Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ГАЗОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   На сегодняшний день энергоэкономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Турецкой Республикой является одним из ключевых моментов формирования обоюдных внешнеэкономических связей. Согласно проведенным исследованиям за последние пять лет в мире наблюдаются значительные подъемы в развитии международных рынков газа. В частности, происходит преобразование рынка газа Евросоюза, а также дерегуляция газового рынка Турции. Данная тенденция способна дать толчок развитию отношений между Россией и Турцией в энергетической отрасли, и в тоже время предоставить новые возможности для формирования стратегического «газового» сотрудничества.

   На фоне нынешних конфликтов на территории Украины [2], косвенно влияющие на экономическую и политическую сферы деятельности других стран, у России и Турции сохраняется целый ряд важных общих интересов, наиболее актуальным из которых является вопрос о формировании газовых потоков.

   Начиная с лета 2007, сразу после завершения организованной властями Украины газовой конфронтации с Россией, началось проектирование газопровода «Южный поток» (далее – ЮП, прим. автора) простирающегося по дну Черного моря в страны Евросоюза в обход территории в обход украинской территории.

    Прокладка ЮП с изначально задуманной мощностью в 63 млрд м3  газа в год, способной обеспечить

    требующийся объем газа для всех индоевропейских стран, стартовала в конце 2012 г. под руководством компании ОАО «Газпром». Стоит отметить, что создание ЮП было необходимым условием для нормального функционирования энергоструктуры европейских стран, где его внутренняя добыча способна покрыть лишь 40% от общего спроса.

   Во-вторых, согласно проводимым исследованиям в области энергетики: несмотря на повышающийся спрос, добыча газа в Европе постепенно снизится со 186 млрд. м3 до 105 млрд. м3 в период с 2011 по 2035 года. Таким образом, к 2035 г. от 78% до 82% возможной необходимости европейских стран в газовых ресурсах планируется покрывать за счет импорта.

    В конце июня 2009 г. правительство Болгарии осведомило о своем отказе в участии строительства ЮП ввиду содействия в спонсированном США строительстве газопровода «Набукко», ставившем своей целью добычу газа из Азербайджана и Ирана и его поставку в Европу.. В конце ноябре 2010 г. План проекта «Набукко» был свернут и Болгария вновь стала участником проекта ЮП.[3]

    В апреле 2014 г. при участии США на основе «Третьего энергопакета», согласно которому владельцами расположенных на территории ЕС магистральных трубопроводов , занимающиеся расположенных на территории ЕС магистральных трубопроводов не могут быть компании, занимающиеся непосредственной добычей газа, Еврокомиссией была принята резолюция об остановке строительства ЮП. Как следствие в июне 2014 г., П. Орешарски - премьер Болгарии, официально заявил об окончательной остановке работ по прокладке ЮП на территории Болгарии: «Теперь пару слов о таком крупном проекте, как «Южный поток» с учѐтом позиции Еврокомиссии, которая не способствует реализации этого проекта, с учѐтом того, что мы до сих пор не получили разрешения от Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта»6

     1 декабря 2014 г. президент Российской Федерации В.В. Путин во время официального визита в Анкару заявил, что на основе сложившейся энергополитической ситуации Россия отказывается от реализации ЮП в связи с позицией Евросоюза и бюрократическими проволочками со стороны Болгарии:

   И уже 12 декабря Еврокомиссия получила официальное заявление с российской стороны о сворачивании «Южного потока» и постройке на его базе другого газопровода сквозь Турцию в Южную Европу.

    Согласно российско-турецкому соглашению заключенному 1 декабря 2014 г. прокладка нового газопровода обязана осуществляться по уже проходящему на дне Черного моря ЮП увеличив мощности до предполагаемых изначальным проектом 63 млрд. м3 газа в год.

