Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА МИРОВОМ И ВНУТРЕННЕМ РЫНКАХ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Государственная аграрная политика проводится в целях формирования и устойчивого развития сельского хозяйства. В настоящее время на положительную динамику в данной отрасли повлияли внешнеэкономические факторы. Запрет на импорт сельскохозяйственной продукции из ряда стран Европы и Америки устанавливается Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Данный Указ запрещает ввоз в Россию ряд наименований продовольственных товаров, к которым относятся такие как:

-   мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное;

-   мясо крупного рогатого скота, замороженное;

-     молоко и молочная продукция (за исключением безлактозного молока и безлактозной молочной продукции).

Запрет на импорт сельскохозяйственной продукции вводится при условии, что местом их происхождения являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, а контроль за выполнением данного запрета возлагается на Федеральную таможенную службу.

Кроме того в соответствии с Указом Президента необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности товарных рынков и недопущение ускорения роста цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.

Так      приоритетной     задачей     аграрной     политики      становится     не     просто     снабжение     страны продовольственными товарами, а развитие отечественного сельского хозяйства и обеспечение потребностей населения за счет собственного производства из отечественного сырья. Так как значительный прирост мясной и молочной продукции невозможен за короткий промежуток времени, то частичное замещение ряда продукции планируется осуществить за счет поставок из стран СНГ.

Реализация государственной аграрной политики в настоящее время создает благоприятные условия для устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Несмотря на то, что Указ Президента по ограничению ввоза сельскохозяйственной продукции на территорию Российской Федерации распространялся на один год с дальнейшим его продлением, эффект от его реализации должен отразиться на все дальнейшее развитие данной отрасли. Отечественные товаропроизводители должны не только повысить объемы производства, но и иметь возможность реализовывать свою продукцию на внутренних рынках. Производимое аграриями продовольствие должно отличаться высокой конкурентоспособностью для дальнейшего удержания позиций на рынках сырья и продовольствия с появлением новых внешних поставщиков.

Государственное регулирование по оценке Минэкономразвития должно показать за 2015 – 2017 года средний рост в сельском хозяйстве на уровне 2,8 – 3,2% (Табл.1).


Таблица 1 Прогнозные  показатели  динамики  производства  основных  видов  продукции  агропромышленного комплекса, % *

 

 

Варианты развития

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

В среднем за три года

 

1

2

1

2

1

2

1

2

Индекс производства продукции сельского хозяйства

 

102,7

103,1

102,6

103,0

103,0

103,5

102,8

103,2

Скот и птица (в живом весе)

102,9

103,8

103,2

103,6

103,5

103,8

103,2

103,7

Молоко

100,1

100,5

100,4

100,7

100,8

101,0

100,4

100,7

Мясо и субпродукты - всего

105,7

106,6

105,0

105,2

104,2

104,6

105,0

105,5

Сыры и продукты сырные

101,1

102,2

101,1

102,1

101,1

102,1

101,1

102,1

*Данные Федеральной службы государственной статистики

 

Согласно данным Минэкономразвития существуют два варианта развития сельского хозяйства  в среднесрочном периоде. Второй вариант характеризует рост сельскохозяйственного производства более быстрыми темпами, по сравнению с первым вариантом, в котором рост будет чуть снижен за счет влияния непредусмотренных факторов. Расчетные данные прогнозируют наибольший рост производства мяса и субпродуктов на уровне 5,0 – 5,5% в среднем за три года, наименьший рост наблюдается в производстве молока – в среднем 0,4 – 0,7% за рассматриваемый период. При этом если динамика производства мяса будет постепенно снижаться, то динамика производства молока напротив должна увеличивается. Рост производства сыров и сырной продукции планируется на уровне 1,1 – 2,1% ежегодно.

Для реализации запланированных показателей развития сельского хозяйства в федеральном бюджете на 2016 год предусмотрено выделение 143,2 млрд. рублей бюджетных средств, на 2017 год на развитие сельского хозяйства планируется выделить 168,2 млрд. рублей. Несмотря на значительные бюджетные ассигнования в развитие сельского хозяйства, на мировом аграрном рынке Российская Федерация выступает в большей степени как импортер товаров, нежели экспортер. Так за 2012 – 2013 года  коэффициент покрытия импорта продовольственных товаров экспортом составил 0,42 – 0,43, а доля российского экспорта в мировой агропродовольственной торговле за 2012 год по данным Минэкономразвития России составила только около 1 процента. Причем российский экспорт состоит в основном из растениеводческой продукции, по которым страна имеет конкурентные преимущества. Животноводческая продукция, являясь зачастую конкурентоспособной по качеству, в силу сложности и длительности производственного цикла и высокой ценой (что связано с отсутствием прямых поставок и реализацией через посредников) продается только на внутренних рынках, минуя внешних потребителей (Табл.2).




