Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    В мировой практике апробирован широкий спектр управленческих подходов, приемов, способствующих, как формулированию и реализации общей стратегии развития того или иного хозяйственного сообщества (объединения, компании и т.д.), так и выработке эффективных и востребованных с их стороны политик: научно- технической, инновационной, промышленной и т.д. Данная деятельность призвана содействовать созданию реальных условий для осуществления и стимулирования инновационной деятельности на макро- и микроуровнях функционирования хозяйственной системы. Здесь основная проблема, с которой сталкиваются хозяйственные субъекты, участвующие в осуществлении данного вида деятельности, заключается в том, чтобы, с учетом накопленного мирового опыта, выбрать и на практике реализовать, такие виды и формы управления, которые будут наиболее эффективными и востребованными в определенных условиях хозяйствования. Другими словами, следует определить такие подходы к формированию и развитию организационно – экономического механизма хозяйствования на всех уровнях его функционирования, которые позволят с наименьшими социально – экономическими затратами выйти на оптимальную траекторию всеобщего инновационного роста.

    Апробированный опыт показывает, что на современном этапе развития наиболее востребованными видами и формами реализации данного организационно – экономического механизма являются:

-   развитие венчурных механизмов освоения инноваций;

-    создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу НИОКР и освоения новых технологий;

-     развитие инновационного потенциала регионов,  территорий за счет активизации имеющихся у них научно-технических ресурсов;

-   использование возможностей технологических трансфертов, как на национальном, так и международном уровнях.

   Венчурный механизм

   Венчурный механизм на современном этапе играет значительную роль в становлении и развитии магистральных отраслей экономики, ориентированных на поиск, апробацию и применение инновационных научно – технических достижений. Например, микропроцессорной техники, персональных компьютеров, генной инженерии и т.д. Однако, например, в практической деятельности США, ежегодные инвестиции венчурного капитала в последнее время, несмотря на бурный рост развития данного механизма финансирования в начале нашего тысячелетия, суммарно в десятки раз меньше государственных расходов, направленных на НИОКР, и сопоставимы с затратами отдельных крупнейших компаний.

    Считается, что основным источником высокой эффективности венчурных инвестиций является оптимальная выработка самого курса, направленного на реализацию принципиально новых  инновационных проектов. Данная оптимизация основана на гармоничном взаимодействии следующих процессов:

-     успешно апробированных методов управления инновационной деятельностью, которые позволяют предельно минимизировать сопутствующие финансовые риски;

-   с формированием соответствующих стимулов осуществления данной деятельности со стороны основных ее субъектов: ученых, изобретателей, инвесторов, менеджеров и др.

    К основным источникам формирования и развития венчурного на современном этапе можно отнести, в частности, в российской практике,:

-   акционерные общества закрытого типа (финансовые накопления пенсионных фондов, крупных частных инвесторов и др.) с последующим преобразованием их в акционерные общества открытого типа;

-   открытые фонды венчурного капитала, созданные в форме товариществ;

-   венчурный капитал концернов с образованием собственного инвестиционного объединения, например, в форме пула, где венчурные вложения рассматриваются, как своего рода «исследования», «разработки», способные приносить компаниям и их владельцам значительные выгоды.

    Мировой опыт свидетельствует о том, что для успешного становления и развития венчурного бизнеса необходимы особые налоговые льготы, направленные на поддержание и стимулирование высокорискованных среднесрочных и долгосрочных инвестиций.

    Необходимость финансовой поддержки научно - прикладных инноваций не вызывает возражений на всех уровнях управления хозяйственного сообщества. Однако, в силу существующих бюджетных ресурсных ограничений и, при этом, наличия самых многообразных жизненноважных социально – экономических проблем правительствам государств каждый раз приходится осуществлять выбор в пользу того или иного направления развития. В силу этого, к наиболее приоритетным, с точки зрения прямого государственного финансирования, относятся такие виды и формы осуществления инновационной деятельности, которые не могут быть поддержаны коммерческим сектором в силу высокого, сопутствующего им, неконтролируемого риска, а также из – за коммерческой неопределенности их результатов (например, в ходе коммерциализации фундаментальных исследований). Кроме того, к ним также относятся и крупные по своему объему проекты, реализация которых связано с несением трудноокупаемых расходов на их осуществление, в частности, крупномасштабные научно- технические проекты. Государство также традиционно участвует в процессе прямого финансирования НИОКР в таких областях, где оно является основным заказчиком высокотехнологичной продукции/услуг, например, в области разработки и освоения военной техники, или в тех сферах, где существует реальная угроза национальным производителям со стороны международной конкуренции.

    Стимулирование частных капиталовложений в НИОКР

   В последние годы в развитых странах отмечается устойчивое смещение мер поддержки наукоемкого производства с прямого финансирования со стороны государства на косвенные методы поддержки и стимулирования, доказывающих свою более высокую социально - экономическую эффективность на практике.

