Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРА

Авторы:
Город:
Ханты-Мансийск
ВУЗ:
Дата:
23 июня 2016г.

Финансовый кризис и обострение проблемы дефицита бюджета обусловливают усиление интереса к налоговой политике  как средству оптимизации доходной части бюджета.  Можно  проследить  определенные циклы возрастания интереса к проблематике налога на имущество как элемента налоговой системы государства.

Причем циклический характер проявляется как в отношении налога на имущество физических лиц, так и в отношении налога на имущество юридических лиц.

Проанализируем существующий порядок уплаты и исчисления налога на имущество физических лиц на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также оценим поступления и задолженности налога на имущество физических лиц.

Органы власти округа приняли решение о применении с 1 января 2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы.. Учитывая, что налоговым периодом является календарный год, то впервые уплатить налог, рассчитанный по новым правилам с 01 января 2015 года, потребуется не позднее 01 октября 2016 года.

Рассмотрим налоговые базы за период с 2012 по 2014 год в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В данный период расчет налоговой базы осуществлялся исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Данных по налоговой базе за 2015 году, которая должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, пока нет в свободном доступе. В Табл.1 аккумулированы данные отчетов по налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за период с 2012 по 2014 года.

Таблица 1 Налоговая база по инвентаризационной стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра с 2012 – 2014г

 

 

 

Показатели

 

 

 

2012 г.,

 

 

 

2013 г.

 

 

 

2014 г.

 

 

Абс. изм. 2014/ 2012

 

Относ изм. 2014/

2012,%

 

 

1. Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, тыс. единиц

 

 

 

676,75

 

 

 

692,44

 

 

 

642,29

 

 

 

-34,46

 

 

 

-5,09

 

2. Количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов, тыс. единиц

 

 

 

459,55

 

 

 

469,29

 

 

 

475,35

 

 

 

+15,80

 

 

 

+3,44

3. Количество строений, помещений

и сооружений, по которым налог предъявлен к уплате, тыс. единиц, в т.ч.:

 

 

337,72

 

 

342,55

 

 

332,65

 

 

-5,07

 

 

-1,50

-по объектам жилищного фонда

315,10

318,59

308,68

-6,43

-2,04

 

-с инвентаризационной стоимостью до 300 000 рублей (включительно)

 

 

97,06

 

 

92,88

 

 

85,13

 

 

-11,94

 

 

-12,30

-с инвентаризационной стоимостью

свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)

91,15

94,07

91,51

+0,36

+0,39

 

-с инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 рублей

 

 

149,51

 

 

155,59

 

 

156,01

 

 

+6,50

 

 

+4,35

4. Общая инвентаризационная

стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, тыс. руб.

 

 

180342,23

 

 

188451,83

 

 

187599,78

 

 

+7257,55

 

 

+4,02




Из данных Табл.1 видно, что количество налогоплательщиков за рассматриваемый период уменьшилось на 5 %, но количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов увеличилось почти на 4,5 %. Наибольшее число составляют объекты налогообложения с инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 руб. Объекты с инвентаризационной стоимостью до 300 000 руб. и объекты в диапазоне от 300 000 до 500 000 руб. примерно находятся на одном уровне. Сказать о динамике показателей однозначно нельзя. Положительная динамика наблюдается только у группы объектов налогообложения с инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 руб. (+4.35%). Отрицательная динамика за рассматриваемый период наблюдается у группы объектов налогообложения с инвентаризационной стоимостью до 300 000 руб. (-12,3%).

Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является сбалансированным и относительно независимым от внешних источников. Доходы и расходы имеют устойчивую тенденцию роста.

Согласно отчету об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2014 год доходы бюджета составили 197 018 719,7 тыс. рублей, расходы - 184 362 621,0 тыс. рублей. Профицит бюджета автономного округа составил 12 656 098,7 тыс. рублей. Наибольшую долю доходов бюджета составляют налоговые доходы.

Далее перейдем, непосредственно, к оценке поступлений и задолженности налога на имущество физических лиц в данном округе. На основании отчетов о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации составлена Табл.2, где отражено начисление к уплате и задолженность налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре за 2013-2015 года.

Таблица 2 Начисление и задолженность налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по Ханты-Мансийскому автономного округу -Югре за 2013 - 2015 гг.

Показатели

 

В 2013 г.,

млн. руб.

 

В 2014 г.,

млн. руб.

 

В 2015 г.,

млн. руб.

Абс. изм.

2015/2013,

млн. руб.

