Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СБЫТОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Распределение товаров, как отдельная отрасль логистики, постоянно претерпевает изменения, обусловленные развитием рынка, технологий, нормативно-правовой и информационной базы  и рядом иных факторов.

   Многими авторами сделаны попытки идентифицировать правовые отношения внутри сбытовых каналов, однако, по большей части, классификация сводится к договорной части, то есть рассмотрению хозяйственно- договорных отношений между участниками сбытовой цепи.

   При этом также наблюдается некоторое разделение специализации: юристы рассматривают данные связи с чётко правовой позиции, акцентируя внимание на анализе законодательной базы и прописывании правомочий сторон в той или иной сделке по реализации продукции; логисты касаются правовых вопросов весьма поверхностно, уделяя основное внимание выполнению отдельных логистических операций в процессе организации сбытовой деятельности.

   В итоге практики получают два ракурса рассмотрения вопроса, но накладывать их друг на друга вынуждены сами, как правило, упуская из виду либо правовые, либо экономические обстоятельства.

    Конечно, правовое регулирование сбытовых операций – это обширная тема исследований, не подлежащая раскрытию в рамках одной статьи. Однако, рассмотрим некоторые аспекты такого регулирования, затронув основные векторы его развития.

   Говоря о распределении товаров логистической цепи, мы неизменно затрагиваем вопрос каналов товародвижения. На настоящий момент это единственно оптимальный способ сбыта как для начинающих предприятий, так и для компаний, действующих на мировом рынке.

    Канал товародвижения выполняет ряд основных функций, которые требуют своего юридического урегулирования. К ним относятся:

-   продвижение товара на рынок;

-   организация сбыта;

-   проведение маркетинговых исследований;

-   непосредственная работа с покупателями;

-   сервис;

-   ценообразование;

-   коммуникации.

   Следовательно, каждая функция имеет своѐ правовое обеспечение и сопровождение.

    Конечно, на сбытовые процессы накладывается форма организации каналов сбыта. В настоящее время одним из ключевых аспектов выступает деление каналов по принципу маркетинговой политики: на горизонтальные и вертикальные маркетинговые системы. В последнем случае рычаги правового воздействия различаются в зависимости от типа вертикальной системы:

-   договорной (сотрудничество фирм в рамках заключѐнных договоров),

-   корпоративной (единое владение всеми процессами производства и сбыта),

-   управляемой (лидерство одного участника и субординация остальных членов системы)

   Помимо этого, юридическое регулирование зависит от типа торговли. В оптовой и розничной торговле действует собственное законодательное и договорное управление.

   Отдельного внимания в последнее время заслуживает так называемый канал обратного хода, основанный на рециркуляции упаковки, твѐрдых отходов и прочих побочных изделий. Здесь, помимо экологического законодательства, задействованы те же договорные или внутриорганизационные отношения между фирмами- посредниками или подразделениями предприятия.

   Представим систему наложения правового регулирования сбыта в зависимости от выше обозначенных аспектов и факторов (Табл.1.).


Таблица 1 Правовое регулирование сбытовых процессов

 

Форма организации сбыта

Правовое регулирование сбыта

Законодательство

Горизонтальные маркетинговые системы

Договоры комиссии, поручения, агентирования, договор простого товарищества

Гражданское, корпоративное

Вертикальные маркетинговые системы:

- договорная

- корпоративная

- управляемая

Договор коммерческой концессии (франчайзинг), законодательство об аффилированных лицах, внутренние нормативные акты организации

Гражданское, корпоративное

Оптовая торговля

Договоры комиссии, поручения, агентирования

Гражданское

Розничная торговля

Договоры поставки, купли-продажи

Гражданское

Государственные,  крупнокорпоративные сделки

Законодательство о торгах (аукционах, конкурсах)

Гражданское

Товарные, валютные, фондовые сделки

Нормативно-правовая база биржевой деятельности

Гражданское Финансовое

Сделки по сбыту машинно-технических изделий

Договор финансовой аренды (лизинга)

Гражданское Финансовое

Сетевой маркетинг

Дистрибьюторский договор

Гражданское

 

   Предполагая влияние правовой составляющей на сбытовую систему предприятий, необходимо провести декомпозицию последней с учѐтом еѐ субъектно-объектного состава, маркетингового инструментария, информационного обеспечения, принципов организации и управления, финансовых и прочих взаимоотношений.

   Необходимо отметить следующие аспекты:

-   правовой статус субъектов сбытовой деятельности,

-   комплекс прав, обязанностей и ответственности субъектов сбытовой деятельности,

-   взаимоотношения субъектов между собой, с контрагентами и государственными органами,

-   правовая составляющая определения и использования маркетингового инструментария,

-   нормативно-правовая основа управления сбытом,

-   нормативно-правовая база информационной, финансовой и иной деятельности в рамках сбыта.

    Не менее актуально учитывать такую обширную и оказывающую прямое влияние на организацию сбытовой деятельности предприятия область менеджмента как управление качеством, одним их ключевых принципов которого выступает учѐт позиции потребителя продукции предприятия и ориентацию на него. При этом следует  учитывать как ориентацию  на конечного потребителя, так  и ориентацию  на различного рода торговых посредников, а также правовое обеспечение данных вопросов – законодательную, договорную и комбинированную среду, регулирующую рыночные отношения предприятия и его партнѐров, потребителей, конкурентов.

    ТQM тесно взаимосвязана со всеми процессами на предприятии, в том числе с процессом сбыта.

   Принципы систем менеджмента качества и логистических систем во многом совпадают (Табл.2).

   Управление качеством это процесс, охватывающий все логистические функции и являющийся составной частью всеобщей деятельности предприятия, ориентированной на удовлетворение потребителя путѐм постоянного, системного и интегрированного управления.

    Стандарты в области качества, нормативные документы, внутренние документы и акты предприятия, начиная с Политики и Целей в области качества и заканчивая различного рода документированными процедурами и записями, являются ничем иным как правовым инструментарием, регулирующим логистические процессы и подсистемы.


Таблица  2  Базовые принципы TQM и логистики

  

№ п/п

Принцип

Содержание

1

Постоянство качества

В основе любого производственного, вспомогательного и обслуживающего процесса лежит понятие качества

2

Приоритет потребителя

Качество задаѐтся не производителем, а потребителем

3

Ответственность

Всегда должны быть определены лица, ответственные за тот или иной аспект соблюдения качества на предприятии

4

Общность усилий

Повышение качества продукции и услуг лежит в зоне компетентности всех работников предприятия

5

Контроль процесса

Необходимо контролировать процесс, а не результат

6

Интеграция TQM

Политика в области качества это часть общей стратегии и политики предприятия

 

    Таким образом, факт многогранности и полноты наложения правовой составляющей на сферу логистики и маркетинга в целом и область сбытовых отношений в частности становится очевидным. Конечно, в настоящее время комплексные исследования по данному вопросу отсутствуют, что в совокупности с всѐ большим развитием экономических и управленческих систем на предприятиях делает вопрос правового обеспечения данных систем как никогда актуальным и востребованным.