   Одной из наиболее распространенных форм подобного сотрудничества являются налоговые льготы на проведение НИОКР и осуществление инновационной деятельности. Несмотря на существующее многообразие национальных подходов к решению данного вопроса, можно утверждать, что представление наибольших льгот связано со снижением ставки налога на прибыль для промышленных компаний в соответствии с достигнутым уровнем их  инновационной восприимчивости и активности. Чем больший вклад в развитие успешно коммерциализованной инновационной деятельности демонстрируют данные компании, тем на больший объем налоговых льгот они могут рассчитывать. При условии не достижения данной цели, представленные налоговые льготы не смогут в полной мере компенсировать фирме снижение ее предпринимательской эффективности.

   Предприятие, не заинтересованное в освоении новых наукоемких видов продукции/услуг или инновационных технологий, ориентированное на рациональное экономическое поведение на рынке не станет направлять заработанные собственные средства на проведение и финансирование НИОКР, прогнозируемые результаты которых не гарантируют ощутимой прибыли, а следовательно, и не будет претендовать на получение установленных налоговых льгот. Идея косвенного налогового стимулирования приобретает в последние 20 лет все большую популярность, поскольку государство ставит перед частным сектором определенную цель и выделяет финансовые ресурсы на ее реализацию. При этом, направляемые ресурсы не распределяются напрямую между конкретными участниками инновационного процесса, а предлагаются всем потенциальным претендентам в форме налоговых льгот по уплате налога на прибыль. Воспользоваться Данный источник развития востребован тем хозяйственными субъектами, которые изначально заинтересованы в решении поставленных перед ними государственных задач.

    К числу специальных налоговых льгот, широко используемых на практике в развитых странах с целью стимулирования инновационной деятельности в современных условиях, можно отнести следующие:

-     возможность полного списания на себестоимость текущих некапитальных расходов на проведение исследований и разработок;

-    возможность переноса сроков списания затрат на осуществление НИОКР из налогооблагаемой базы на наиболее благоприятный для компании период. Данное обстоятельство особенно привлекательно для вновь создаваемых инновационных предприятий, а также для тех компаний, которые не имеют на данном этапе собственного развития достаточного объема прибыли, чтобы в полной мере иметь возможность воспользоваться предлагаемыми налоговыми льготами;

-   ускоренная амортизация оборудования, зданий, используемых с целью проведения НИОКР;

-    предоставление налогового кредита (tax credit), позволяющего промышленным фирмам уменьшать уже начисленный налог на прибыль на величину, равную определенному проценту от произведенных расходов на реализацию НИОКР и/или проценту от темпа их прироста за определенный период времени.

   Существенное влияние на процесс привлечения частных инвестиций в данную сферу хозяйствования оказывают и такие традиционные меры макроэкономического регулирования, как ставка банковского процента, уровень налогообложения доходов граждан, величина ставки налога на операции с ценными бумагами и др.

   Выравнивание инновационного потенциала регионов

   Существенным резервом для расширения возможностей инновационного роста в масштабах национального хозяйства является выравнивание инновационного потенциала регионов и территорий за счет активизации имеющихся у них в наличии и не используемых в полном объеме в ходе своего развития научно- технических ресурсов.

    Поиск решения этой проблемы стало одной из ключевых целей, направленных на формирование и развитие современной региональной промышленной политики. Это  связано  с тем, что  в начале 80-х годов большинство развитых стран столкнулось с определенными экономическими трудностями, инициирующими социальной напряженности в результате неравномерности развития регионов. К ним относились: утрата конкурентоспособности технически отсталых предприятий в старых промышленных центрах, рост безработицы и широкая миграция населения в поисках лучших условий жизни, загрязнение окружающей среды и т.д.

    Современный мировой опыт хозяйствования показывает, что даже наиболее благополучно развитые регионы остро нуждаются в развитии собственного инновационного потенциала. Это связано с тем, что инновационная деятельность на современном этапе рассматривается, как ключевой фактора повышения конкурентоспособности предприятий, действующих на их территории. Кроме того, это также способствует : созданию дополнительных рабочих мест в этих географических нишах, увеличению отчислений в государственную казну, открытию филиалов крупных компаний, в том числе и зарубежных, что стимулирует, в условиях глобализации, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов, определяющих во многом направление и скорость регионального развития. Наконец, должное внимание к инновационным проблемам способствует проведению диверсификации экономической деятельности регионов. В этом особо нуждаются территории с высоким уровнем специализации производственной деятельности, а, следовательно, подверженных и большему риску, вероятность наступления которого возникает, как при изменении экономической конъюнктуры, так и наступлении более глубоких кризисов.

   Таким образом, можно говорить о том, что обеспечение регионального инновационного развития это не только экономическая, но и социально-политическая задача, требующая активного содействия, направленного на взаимовыгодное сотрудничество, со стороны всех заинтересованных сторон данного процесса. Особенно - со стороны федерального правительства и региональных (муниципальных) органов власти.

   Актуальна эта проблема и в современных экономических условиях России, когда региональные власти и хозяйствующие субъекты, представляющие данное территориальное образования, ориентированы на самостоятельный поиск и формирование необходимых ресурсов для развития собственной инновационной деятельности.

