Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

Аннотация: Новые экономические условия, благодаря которым происходит модернизация российской энергетики и предприятий всех отраслей, ставят проблему поиска новых путей повышения экономической эффективности проектов, приобретающую всё большую актуальность. Цель данного исследования заключается в рассмотрении: развития промышленности по пути ипмпортозамещения в целом в условиях внешней технологической изоляции ввиду введения торгово-экономических санкций, основных решений принимаемых на уровне Правительства РФ по данному вопросу и ожидаемой экономической эффективности проектов. В заключении установлено, что в условиях финансового кризиса и экономических санкций создание современной производственной инфраструктуры и необходимых технологий позволит повысить конкурентоспособность продукции и эффективность проектов, уровень развития которых является индикатором научно-технического потенциала страны, позволяющим оценивать степень ее финансовой устойчивости и надежности. И как следствие к снижению импорта, в том числе продовольственного, в страну в целях обеспечения внутренней экономической безопасности страны.

Ключевые слова: импортозамещение, инновации, технологии, управление, эффективность, финансовая устойчивость, экономическая безопасность.

Annotation: New economic conditions thanks to which there is an upgrade of the Russian power and the entities of all industries put the problem of search of new ways of increase in cost efficiency of projects acquiring the increasing relevance. The objective of this research consists in consideration: development of the industry on the way of an importozameshheniye in general in the conditions of external technological isolation in view of entering of trade and economic sanctions, the main decisions made at the level of the Government of the Russian Federation on the matter and the expected cost efficiency of projects. In the conclusion it is established that in the conditions of financial crisis and economic sanctions creation of a modern production infrastructure and necessary technologies will allow to increase product competitiveness and efficiency of projects which level of development is the indicator of scientific and technical capacity of the country allowing to estimate degree of its financial stability and reliability. And as a result to decrease in import, including food, to the country for the purpose of ensuring an internal economic safety of the country.

Keywords: importozameshheniye, innovations, technologies, management, efficiency, financial stability, economic safety.

Актуальность темы определяется возросшей ролью импортозамещения за период с 2014 г. по настоящее время в экономике России во всех отраслях промышленности, а также сельском хозяйстве. Так как в настоящее время национальная экономика испытывает отрицательное воздействие секторальных санкций со стороны стран-участниц G-7 «Большой семерки», экономическая политика которых диктует условия развития и наиболее важные тенденции по всему миру, что характерно для глобальной экономики. Однако не следует исключать, и тот фактор, что рецессия мировой экономики, которая ещё не до конца оправилась от экономического кризиса 2008 г., также пагубно влияет и на национальную экономику.

Так с середины 2014 г. национальная экономика столкнулась со сложностями, связанными с ограничениями на ввоз новых производственных технологий, особенно для развития высокотехнологичных отраслей, оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и крупных мегапроектов, например, по освоению Арктической зоны. Оставляя за рамками рассмотрения внешние и внутренние факторы, совокупное воздействие которых породило проблему необходимости импортозамещения в сфере внедрения технологий, остановимся на вопросе инновационного развития обрабатывающих производств с использованием существующего потенциала импортозамещения [1].

Для функционирующей в России экономической модели был характерен постоянно увеличивающийся приток импортной продукции: за 2005-2013  гг. темп роста импорта  промышленной продукции в три раза превысил темп роста экспорта [2].

Вместе с тем следует, также отразить шаги принимаемые Правительством России в области импортозамещения, как одного из мероприятий направленных на преодоление зависимости от стран Запада и ликвидацией топливно-сырьевой зависимости.

Вопросом продовольственной безопасности власти страны озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020» – импортозамещение. Однако быстро введенные западные санкции заставили правительство посмотреть на проблему значительно шире и сформировать масштабную программу, охватывающую гораздо большее количество отраслей, в которых задача импортозамещения стала актуальной. Программа Правительства по импортозамещению вылилась в утверждение новой редакции Государственной программы №328 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» [3], а затем и в ряд других законодательных актов, целью которых является более четкое позиционирование роли государства в процессе импортозамещения.