   При этом 15–16 млрд м3 газа придётся на непосредственное потребление самой Турции, остальное должно транспортироваться в Европу. Ключевым моментом на пути создания нового газопровода «Голубой поток» (далее - ГП, прим. автора), является модернизация уже действующих газодобывающих станций, что в свою очередь даст возможность увеличить объем поставляемый в Турцию газа с 25 млрд м3еще на 3 млрд м3 [4]

6   Источник: Kremlin – режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/47126

Таблица 1 Поставки Российского газа в Турцию

  

Поставки в Турцию

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Всего,млрд м3

-

-

-

19,9

23,4

23,8

20

18

26

27

26,7

27,3

Голубой поток, млрд м3

2

3,2

5

7,5

9,5

10,1

9,8

8,1

14

14,7

13,7

14,2

 

   Так или иначе, повышение мощностей ГП совместно с постройкой нового газопровода будет способствовать реализации намерения Европы – использование азербайджанского газа. Несмотря на намерение большого количества авторов сделать из Российской Федерации и Азербайджана конкурентов на Европейском газовом рынке [5], реконструкция на черноморском маршруте российского газа с Болгарии на Турцию открывает новые перспективы для более тесной кооперации двух стран.

   Мнение экспертов заключается в том, что перенацеливание маршрута экспорта российского газа выгодно обеим странам. Они не будут составлять друг другу конкуренцию на европейском газовом рынке, но будут вместе осваивать его.

   И все таки максимум полезности от реализации проекта получает Турция. Во первых, она в будущем оказывается владельцем огромного газового распределительного узла, находящегося на южной границе территории ЕС, в который один только Газпром после завершения работ по прокладке всей трубопроводной сети нового «Южного потока» будет иметь возможность качать до 50 млрд. м3 газа в год, не учитывая около 10 млрд м3 газа с азербайджанского Шах – Дениз. Так же к Российско–Турецкому газовому потоку имеет возможность подключиться иранский газ Южного Парса, если санкции с Тегерана будут сняты, то Иран намеревается продавать этот газ в Европу, и так же израильский газ с шельфового месторождения «Левиафан». Именно так Турция оказывается важным посредником в газовых поставках по всей Южной Европе. (Цена на газ для Турции с 1 января 2015 года будет понижена на 6% по словам В. Путина)

   Формирование энергетического союза Турции и России изменит внешнеполитические интересы Турции. Заинтересованность в экономическом альянсе с Москвой заставит Анкару задуматься о разрешении Российско– Турецких споров по большому количеству проблем в том числе по Сирийскому вопросу, где Турция вполне может оказаться геополитическим союзником России.

    8 декабря 2014 года в Анкару прибыла делегация ЕС во главе с верховным представителем ЕС по иностранным делам  и политике безопасности Ф. Могерини. ЕС  признал, что Россия доминирует на рынке энергоресурсов и слишком настойчиво проводит оборону своих национальных интересов. Позицию Турции четко выразил министр энергетики и природных ресурсов Т. Йылдыз: он объявил, что Анкара не имеет затруднений с реализацией проектов вместе с Российской Федерацией, в том числе новую систему газотранспорта.[6]

    Обновление маршрута Южного потока способствует сохранению обьемов газовых поставок в страны Южной Европы, а так же обретению некоторых стратегических выгод.

1)     Ликвидация воздействия Соединенных Штатов Америки на экспорт энергоресурсов в страны-члены ЕС из стран ближнего востока (Иран, Азербайджан).

2)     Утверждение делового сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.

3)     Демонстрирование изъянов «Третьего энергопакета» с его сдерживающим влиянием на суверенность стран Европы и в то же время тенденцией ограничить склонность поставщика в лице Российской Федерации определять для потребителя, то есть Европы кондиции сбыта газа.

Список литературы

1.     Боркова Е.А. Нефтегазовый сектор Севера России и проблемы его развития// Серия «Экономика», Вестник ИНЖЕКОНа №1(28), 2009.

2.     Пирожков С. От украинско-российской конфронтации несут потери обе стороны // День.- 1997.- №187.

3.     Turkmenistan's integration in Nabucco is important for Europe: Austrian government. Режим доступа: http://en.trend.az/capital/pengineering/1603756.html

4.     Поставки газа по газопроводу «Голубой поток». Газпром (2014).

5.     Жуков, С.В. Перестройка европейского газового рынка / Науч. рук. С.В. Жуков // Глобализация рынка природного газа: возможности и вызовы для России. — М.: ИМЭМО РАН, 2010. С. 68

6.     Шакарян         А.        Современный           этап        российско-турецкого             сотрудничества.           Режим         доступа: http://www.noravank.am/printversion.php.