Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Согласно мнению зарубежных экспертов в области национального брендинга Е. Жаффе и И. Небенжаль одним из определяющих факторов развития бренда страны служит индустрия туризма, которая за последние десятилетия стала одной из самых прибыльных видов бизнеса и быстро растущим сектором экономики. Именно туризм позволяет поддержать позитивные ассоциации о стране, ее продуктах, услугах и гражданах, способствует продвижению отечественных брендов, сохранению природно-туристских ресурсов и национального историко-культурного наследия проживающего народа. Благодаря туризму усиливаются экономические и культурные связи между государствами, улучшается инфраструктура туризма и экология. Значительным его преимуществом является мультипликативный эффект, отражающийся на устойчивом развитии других смежных отраслей экономики.

В этой связи, в Казахстане отводится особая роль развитию туризма в формировании привлекательности страны. Однако, несмотря на богатый туристско-рекреационный потенциал и государственную поддержку, индустрия туризма характеризуется недостаточным уровнем развития. Его вклад в экономику Казахстана остается незначительным. Так, доля валовой добавленной стоимости (далее ВДС), создаваемой туризмом, в ВВП Казахстана в среднем за последние 14 лет составила 1,4%. Величина ВДС туризма и его доля в ВВП страны отмечены разными динамиками развития (Рисунки 1 и 2).

Идентичные тенденции роста прослеживаются с 2000 по 2006 гг. Значительный вклад туризма в ВВП Казахстана приходится на 2006 год – 1,9% с  суммой 180,1 млрд.тг.  В условиях существующей мировой финансовой нестабильности темпы развития отечественного туризма продолжают расти в 2 этапа: с 2006 по 2010 гг.– в 1,4 раза, и значительный рост отмечен с 2010 по 2014 гг. – в 2,3 раза. Данная ситуация отражает интерес к поездкам и путешествиям со стороны туристов. Наряду с ростом суммы ВДС туризма его доля в ВВП Казахстана резко сокращается в кризисные годы с 2007 по 2010 гг. – с 1,7% до 1,2% (Рисунок 2). Лишь с 2011 г., когда кризис был преодолен, отмечается его рост вплоть до 2014 г. - с 1,3% до 1,5%.




Последствия финансового кризиса отразились и на желании зарубежных туристов посетить Казахстан (Рисунок 3). Так, количество посещений в 2009 г. по сравнению с предыдущим периодом сократилось более, чем в 2 раза (на 5,1 млн.чел.). Лишь с 2010 г., когда начался процесс преодоления кризиса, количество зарубежных туристов начинает расти до 2014 г. с 4,7 млн.чел. до 6,3 млн.чел.

Несколько иная ситуация сложилась в отношении выезда за рубеж казахстанских туристов. За последние 14 лет наблюдается стабильный рост с 1,2 млн.чел. в 2000 г. до 10,4 млн.чел. в 2014 г. ( Рисунок 3). Эта тенденция отмечена и в период финансовой нестабильности 2007 г., 2008 г. и 2009 г. – 4,5 млн.чел., 5,2 млн.чел. и 6,4 млн.тг. соответственно.


Рост количества выезжающих казахстанских туристов за пределы страны приводит к развитию «туристского донорства» для других государств. За 14 лет казахстанские туристы вывезл и из страны 113,4 млрд. долл. США (импорт внешнеэкономических услуг). В свою очередь, отечественными компаниями были предоставлены услуги иностранным туристам на сумму 46,1 млрд. долл. США (экспорт внешнеэкономических услуг).

Несмотря на ежегодно выделяемые инвестиции на развитие туристской отрасли и попыток увеличения статьи «экспорт внешнеэкономических услуг», казахстанские туристы продолжают отдыхать за рубежом. На долю выездного туризма приходится – 55%. Постепенно возрастает численность граждан, предпочитающих отдыхать в своей стране. Так, доля внутреннего туризма составила 36,1%. В свою очередь, для иностранных туристов Казахстан остается менее привлекательной страной для отдыха и путешествий. Доля въездного туризма отмечена в 8,8%.