    Достаточно активную роль в данном процессе играют сложившаяся еще в советские годы сеть научно- исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Их зачастую невостребованный в полной мере научно-технический и инновационный потенциал постепенно начинает процесс переориентации на самостоятельное решение проблем собственного регионального развития. Интерес к данному процессу проявляют, участвующие в нем все заинтересованные стороны:

-   местные предприятия, связанные со сферой производства, взаимодействующие с вузами и получающими от них существенную поддержку в виде нестандартных свежих идей, разработок, исследований, а также притока молодых специалистов, подготовленных к работе в изменившихся экономических условиях;

-      научные коллективы и отдельные  ученые находят новые сферы приложения своих знаний и ориентированы на самостоятельный поиск дополнительных источников финансирования НИОКР. Это приводит к тому, что в интересах регионов начинает активнее формироваться и работать «человеческий капитал».

Учитывая мировой опыт, можно утверждать, что на практике довольно успешно апробирован ряд организационно-экономических мер, способствующих данному процессу регионального инновационного развития:

-     осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях;

-     привлечение прямых государственных субсидий и целевых ассигнований со стороны региональных (местных) органов власти;

-     предоставление налоговых льгот, направляемых на поддержание и стимулирование регионального инновационного развития;

-   формирование научных (технологических, инновационных) парков;

-   создание инкубаторов малого инновационного бизнеса;

-    образование, под эгидой государства и местных органов исполнительной власти, центров по передаче технологий из государственного сектора экономики в промышленность;

-   организация управленческого консультирования предпринимателей и т.д.

   Вместе с тем, очевидно, что конкретная инновационная политика определяется складывающимися социально - экономическими условиями и возможностями ее реализации. В силу этого, не существует универсальных мер по ее выработки и реализации. Каждое государство, каждый регион, каждое организованное сообщество подходят к решению проблем регионального инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, ресурсов, целей потребностей и интересов.

   Инновационные трансферты (стратегические альянсы)

    К другим инструментам инновационного развития в современной экономике можно отнести технологические трансферты, т.е. процесс передачи акционированным промышленным предприятиям, предпринимателям новых технологических разработок, созданных в государственном секторе или при финансовой поддержке со стороны государства. Новые возможности для осуществления подобных взаимодействий открывают стратегические объединения ( альянсы).

   Такая форма научно-технической кооперации основана на сотрудничестве всех заинтересованных сторон в данном процессе в соответствии со следующими условиями: каждый участник вносит свой собственный вклад в разработку и получение новых научно - технологических знаний; функционирование данного объединения основано на основе взаимного добровольного обмена имеющимися у его участников технологиями; хозяйственные субъекты разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются правом контроля за процессом его осуществления; в рамках данного объединения сохраняется полная самостоятельность и независимость его участников; взаимодействие с партнерами осуществляется только в случае возникновения какой - либо потребности.

   На первоначальных стадиях совместного формирования и освоения новых продуктов/услуг, технологий обычно преобладают стратегические объединения (альянсы), нацеленные на проведение исключительно НИОКР. На более поздних фазах осуществления инновационного процесса возможны также производственные и маркетинговые объединения (альянсы).

   К середине 2000-х годов в мировой практике насчитывалось свыше 14 тыс. международных стратегических технологических альянсов. Более четверти из них функционировало на основе осуществления совместных проектов в области микроэлектроники, вычислительной техники, автоматизации промышленного производства, телекоммуникаций, биотехнологии, новых материалов и т.д. В страновом контексте преобладают объединения партнеров из США и Западной Европы. Российская практика также демонстрирует готовность и востребованность формирования и развития таких форм инновационной активности.

   При этом, с целью повышения эффективности функционирования подобных образований и, как следствие, всего организационно – экономического механизма, способствующего формированию и развитию инновационной деятельности, необходимо учесть следующее обстоятельство: инноватору или законному приобретателю его прав на интеллектуальную собственность необходимо быть уверенным в возможности осуществления правовой защиты собственных интересов. До тех пор, пока права не защищены должным образом коммерциализировать инновацию будет проблематично.

   Развитие данных инновационно активных форм деятельности способствует формированию и развитию действенного и наиболее восприимчивого к инновациям организационно – экономического механизма, обеспечивающего устойчивое развития всем его участникам в долгосрочной перспективе.

Список литературы

1.     Гольдштейн Г.Я., Инновационный менеджмент, учебное пособие, ТРТУ, 2006

2.     Инновационный менеджмент, М, «Экономика», 2010

3.     Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов, под ред. С.Д.Ильенковой, М, 2007

4.     Коновалов В.М., Инновационная сага, М., 2010

5.     По материалам: Donald G. Marguis, The Anatomy of Successful Innovation / Анатомия успешной инновации/ 2010-2011. Перевод, обработка А. Сенин.

6.     По материалам статьи А.Дагаева, Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления, №5, 2009



7.     Шеко П., Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления №2, 2009