ресурсами

 

 

41 958,7

 

 

34 049,4

 

 

-7 909,2

 

 

-18,9

 

 

49 157,3

 

 

15 107,8

 

 

44,4

Источник: составлено авторами по данным сайта ФНС России URL: https://www.nalog.ru.

 

Формирование всех налоговых доходов арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) в 2015 году обеспечено за счет поступления налога на доходы физических лиц – 81%, и налогов  на имущество – 7%.

Таким образом, арктические районы играют незначительную роль в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия). Принимая во внимание приоритетность промышленного освоения арктических территорий, арктические районы Республики Саха (Якутия) имеют экономический потенциал для развития.

Следовательно, для увеличения роли арктических районов в формировании налоговых доходов республики необходимо увеличение их налоговой базы, за счет активизации деятельности хозяйствующих субъектов, внедрения новых объектов налогообложения. Налоговые поступления во многом зависят от уровня социально-экономического развития. Следует отметить, что социально-экономическое развитие арктических районов Республики  Саха (Якутия) характеризуется: неразвитостью транспортной и энергетической инфраструктуры, высоким износом жилищных фондов, коммунальных систем, социальной инфраструктуры, а также низким уровнем благосостояния населения, и высоким уровнем миграционного оттока [3]. Кроме этого, основной проблемой освоения и развития арктических районов Республики Саха (Якутия) является низкая инвестиционная привлекательность данных районов. Одним из факторов, влияющих на формирование инвестиционного климата в арктических района х, является отсутствие условий для развития инвестиционных процессов, к которым можно отнести и действующую систему налогообложения, а именно отсутствие налоговых стимулов для инвестиций [1]. Устойчивое социально-экономическое развитие арктических районов Республики Саха (Якутия) во многом зависит от реализации крупных инвестиционных проектов, решения инфраструктурных и социальных проблем экономического развития, а также создания экономических механизмов, стимулирующих хозяйственную деятельность. Таким образом, регулирование экономики, финансовая обеспеченность районов, а также деятельность хозяйствующих субъектов, во многом зависит от системы налогообложения в районах.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что перспективы социально-экономического развития арктических районов Республики Саха (Якутия) во многом определяются их участием в новом промышленном освоении, в том числе новых месторождений.

Выделим основные проблемы налогообложения нефтегазовой отрасли арктических районов Республики Саха (Якутия), которые влияют на формирование налоговой базы и решение которых позволит повысить налоговые поступления по данной отрасли.

Можно выделить следующие проблемы, которые характерны для нефтегазовой отрасли арктических районов Республики Саха (Якутия):

-           низкий поток инвестиций для геологоразведки в арктических районах;

-           высокая степень износа основных производственных фондов;

-           отставание производственного потенциала, низкая доля добычи полезных ископаемых за счет современных методов;

-           высокий уровень затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи полезных ископаемых в арктических территориях;

-           слабая экономическая мотивация в реализации новых проектов из-за отсутствия эффективного стимулирующего  налогообложения,  учитывающего  специфику  и  особенности  нефтегазовой отрасли;

-           экстремальные природно-климатические условия, а также ограничения со стороны местных сообществ.

Следует принять во внимание, что нефтегазовая отрасль в настоящее время является одним из бюджетообразующих и формирующих основу экономики Республики Саха (Якутия), а также обладает инновационным и технологическим потенциалом, и со стороны государства требуется сформировать долгосрочную политику в данной отрасли. Прежде всего, в части налогообложения, с целью сохранения и модернизации добывающих мощностей, усиления и увеличение количества геологоразведки, диверсификации в области переработки сырья и создания современных материалов и технологий [5].

Вышеперечисленные проблемы позволяют определить основные направления для совершенствования налогообложения в нефтегазовой отрасли:

1)                   в области совершенствованию налогообложения нефтегазовых предприятий для арктических районов должен быть определен процесс инвестирования в основные фонды, осуществляемый в форме модернизации, реконструкции, нового строительства, а также технического перевооружения [5];

2)                   в области стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, а также увеличения объемов инвестиций в нефтегазовую отрасль арктических районов Республики Саха (Якутия), следует рассмотреть вопросы по сохранению применения действующих, либо введению новых налоговых льгот, при этом учитывать влияние налоговых льгот на поступление доходов в бюджеты всех уровней, а также их экономический эффект.

Таким образом, для динамичного развития нефтегазовой отрасли арктических районов Республики Саха (Якутия), следует повысить инвестиционную привлекательность данной отрасли, путем совершенствования налогообложения в этих районах, что приведет к увеличению налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия), которые возможно направить на приоритетные и социально значимые точки роста в экономике.



 

Список литературы

 

 

1.        Гребеник В. В., Никулкина И. В. Налоговое стимулирование развития Арктической зоны Российской Федерации //Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2013. - №4(6). – С. 4 -10.

2.        Барашева Т.И., Барашева Е.Н. Приоритетные направления бюджетно-налогового регулирования в северных субъектах РФ // Современные иссл. соц. проблем (эл. научный журнал). – 2015. – № 6 (50). – С. 525-535.

3.        Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). URL: http://www.sakhagov.ru

4.        Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru

5.        Терешок А. В. Совершенствование налогового регулирования в целях стимулирования развития российской нефтяной отрасли // Государственное управление. Электронный вестник. – 2014. -№44. – С. 83-105