Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-СМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Интернет-СМИ являются составной части российской медиасистемы. Они обладают как всей совокупностью классических признаков СМИ, так и оригинальными, только им присущими особенностями, выделяющими их в отдельную группу, которая [1]:

-        имеет свою социальную нишу, которая существенно отличается от аудитории «старых» СМИ;

-        обладает новыми возможностями в скорости и оперативности обновления своей информации;

-        более гибка в подходе к фиксированной периодичности;

-        имеет трансграничный ареал распространения, при этом локальный по возможностям доступа к малым социальным группам, рассредоточенным по интересам и территориям;

-        отличается зонами информационного внимания, обладающими как универсализмом, так и специализацией, обслуживающей интересы определенных сегментов аудитории.

Выделяют оригинальные свойства интернет-СМИ [1-2]:

-        использование гипертекста, который предоставляет уникальные возможности как производителям, так и потребителям медиапродукта;

-        возможности мультимедийности, т.е. упаковки и передачи сообщений в разных знаковых системах – вербальной, графической, звуковой, фото, видео, анимационной;

-        уникальная интерактивность, т.е. многосторонний информационный обмен с аудиторией – как с отдельными ее представителями, так и с потребителями в целом.

Структуру медийного сектора Интернета  начинают   анализировать в связи   с его отношением к офлайновому сектору СМИ, беря в качестве основы две генетически разные категории изданий. Одна появилась на основе эволюции традиционных СМИ, таких как «Известия», «Московские новости», «Аргументы и факты» и т.д., которые вышли в Мировую паутину со своими электронными версиями. Другая – оригинально сетевая – изначально возникла на базе web-технологий и продолжает функционировать исключительно в среде Интернета; к ней отнесем Газету.Ру, Ленту.Ру и прочие издания.

Первая категория, как правило, копирует или развивает уже устоявшиеся модели своих материнских изданий. Ее условно можно разделить на следующие группы.

-        Эквивалентные копии традиционных СМИ («клоны»). В интернет-каталогах их до недавнего времени было большинство, и по количеству они приблизились к числу зарегистрированных в России СМИ, так как ни одно уважающее себя печатное издание, радио или телеканал уже не может обойтись без своего представительства в Мировой паутине.

-        Модифицированные онлайн версии традиционных СМИ («гибриды»), которые возникли на почве своих офлайновых прототипов, но не копируют их, а проводят информационную политику с целью охвата сегментов аудитории нового канала (вводят новые рубрики, используют гипертекст, мультимедийные платформы, интерактивные опции), имеют отличающуюся от родительской схему вещания, при этом в целом остаются в типологических рамках своих, в том числе хорошо известных брендов.

-        Самостоятельные издания, имеющие  собственную рубрикацию,  ритмику обновления контента, полноценные мультимедийные и интерактивные решения. Эти сайты представляют собой третью модель веб- версий традиционных СМИ, которая хотя и привязана к родительскому офлайновому изданию, однако использует все возможности онлайн-среды.

Вторая категория изданий включает медиапроекты, возникшие непосредственно в Интернете и не имеющие офлайновых прототипов. Начиная поиск своего профиля с нуля, они выстраивают в условиях Интернета собственные маркетинговые стратегии. В противовес первой группе эти сайты занимают лидирующие позиции в сетевых рейтингах Рунета, а некоторые из них, прямо заявляющие о своих коммерческих целях, в скором времени обещают выйти на рубежи самоокупаемости. В этой категории сетевых изданий эксперты выделяют две отдельные группы [1]: информационные порталы – многофункциональные интернет-службы, подразумевающие многообразие тем, жанров и сервисов наряду с непрерывным потоком информации; сайты электронных газет или журналов, в которых аналитические материалы преобладают над новостными.

На складывающиеся типы онлайновых изданий влияет характер аудитории, в основном социально активной и деловой. Наиболее востребованными оказываются те из них, которые удовлетворяют потребность пользователей в оперативной и достоверной информации. В Интернете фактически разрушается существующее представление о периодичности выпусков. Ритм обновления новостей у каждой редакции свой, но пределов частоты технически не существует – в идеале обновленная новость может появляться на мониторе по мере развития события, в режиме онлайн.

