07 января 2016г.
Распределение товаров, как отдельная отрасль логистики, постоянно претерпевает изменения, обусловленные развитием рынка, технологий, нормативно-правовой и информационной базы и рядом иных факторов.
Многими авторами сделаны попытки идентифицировать правовые отношения внутри сбытовых каналов, однако, по большей части, классификация сводится к договорной части, то есть рассмотрению хозяйственно- договорных отношений между участниками сбытовой цепи.
При этом также наблюдается некоторое разделение специализации: юристы рассматривают данные связи с чётко правовой позиции, акцентируя внимание на анализе законодательной базы и прописывании правомочий сторон в той или иной сделке по реализации продукции; логисты касаются правовых вопросов весьма поверхностно, уделяя основное внимание выполнению отдельных логистических операций в процессе организации сбытовой деятельности.
В итоге практики получают два ракурса рассмотрения вопроса, но накладывать их друг на друга вынуждены сами, как правило, упуская из виду либо правовые, либо экономические обстоятельства.
Конечно, правовое регулирование сбытовых операций – это обширная тема исследований, не подлежащая раскрытию в рамках одной статьи. Однако, рассмотрим некоторые аспекты такого регулирования, затронув основные векторы его развития.
Говоря о распределении товаров логистической цепи, мы неизменно затрагиваем вопрос каналов товародвижения. На настоящий момент это единственно оптимальный способ сбыта как для начинающих предприятий, так и для компаний, действующих на мировом рынке.
Канал товародвижения выполняет ряд основных функций, которые требуют своего юридического урегулирования. К ним относятся:
- продвижение товара на рынок;
- организация сбыта;
- проведение маркетинговых исследований;
- непосредственная работа с покупателями;
- сервис;
- ценообразование;
- коммуникации.
Следовательно, каждая функция имеет своѐ правовое обеспечение и сопровождение.
Конечно, на сбытовые процессы накладывается форма организации каналов сбыта. В настоящее время одним из ключевых аспектов выступает деление каналов по принципу маркетинговой политики: на горизонтальные и вертикальные маркетинговые системы. В последнем случае рычаги правового воздействия различаются в зависимости от типа вертикальной системы:
- договорной (сотрудничество фирм в рамках заключѐнных договоров),
- корпоративной (единое владение всеми процессами производства и сбыта),
- управляемой (лидерство одного участника и субординация остальных членов системы)
Помимо этого, юридическое регулирование зависит от типа торговли. В оптовой и розничной торговле действует собственное законодательное и договорное управление.
Отдельного внимания в последнее время заслуживает так называемый канал обратного хода, основанный на рециркуляции упаковки, твѐрдых отходов и прочих побочных изделий. Здесь, помимо экологического законодательства, задействованы те же договорные или внутриорганизационные отношения между фирмами- посредниками или подразделениями предприятия.
Представим систему наложения правового регулирования сбыта в зависимости от выше обозначенных аспектов и факторов (Табл.1.).
Таблица 1 Правовое регулирование сбытовых процессов
Форма организации сбыта
|
Правовое регулирование сбыта
|
Законодательство
|
Горизонтальные маркетинговые системы
|
Договоры комиссии, поручения, агентирования, договор простого товарищества
|
Гражданское, корпоративное
|
Вертикальные маркетинговые системы:
- договорная
- корпоративная
- управляемая
|
Договор коммерческой концессии (франчайзинг), законодательство об аффилированных лицах, внутренние нормативные акты организации
|
Гражданское, корпоративное
|
Оптовая торговля
|
Договоры комиссии, поручения, агентирования
|
Гражданское
|
Розничная торговля
|
Договоры поставки, купли-продажи
|
Гражданское
|
Государственные, крупнокорпоративные сделки
|
Законодательство о торгах (аукционах, конкурсах)
|
Гражданское
|
Товарные, валютные, фондовые сделки
|
Нормативно-правовая база биржевой деятельности
|
Гражданское Финансовое
|
Сделки по сбыту машинно-технических изделий
|
Договор финансовой аренды (лизинга)
|
Гражданское Финансовое
|
Сетевой маркетинг
|
Дистрибьюторский договор
|
Гражданское
|
Предполагая влияние правовой составляющей на сбытовую систему предприятий, необходимо провести декомпозицию последней с учѐтом еѐ субъектно-объектного состава, маркетингового инструментария, информационного обеспечения, принципов организации и управления, финансовых и прочих взаимоотношений.
Необходимо отметить следующие аспекты:
- правовой статус субъектов сбытовой деятельности,
- комплекс прав, обязанностей и ответственности субъектов сбытовой деятельности,
- взаимоотношения субъектов между собой, с контрагентами и государственными органами,
- правовая составляющая определения и использования маркетингового инструментария,
- нормативно-правовая основа управления сбытом,
- нормативно-правовая база информационной, финансовой и иной деятельности в рамках сбыта.
Не менее актуально учитывать такую обширную и оказывающую прямое влияние на организацию сбытовой деятельности предприятия область менеджмента как управление качеством, одним их ключевых принципов которого выступает учѐт позиции потребителя продукции предприятия и ориентацию на него. При этом следует учитывать как ориентацию на конечного потребителя, так и ориентацию на различного рода торговых посредников, а также правовое обеспечение данных вопросов – законодательную, договорную и комбинированную среду, регулирующую рыночные отношения предприятия и его партнѐров, потребителей, конкурентов.
ТQM тесно взаимосвязана со всеми процессами на предприятии, в том числе с процессом сбыта.
Принципы систем менеджмента качества и логистических систем во многом совпадают (Табл.2).
Управление качеством это процесс, охватывающий все логистические функции и являющийся составной частью всеобщей деятельности предприятия, ориентированной на удовлетворение потребителя путѐм постоянного, системного и интегрированного управления.
Стандарты в области качества, нормативные документы, внутренние документы и акты предприятия, начиная с Политики и Целей в области качества и заканчивая различного рода документированными процедурами и записями, являются ничем иным как правовым инструментарием, регулирующим логистические процессы и подсистемы.
Таблица 2 Базовые принципы TQM и логистики
№ п/п
|
Принцип
|
Содержание
|
1
|
Постоянство качества
|
В основе любого производственного, вспомогательного и обслуживающего процесса лежит понятие качества
|
2
|
Приоритет потребителя
|
Качество задаѐтся не производителем, а потребителем
|
3
|
Ответственность
|
Всегда должны быть определены лица, ответственные за тот или иной аспект соблюдения качества на предприятии
|
4
|
Общность усилий
|
Повышение качества продукции и услуг лежит в зоне компетентности всех работников предприятия
|
5
|
Контроль процесса
|
Необходимо контролировать процесс, а не результат
|
6
|
Интеграция TQM
|
Политика в области качества это часть общей стратегии и политики предприятия
|
Таким образом, факт многогранности и полноты наложения правовой составляющей на сферу логистики и маркетинга в целом и область сбытовых отношений в частности становится очевидным. Конечно, в настоящее время комплексные исследования по данному вопросу отсутствуют, что в совокупности с всѐ большим развитием экономических и управленческих систем на предприятиях делает вопрос правового обеспечения данных систем как никогда актуальным и востребованным.