По мнению международных консалтинговых  и исследовательских компаний сокращение числа иностранных туристов вызвано высокими ценами, низким уровнем качества сервиса, неразвитостью инфраструктуры и слабой PR-кампанией Казахстана за рубежом [2].

Несмотря на то, что на формирование имиджа страны и ее информационное продвижение за рубежом было выделено свыше 720 млн.тг., зарубежная аудитория  не воспринимает Казахстан как перспективное туристское направление, в большей степени у них вызывает пока лишь любопытство. Японские журналисты отмечают сложность получения визы в страну, неразвитость пляжного, комбинированного  и городского туризма, не знание английского языка местными гражданами, отсутствие безопасного движения на казахстанских дорогах и вывесок на иностранном языке, а также бесплатных туалетов [2].

Согласно результатам исследования, проведенного компанией «Sabre Central Asia» в 2015  г., 47% опрошенных считают ситуацию на казахстанском туристском рынке удовлетворительной, 40% – хорошей и 11% – неудовлетворительной. Наиболее перспективным, по мнению респондентов, является рынок выездного туризма – 18,8%. Значительный потенциал роста отмечают у внутреннего туризма – 14% и лишь 11,3% – перспективы развития въездного туризма [3].

Положительной динамикой роста характеризуется доход, получаемый страной, от туристской деятельности. Общая сумма дохода за весь период составила 103,9 млрд.тг.

Также отмечается количество субъектов, осуществляющих туристскую деятельность и предоставляющих услуги по организации проживания. К 2014г. их общая численность составила 3944 ед. Сохранилась тенденция ежегодного роста численности работников, занятых в туризме и их заработная плата.

За весь период исследования туристам было предоставлено койко-суток на общую сумму свыше 61 млрд.тг. (Рисунок 4). В целом, отмечена положительная динамика спроса со стороны туристов. Однако количество туристов, желающих воспользоваться услугами местами размещения, сокращается в годы кризиса –2008 и 2009 гг. – 4,0 млрд.тг. и 3,7 млрд.тг.


Заполняемость мест размещения в среднем за весь период составила 22,8%. Наивысший процент заполняемости приходится на 2004 г. – 25,3% и по 24,9% на 2005 и 2012 гг.

Таким образом, рассмотренные показатели, характеризуют состояние развития туристской отрасли Казахстана и зависимость от внешних условий. Дальнейшее исследование предусматривает выявление причинно-следственных связей между факторами (показателями), характеризующих развитие туризма. С этой целью для доказательства наличия статистической связи между случайными величинами Y и Хi используют корреляционный анализ и определения вида зависимости – регрессионный анализ. В этой связи, целью исследование будет определение влияния факторов на сумму валовой добавленной стоимости, создаваемой туризмом в Республике Казахстан, с помощью эконометрических методов.

Считаем, что сумма ВДС зависит от уровня развития туристской отрасли Казахстана. В этой связи рассмотрим влияние на У – ВДС, млрд.тг. таких факторов как: Х1 – Количество субъектов, осуществляющих туристскую деятельность и предоставляющих  услуги по организации проживания, тг.; Х2 – Объем выполненных работ и услуг, млн.тг.;  Х3 – Обслужено посетителей в местах размещения, тыс.чел.;  Х4 – Обслужено  посетителей  турфирмами,  тыс.чел.;  Х5  –  Стоимость  проданных  путевок,  млн.тг.;  Х6  – Предоставлено койко-суток, млн.тг.; Х7 – Заполняемость мест размещения (койко-мест), %; Х8 – Расходы населения на платные услуги, %; Х9 - Инвестиции, млрд.тг.; Х10 – Количество занятых в стране, тыс. чел.

Для проведения расчетов были использованы статистические данные развития отрасли за период с 2000 по 2014 гг. В целях определения тесноты связи была построена корреляционная таблица, которая выявила наличие мультиколлинеарности факторов. Сложившаяся ситуация обусловлена хорошими темпами роста всех показателей. Во избежание ложной мультиколлинеарности факторов был осуществлен переход на другое измерение показателей, в частности, рассмотрены зависимости темпов роста этих показателей к предыдущему году. Расчетные показатели определили следующие значения корреляции (Табл.1).




