Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЕМ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТАПАМИ ЕГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

В настоящее время в условиях высокой конкурентной борьбы за ведущие места на рынке и утверждении нового типа экономики – «экономики знаний» в изучении экономических категорий предприятиями предпочтение отдается вопросам управления знаниями, его инструментарию и дальнейшим перспективам [3]. Знания определяют конкурентные преимущества и в совокупности с профессионализмом сотрудников ложатся в основу развития предприятия посредствам оперативного решения экономических, технических и организационных проблем [4].

По своей сути знание отличается от данных наличием структурности и активности, иными словами появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. Знание – это один из основополагающих ресурсов, на которых базируется деятельность любого предприятия, включающий в себя уникальный аккумулированный практический опыт специалистов и данные, используемые, циркулирующие и генерируемые в определённой организации.

Фундаментом для построения жизнеспособной системы управления знаниями является четкое представление о жизненном цикле (ЖЦ), который проходит знание на предприятие. На основе его можно разработать бизнес-процессы по управлению знаниями определенной организации.

Знание на предприятии проходит 7 последовательных этапов, которые представлены на Рисунке 1. Рассмотрим более подробно каждый из них с учетом соответствующего инструментария.


Первый этап, определения потребности в знаниях, по своей сути заключается в принятии топ-менеджерами решения о необходимости реализации некой бизнес-трансакции на предприятии, то есть обозначение определенной области знаний, которая будет задействована для решения поставленной задачи. Например, руководством было принято решение об оптимизации непроизводственных затрат компании. Следовательно, определяя потребность знаний, мы выделяем для себя следующие области: знание о перечне непроизводственных затрат (издержки на содержание АУП, издержки на электричество, телефонную связь, на обслуживание компьютеров, затраты на рекламу и пр.), знание о факторах, влияющих на величину каждого вида этих затрат, знание о причинах возникновения данных видов затрат и т. д. На втором этапе происходит выявление источников знаний по каждому ранее определенному виду. В качестве таких источников могу выступать журналы; сайты; обзорная информация по вопросу, определенному на предшествующем этапе; специалисты предприятия, в компетенцию которых входит данная задача; а также подразделения или группы специалистов компаний, которые, к примеру, занимают ведущее место в решении поставленной задачи. Далее наступает этап создания знания, сущность которого состоит в накоплении информации по определенной задаче. Накопление может происходить посредствам обмена опытом между подразделениями или сотрудниками, посредствам адаптации и структуризации уже имеющих знаний у рабочей команды. В качестве инструментов здесь можно выделить метод «мозгового штурма», творческую рабочую атмосферу (проведение исследований, техническая инфраструктура), метод «интеллектуальных карт». Чаще всего этот процесс протекает бесконтрольно, не формализовано в головах ответственных сотрудников, именно поэтому после него идет этап формализации. Знания структурируются и записываются в виде различных технических условий, карт или описаний технологических процессов. Этот этап тесно связан со следующим – сохранением и структуризацией знаний, когда они подвергаются обработке и дальнейшему сохранению. Говоря о сохранении знаний на предприятии, на помощь приходят различные информационные технологии, также сюда относятся способы представления результатов аудита знаний. Выше упомянутые методы сохранения распространяются исключительно на явные знания, если говорить о неявном знании, его следует сначала с помощью соответствующих методов преобразовать в явное знание. На данном этапе применяется следующий инструментарии:

·       Карта знаний организации – это графическое изображение с помощью визуальных средств (диаграммы, схемы и т. д.) того, где, у кого и какие знания находятся на предприятии [2]. Различают карту знаний специалиста и корпоративного знания: в первом случае это перечень требований к знаниям специалиста, работающего или планирующего работать на конкретной должности, в ней отражены все важнейшие процедуры управления знаниями, в которых участвует этот специалист; во втором случае – это формализованная и визуализированная структура распределения знаний в организации, которая строится на основе организационной структуры, то есть она содержит распределение элементов знаний по различным организационным объектам – функциям, процессам, организационным единицам и др.