Импортозамещение в российском машиностроении началось в 2005–2006 годах, и наилучшего момента для старта кампании придумать было трудно: экономика на подъеме, спрос на автомобили растет, Россия к тому времени членом ВТО ещё не являлась. Принятые в эти года меры по импортозамещению способствовали развитию конкуренции на рынке, а не к укреплению на нем позиций одного лишь АвтоВАЗа. Результатом стала двукратный рост производства автомобилей к 2010 году.

Благодаря этим мерам автопром сегодня является одним из лучших примеров реализации политики импортозамещения на деле, показывая конкретные результаты в относительно короткий промежуток времени. Локализация автопроизводства на территории страны велась централизованно и последовательно, что привело к настоящему инвестиционному цунами в отрасли: уже к 2010 году сборочные производства в России открыло большинство лидеров мирового автомобилестроения: Toyota, Peugeot-Citroёn Volkswagen, Renault-Nissan, Ford, PSA, Mitsubishi, General Motors, Hyundai-Kia и другие.

В феврале 2011 года тиски импортозамещения для зарубежный автоконцернов продолжили сжиматься: утверждены новые правила работы иностранных автопроизводителей в России («Промсборка- 2»), которые по сей день подталкивают авто-гигантов расширять производственные мощности до 300–350 тыс. автомобилей в год, поднимать уровень локализации до 60 % и инвестировать в научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы. Со всеми задачами нужно управиться до 2018 года. Таким методом была сформирована некая «критическая масса» рынка, и самостоятельно начали срабатывать простые законы экономики – поставщикам стало выгоднее не через три моря везти в страну комплектующие, а инвестировать в их изготовление здесь и сейчас, чтобы быстрее встроиться в технологическую цепь российского машиностроения, что, как мы знаем, после ослабления рубля удалось не всем. В настоящее время, «Автостат» отчитался о ста моделях (27 марок) легковых автомобилей, которые собираются на территории РФ. Средний уровень локализации при этом составляет 45% [4].

Импортозамещение является важным средством улучшения платежного баланса и сохранения валютных запасов государства, предотвращения инфляции, нормализации внутреннего рынка, противодействия безработице. Но нельзя не отметить и положительные моменты, связанные с поступлением в страну импорта, такие как обогащение внутреннего ассортимента товаров, поступление и внедрение современных технологий и оборудования и т.д. Импорт позволяет оценить национальные товары с точки зрения их конкурентоспособности.

Двигателем в процессе развития импортозамещения в государстве являются иностранные инвестиции. Приток денежных средств в страну посредством инвестиций и создание новых производственных мощностей на территории того или иного государства создают благоприятные условия для производства новых товаров и услуг, создания дополнительных рабочих мест. Наряду с денежными вкладами в производство на территории иностранного государства, инвестор создает благоприятную среду для внедрения новых технологий, обмена опытом, приобретения навыков грамотного ведения бизнеса у менеджеров и топ-менеджеров компаний принимающего государства.

Для эффективного проведения политики импортозамещения в стране необходимо создавать благоприятные организационно-экономические условия, совершенствовать и внедрять новые технологии, а также перенимать опыт внедрения такой политики у стран, которые провели импортозамещение и благополучно перешли к экспортоориентированной экономике.

Таким образом, успешная организация производства инновационной импортозамещающей конкурентоспособной продукции обеспечит дополнительную добавленную стоимость для национальной экономики в виде разветвленной цепочки поставок в промышленности, что в свою очередь окажет мультипликационный эффект в смежных отраслях, увеличит количество дополнительных рабочих мест и может выступить драйвером роста российской экономики. Однако необходимо совершенствовать и форсировать реализацию процесса импортозамещения в целях дальнейшего повышения экономической независимости России.

Список литературы

 

 

1.           Борисов Владимир Николаевич, Почукаева Ольга Викторовна, Балагурова Евгения Александровна, Орлова Татьяна Григорьевна Роль импортозамещения в развитии машиностроения // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. №13. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-importozamescheniya-v-razvitii-mashinostroeniya (дата обращения: 13.05.2017).

2.           Почукаева О.В. Влияние инновационно-технологического фактора на инновационное развитие // Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2014. С. 245-263.

3.           Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

4.            http://zimport.ru/programma-pravitelstva-po-importozameshheniyu-do-2020-goda/.