 

Относ. изм. 2015/2013, %

Начисление налоговых

доходов всего в бюджет ХМАО-Югры

1626053,34

1855091,52

1920573,22

+294519,88

+18,11

Начисление налогов на

имущество физических лиц в ХМАО-Югре

 

420,78

 

435,74

 

416,93

 

-3,85

 

-0,91

Задолженность по налогам и

сборам всего в бюджете ХМАО-Югры

 

9568,64

 

9638,81

 

10296,81

 

+728,17

 

+7,61

Задолженность по налогу на

имущество физических лиц в ХМАО-Югре

289,55

340,94

367,77

+78,22

+27,02

 

На основе данных Табл.2 видна динамика роста налоговых доходов в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. [7]

Таким образом, размер налоговых начислений в 2015 году вырос по сравнению с 2013 годом на 294519,88 млн. руб., что равно 18 %.

В 2014 году произошел рост налогов на имущество по сравнению с 2013 годом на 3,5%, но затем

произошел спад даже ниже первоначального уровня. Так по состоянию за 2015 год объем налогов на имущество физических лиц по сравнению с 2013 г. снизился почти на 1 %.

Размер задолженности по налогам и сборам согласно данным таблицы 7 в ХМАО-Югре в 2015 году вырос по сравнению с 2013 годом на 7,61 % (728,17 млн. руб.). Кроме того, наблюдается значительный рост задолженности по налогам на имущество физических лиц: с 2013 года задолженность возросла на 27%, что составило 78,22 млн. руб.

На Рисунке 1 мы отразили динамику изменения объема начислений налогов на имущество физических лиц и задолженности, а также их соотношение за период с 2013 по 2015 гг.




На Рисунке 1 видно, что задолженность по налогам на имущество физических лиц составляет большую часть налоговых начислений. Так, доля задолженности в общем объеме налоговых начислений за 2013 год составила 69%, в 2014 году- 78%, а в 2015 году-88%.

В целом изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с начала 2015 года, предусматривают новый порядок расчёта налоговой  базы налога на имущество физических лиц: она будет определяться исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Помимо его индивидуальных характеристик ценовое влияние на кадастровую оценку оказывает ряд других факторов: экономическая ситуация в регионе, величина субъекта РФ, удалённость объекта от центра населённого пункта и др.

Рассмотрим проблемы и достоинства введения усовершенствованного налога на имущество физических лиц, и является ли это рациональным шагом в развитии налогообложения.

Во-первых, новый механизм взимания налога предполагает более справедливое налогообложение недвижимости.

Во-вторых, новый налог позволит увеличить объём поступлений в бюджеты муниципальных образований. Учитывая, что инвентаризационная стоимость нового жилья в многоквартирных домах в последнее время становится эквивалентной рыночной, применение новых процентных ставок позволит снизить налоговую нагрузку на собственников таких квартир.

Также к положительным моментам введения «нового» налога на недвижимость, бесспорно, можно отнести его отличительные особенности: методику расчета стоимости недвижимости, дифференциальный метод расчета размера налога, социальную составляющую, отчисления в региональные бюджеты.

Некоторые аналитики и специалисты рынка недвижимости и сферы налогообложения довольно критично относятся к введению нового налога на недвижимость, мотивируя это следующими аргументами:

1)     Дополнительная финансовая нагрузка на малообеспеченных граждан, владеющих жильем в центральных районах крупных городов.

2)     Несовершенство и неполнота единого кадастра недвижимости России.

3)     Отсутствие единого подхода к классификации жилых и нежилых зданий и помещений.

4)     Создание дополнительных условий для коррупции в регионах.

5)     Создание предпосылок для переезда людей с небольшим уровнем доходов в отдельные районы (возникновение привилегированных кварталов и гетто).

Таким образом, «новый» налог несет и положительные, и отрицательные последствия.

В заключение хотелось бы отметить, что развитие имущественного налогообложения в РФ идёт в русле современной налоговой теории и мировой практики. Вступившие в силу изменения в налоге на имущество физических лиц позволят значительно пополнить местные бюджеты, что даст толчок к дополнительному развитию социальной, дорожной инфраструктуры и др.

 

Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СПС «Гарант».

2.     Майбурова, И.А. / Налоги и налогообложение // -Изд- Юнити-Дана, -2012 г.,

3.     Богуславская Н. – Налог на имущество физических лиц: проблемы и пути совершенствования // Вестник ХГАЭП, 2006 г., №2/

4.     Жевакин С. Н. Общие проблемы налоговой системы в Российской Федерации // Государство и право. 2011. № 1.

5.     Лермонтов Ю.М. – Тенденции развития налогового законодательства Российской Федерации // Экономика и жизнь, 2010 г., №3.

6.     «Как рассчитывается налог на имущество физических лиц» // По материалам БСС "Система Главбух", 2016.

7.     Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn86/

8.     Официальный     сайт     «Мониторинг     Югра»     [Электронный     ресурс].     –     Режим      доступа:    URL: http://www.monitoring.admhmao.ru/hmao