·       Единое информационное хранилище, представляющее собой предметно-ориентированную, интегрированную и содержащую историю, неизменяемую совокупность данных, целью которой является поддержка процесса принятия решений. Данный инструментарий активно применяется на предприятиях ОАО «РЖД» [1];

·       Библиотека лучших практик – это по своей сути удачные типовые решения, уже опробованные на практике.

Далее следует этап, на который собственно направлена система управления знаниями, на распространение их среди сотрудников и постоянное использование знаний. Распространение осуществляется с помощью информационной системы и/или имеющихся материалов в случае формализованного знания или с помощью системы наставничества, корпоративных университетов – в случае персонализированных знаний. Стоит отметить, что целью управления знаниями является процесс создания корпоративной памяти, которая аккумулирует ценные знания предприятия и структурирует их в соответствии с критериями области применения и важности. Структура таких знаний может иметь следующий вид:

·       Знания о клиентах;

·       Знания о конкурентах (стратегии);

·       Знания о  выпускаемом продукте или услуге (занимаемое им место на рынке,  соотношение цены- качества, степень удовлетворения потребности покупателя и т. д.);

·       Знания о сотрудниках (мотивация, повышение квалификации, профессиональный уровень и т.д.);

·       Знание о процессах (технологии, методы управления и т. д.).

Данное структурирование способствует распространению и использованию знаний на предприятии максимально эффективно и оперативно. Ускоряется трансфер знаний от сотрудника к сотруднику, появляется открытость потока знаний, и становится понятно, какими вопросами занимается тот или иной сотрудник и какими знаниями он обладает. На данном этапе активно применятся следующие инструменты управления знаниями:

·       Обучение персонала, которое происходит через организацию различных семинаров, тренингов или же внутренних конференций;

·       Программа наставничества заключается в том, что обучение новых сотрудников, иными словами распространение знаний происходит с помощью более опытных кадров через управление карьерой, развитие персонала;

·       Сообщества практиков – это тематические форумы ведущих специалистов предприятия в своих областях;

·       Центры знаний.

Завершающим этапом жизненного цикла знания является коррекция содержания и практики знаний, иными словами необходимо постоянно проводить в организации мониторинг результатов работы системы управления знаниями по выбранным центрам ответственности. И в случае выявления отклонений в функционировании системы необходимо внести соответствующие коррекции, в обратном случае – перенести опыт хорошей практики на остальные подразделения.

В заключение стоит отметить, что изучение вопроса управления знаниями на предприятии, а в частности жизненного цикла знания, способствует решению проблем, связанных с информационной перегруженностью (хранение и применение устаревших информационных ресурсов, трата значительной части рабочего времени на поиск необходимой информации и т. д.), затрудненной коммуникацией между подразделениями (дублирование должностных обязанностей сотрудниками) и неэффективным применением индивидуального и коллективного опыта (частые повторяющиеся ошибки в производственном процессе, появление лишней работы, слабая адаптация новых сотрудников и т. д.). Поэтому если предприятие планирует удерживать конкурентное преимущество, ему необходимо разработать и внедрить эффективную систему управления знаниями.

 

Список литературы

1.     Дулецкий В.А. Единое корпоративное информационное хранилище МПС: взгляд с уровня дороги [Электронный ресурс] // Автоматика, связь, информатика. URL: http://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&id=5490 (дата обращения: 19.04.2016)

2.     Духнич Ю. Карта знаний [Электронный ресурс] // URL: http://www.smart-edu.com/karta-znaniy.html (дата обращения: 19.04.2016)

3.     Макаров В. В., Блатова Т. А. Информационно-коммуникационные технологии как индикатор развития экономики знаний // Российский гуманитарный журнал. 2014. №4 С.275-281.

4.     Макаров В. В., Гусев В. И., Синица С. А. Методический подход к оценке информационных ресурсов // Информационные технологии и телекоммуникации. 2013. Вып. 3. С. 72–78.