Таблица 1

 Коэффициенты корреляции показателей

Х

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

Х7

Х8

Х9

Х10

У

0,009

0,252

0,367

0,717

0,136

0,588

0,214

0,197

0,109

0,224

 

Согласно данным таблицы 1, на сумму ВДС оказывают влияние все факторы. Наиболее тесная связь прослеживается у фактора Х4 – обслужено посетителей турфирмами (r=0,717) и фактора Х6 – предоставлено койко-суток (r=0,588). Влияние остальных факторов на значение ВДС отмечено слабым.

Для проведения регрессионного анализа будет включен лишь один фактор Х4, значение корреляции которого превышает 0,5. В свою очередь, фактор Х6 будет исключен в силу наличия мультиколлинеарности с фактором Х4.

Отмечена значимость корреляции между переменными Х4 и У, т.к. значение коэффициента корреляции при n=10 превышает значение r=0,63 при уровне α=0,05 [4, с.31].

На основе регрессионного анализа было выявлено, что коэффициент детерминации R²=0,513, который означает, что на 51% вариация суммы валовой добавленной стоимости объясняется фактором обслуженных посетителей туристскими фирмами.

Уравнение парной регрессии У=a+bX₄ является адекватным с вероятностью 0,95, т.к. расчетное значение критерия Фишера превышает его табличное значение F=13,725>F=4,60. Следовательно гипотеза о случайностей факторов отклоняется. Отсюда полученное уравнение описывает количественную зависимость факторов У и Х4.

В этой связи уравнение регрессии принимает следующий вид: У=25,421+0,916Х₄.

Параметр фактора Х4 оказался статистически значимым, т.к. расчетное значение критерия Стьюдента больше его табличного значения tₓ₄=3,705> tкр=2,1448, достоверность составляет 95%, α=0,002646<0,05.

Отсюда следует, что нулевая гипотеза отвергается. Параметр Х4 находится в пределах доверительных интервалов 0,382< bₓ₄<1,451.

Следовательно, уравнение регрессии показывает прямую зависимость и гласит, что увеличение обслуживания посетителей на 1 тыс.чел. сумма валовой добавленной стоимости возрастет в среднем на 0,916 млрд.тг. или будет находиться в пределах от 0,382 млрд.тг. до 1,451 млрд.тг.

Таким образом, проведенное исследование показало недостаточный уровень развитости казахстанского туризма. Зарубежные эксперты и посетители обозначили ряд факторов, препятствующих привлекательности отечественного туризма для зарубежной и местной аудиторий. Большинство из них отметили состояние туризма на оценку «удовлетворительно». Перспективным направлением пополнения бюджета страны остается выездной туризм. У местного населения проявляется интерес отдыхать и путешествовать в Казахстане, тем самым развивая внутренний туризм.

Несмотря на существующие проблемы и пессимизм со стороны зарубежной и казахстанской аудитории, такие показатели как сумма ВДС, доход страны от туризма, количество субъектов, осуществляющих туристскую деятельность и предоставляющих услуги по организации проживания, численность работников и их заработная плата отражают стабильную динамику роста. В свою очередь, доля ВДС в ВВП страны, объемы инвестиций, количество зарубежных посетителей и выезжающих казахстанских туристов подвержены прямому влиянию изменениям на внутреннем и внешнем рынках. Соответственно отмечены значительные отклонения от положительной динамики развития.

Результаты корреляционно-регрессионного анализа показали тесную связь и положительную, прямую зависимость между суммой ВДС и количеством обслуженных посетителей турфирмами (r=0,717).


Список литературы


1.     www.stat.gov.kz

2.     За что туристы не любят Казахстан? // http://kapital.kz/gosudarstvo/23569/za-chto-turisty-ne-lyubyat- kazahstan.html (19.11.2013)

3.     Какие настроения царят на казахстанском рынке туризма// http://forbes.kz/stats/kakie_nastroeniya_tsaryat_na_kazahstanskom_ryinke_turizma/       (18.11.2015)

4.     Рахметова Р.У. Эконометрика: учебник для бакалавров экономических специальностей /Рахметова Р.У. – Алматы: Экономика, 2015. – 220 с.