Таблица 2  

Сравнение внутренних и импортных цен на отдельные виды товаров, руб./кг *



 

Показатели

Масло сливочное

Сыр

Мясо КРС

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Внутренняя цена

 

169,7

 

186,9

 

199,6

 

186,8

 

211,5

 

225,8

 

165,7

 

167,0

 

178,4

Цена импорта с учетом таможенной пошлины

 

 

 

142,2

 

 

 

180,3

 

 

 

195,6

 

 

 

181,5

 

 

 

198,2

 

 

 

211,2

 

 

157,9

205,9״

 

 

159,0

214,3״

 

 

174,5

235,2״

Цена импорта из стран СНГ

 

 

113,0

 

 

169,7

 

 

186,6

 

 

150,4

 

 

178,6

 

 

196,1

 

 

141,2

 

 

112,1

 

 

123,0

Отношение внутренней цены, %

– к цене импорта с учетом таможенной пошлины

 

 

 

119,3

 

 

 

103,7

 

 

 

102,0

 

 

 

102,9

 

 

 

106,7

 

 

 

106,9

 

 

104,9

80,5״

 

 

105,0

77,9״

 

 

102,2

75,9״

– к цене импорта из стран СНГ

 

 

150,2

 

 

110,1

 

 

107,0

 

 

124,2

 

 

118,4

 

 

115,1

 

 

117,4

 

 

149,0

 

 

145,0

* Данные ФТС, ФАО (״– цена на продовольствие, поставляемое вне квоты)

 

Согласно данным Табл.2, средняя внутренняя цена отдельных видов продовольственных товаров по России превышает цены импорта даже с учетом таможенной пошлины. Большую конкуренцию отечественным производителям составляют товары, импортируемые из стран СНГ, с которыми действует режим беспошлинной торговли. Средние цены внутри страны за 2013 год на 7,0 – 45,0% превышают цены товаров, импортируемых из стран СНГ. Цены импортного продовольствия из стран дальнего зарубежья за 2013 год в среднем на 2,0 – 6,9% ниже внутренней цены в среднем по России. Благодаря таможенной пошлине и квотированию импорта регулируется наплыв зарубежного продовольствия на внутренний рынок и обеспечивается конкурентоспособность отечественных продовольственных товаров: стоимость мяса крупного рогатого скота, поставляемых вне квоты, на 19,5 – 24,1% превышает внутренние цены на аналогичную продукции.

Несмотря на значительные объемы импорта на внутреннем продовольственном рынке, в среднем по России уровень самообеспечения остается довольно высоким. Однако многие отечественные товары могут конкурировать только на рынках своего региона, что связано со сроками реализации и высокими транспортными издержками, повышающими стоимость продовольствия. По данным Федеральной Таможенной Службы среди товаров агропродовольственного экспорта Россия имеет преимущества по реализации растениеводческой продукции (Табл.3).

Таблица 3 Индекс выявленных сравнительных преимуществ RCA по основным товарам российского агропродовольственного экспорта*

Виды продовольственных товаров

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

В среднем по товару

Пшеница

12,20

15,20

13,80

13,90

11,60

10,20

12,82

Подсолнечное масло

15,00

14,42

11,09

12,04

x

x

13,14 

Макаронные изделия

6,59

4,68

5,34

3,26

x

x

4,97

Мясо крупного рогатого скота

0,000

0,001

0,001

0,001

0,000

0,001

0,00

Сливочное масло и прочие жиры

 

0,70

0,63

1,03

0,53

0,51

0,30

0,62

Сыры

0,10

0,11

0,10

0,08

0,06

0,08

0,09

* Данные ФТС, ФАО.

 

Страна имеет сильные конкурентные преимущества по экспорту товара, если индекс выявленных сравнительных преимуществ RCA больше 1. Если индекс RCA меньше 1, то конкурентные позиции по экспорту слабые. Так наиболее конкурентоспособными среди товаров сельскохозяйственного экспорта являются пшеница и подсолнечное масло со средним индексом RCA 12,82 и 13,14 соответственно. Конкурентные преимущества в экспорте Россия также имеет по макаронным изделиям, индекс RCA которых составляет в среднем 4,94. Слабые конкурентные позиции среди агропродовольственного экспорта наблюдаются у животноводческой продукции (индекс RCA составляет менее 1 за анализируемый период). По сливочному маслу и прочим жирам (индекс RCA в среднем за 2008 – 2013 года равен 0,62) производители могут добиться повышения конкурентоспособности и роста индекса RCA до уровня 2010 года (1,03) и выше. Конкурентные позиции по сырам и мясу крупного рогатого скота минимальны: 0,09 и 0,00 в среднем за рассматриваемый период соответственно. Таким образом, по экспорту представленной животноводческой продукции Россия не может конкурировать, что обуславливает необходимость дополнительной поддержки данной подотрасли для усиления своих позиций на мировом агропродовольственном рынке.

Таким образом, государственное регулирование, как скотоводства, так и всего сельского хозяйства, должно помочь решить многие стоящие перед ним проблемы, способствовать стимулированию темпов роста производства и установлению оптимального размера внутренних и внешних цен на сельскохозяйственную продукцию. Реализуя данные направления, государство увеличит уровень производства основных видов продукции и сможет конкурировать на мировом агропродовольственном рынке.

 

Список литературы

1.     Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»

2.     Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/

3.     Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/