Так же как и периодичность, по-новому должен быть осмыслен и такой типологический признак издания, как ареал распространения. Большинство сайтов находится в режиме открытого доступа для граждан всего мира. Барьерами для получения аудиторией информации являются плата за контент, сложность подключения к Сети и язык общения. Следует отметить, что русскоязычные интернет-СМИ включают в круг своих потенциальных читателей не только граждан России, но и русскоговорящее население ближнего и дальнего зарубежья. Такая «глобализация» аудитории диктует и характер содержания, и ритм его обновления, когда учитывается время активизации пользователей в разных часовых поясах.

Интернет-издания по-разному подходят к характеру информационного продукта в части его эксклюзивности. Например, эквивалентные копии («клоны») используют те же файлы и подборки, что и их офлайновые родители. В организационном плане это значит, что редакция не располагает штатом сотрудников, работающих в режиме онлайн, что сбор и подача новостей осуществляется по принципам офлайнового СМИ и в смысле скорости обновления информации, и в смысле используемых контентных решений, соответствующих традиционным газетным, радио и телевизионным форматам. Можно предположить, что такая модель выигрывает в использовнии эксклюзивной информации, добытой корреспондентами основного издания, но проигрывает в том, что информация обновляется с офлайновой периодичностью.

Отличительной особенностью информационной модели «клонов» является и то, что они публикуются либо одномоментно с материнским изданием, либо с небольшим опозданием [2]. Причем нередко такая последовательность публикаций – сначала «бумага» или эфир, а затем его сетевая версия – является принципиальной в редакционных решениях из-за страха потерять постоянного читателя. Такая позиция не представляется продуктивной, так как интернет-аудитория не совпадает с аудиторией «старых» СМИ. В Интерете все чаще появляются веб-версии, в которых контент публикуется по своему онлайновому графику с опережением тиража. Цель редакционных менеджеров, предпочитающих такой тип организации производственного цикла, другая – приобрести нового читателя и не потерять старого, который по тем или иным причинам не покупает очередные номера, не включает приемник.

У модифицированных версий традиционных СМИ («гибридов») свои походы. Они не копируют в точности своих «родителей», а выходят как их онлайновый вариант, но в собственном временном и структурном режиме. Их объединяет ряд особенностей. Во-первых, материалы адаптируются для восприятия на мониторе. Во-вторых, должны учитываться такие возможности интернет-технологий, как неограниченность объемов информации; обновление информации в режиме онлайн; включение гипертекстовых ссылок, расширяющих информационное поле. В-третьих, разрабатывается ясная и простая система навигации и организации контента, включающая собственные рубрики и сюжеты. В-четвертых, редакция, имеющая «гибридную» версию, может располагать отдельным штатом сотрудников с собственным бюджетом и организацией труда, адаптированной к работе в режиме онлайн.

В Интернет-СМИ универсального типа могут появиться дополнительные рубрики, посвященные значимым событиям, имеющим перспективный интерес или целевое назначение которых направлено на создание коммуникации для узких сегментов аудитории с ее особыми пристрастиями. А в изначально специализированных изданиях просматривается другая тенденция: чтобы завоевать более широкие аудиторные ниши, они расширяют свою тематику.

К особенностям Интернет-СМИ относят широкие возможности для контактов с аудиторией. Практически все издания используют функцию интерактивных диалогов, дискуссий, форумов для регулярного общения с читателями. Предлагаются и разные их формы: чаты по интересам, дискуссии на определенную тему или по конкретным публикациям,  рейтинги, голосования. В некоторых СМИ,  наиболее успешно  проводящих свою интерактивную политику, создаются виртуальные клубы, комьюнити читателей, которые общаются не только с редакцией, но и между собой. «Свой», постоянный читатель – самый ценный ответ на вызовы конкурентной борьбы со «старыми» СМИ.

 

Список литературы

1.     Средства массовой информации в России / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — 28е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 391 c.

2.     Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с.