Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА «МОТИВАЦИЯ»

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
23 июня 2016г.

Ключевые слова: потребность, цель, мотив, мотивация, мотивирование, стимул, стимулирование.

Аннотация: Исследуется трактовка термина «мотивация» различными учеными, проводится сравнение терминов «стимул» и «мотивация», выводится их различие.

 

THE CONCEPTS OF THE TERM "MOTIVATION"

Kazakova E.V.

The second year student of the Samara State Technical University, Humanities department, specialty “Management in Sport”

 

Keywords: the need, purpose, motive, motivation, motivation, incentive, promotion.

Abstract: We investigate the interpretation of the term "motivation" various scholars, a comparison of the terms "stimulus" and "motivation" is displayed the difference between them.

Актуальность работы определяется возросшим интересом к сфере управления персоналом, активным развитием менеджмента, ориентированного эффективной работы с персоналом для увеличения производительности труда.

Новизна данной работы заключается в использовании и усовершенствовании уже существующих теорий мотивации и управления персоналом.

Как известно, поведение человека зависит от двух функционально взаимосвязанных сторон: регуляционная и побудительная. Побуждение отвечает за инициацию и ориентацию поведения, а регуляция обеспечивает то, как оно формируется и складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Вся деятельность человека обусловлена потребностями и мотивами. Потребность — это нужда человека в предметах, объектах, условиях, без которых жизнедеятельность невозможна или ощущается таковой[12]. Потребность — источник активности человека.

Стимуляция побуждения связана с термином «мотив» и «мотивация». Мотив (лат. moveo — «двигаю») — это обобщенный образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека,       определяющий       направление       его       деятельности,        достижение        которых выступает смыслом деятельности[13]. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа [13]. В широком смысле, мотив — это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, эталоны и т. п. [4, с. 7]. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории        деятельности,        разрабатывавшейся        ведущими        советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания, выбора предмета (объекта), удовлетворяющего требованиям мотива. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это цель, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это мотив. Можно также понимать жажду как чувство, ощущение (жажды), а потребность — как необходимость иметь определённое количество воды в организме (в крови), тогда цель поведения — утолить жажду, то есть оптимизировать количество воды в организме (но не бутылка с водой). В таком контексте «мотив — это ресурс (вода), стремление получить или сохранить который обусловливает поведение субъекта»[13].

По убеждению профессора Виханского О. С., мотив находится внутри человека [4, с. 35]. Другими словами, «мотив — это совершенный образ во внутреннем плане сознания человека, но это не просто безупречное представление, а энергетически насыщенный образ важного, потребностно-значимого предмета» [4, с. 105].

Впервые термин «мотивация» использовал А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). В работе выявил 4 закона теории познания, одним из которых является закон мотивации. Познание разбивается на субъект и объект. В процессе мотивации субъект познает себя сам и может быть познаваемым только по своей воли. Воля – это действия, при которых мотив познается не извне, а изнутри. Поэтому мотивация есть причинность, рассматриваемая изнутри [14].

В теории мотивации К.Д. Мадсен выделял 12 мотивов, которые он подразделил на 4 группы: органические мотивы (голод, жажда, ощущение боли, холода, жары и т. д.); эмоциональные мотивы (страх или стремление к безопасности, агрессивность или бойцовские качества); социальные мотивы (стремление к власти, контактам, деятельности); деятельные мотивы (потребность в физической деятельности, любопытстве или интеллектуальной деятельности, в возбуждении, творчестве, оплате труда)[15].

К. Д. Мадсен считает, что для выполнения той или иной работы важны все компоненты мотивационной системы, чтобы человек сам проявлял интерес к работе, т.к. интерес является мощной движущей силой:

1)     важно, чтобы реализация мотивов деятельности давала возможность получить максимальное удовлетворение от работы. В любой трудовой ситуации можно найти возможность удовлетворения любопытства, потребностей в физической деятельности и возбуждении;

2)    необходимо обеспечить возможность для реализации исполнительских мотивов, т. е. создать условия, чтобы каждый человек чувствовал, что он полностью использует свои силы;

3)    следует удовлетворять потребности в контактах. Если условия труда не дают такой возможности, то надо создать условия для контактов в нерабочее время [14].

В свою очередь зарубежные исследователи Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури под мотивацией считали «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения собственных целей или целей организации» [5, с. 338].

Уткин Э.А. рассматривает мотивацию как «состояние личности, определяющее степень активности и направленность действий человека в конкретной ситуации» [8]. Зайцев Г. Г. : «Мотивация – это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности» [3]. Сербиновский Б. Ю.: «Мотивация – это побуждение людей к деятельности» [6]. Все определения мотивации схожи: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Поведение человека всегда мотивировано. Оно определяется совокупностью мотивов, где мотивы могут находиться в определенном отношении друг с другом по степени их взаимодействия на человека.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством пробуждения в нем определенных мотивов[11].

Существуют различные типы побуждения. Одним из них является  не только мотивация, но и стимулирование. Рассмотрим подробнее стимулирование.

Стимул (от лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняют животных) – внешнее воздействие на человека, группу, организационную систему, влияющее на процесс и результаты трудовой деятельности[12]. Как известно, стимул – это внешнее воздействие, отвечающее чувствам, взглядам, интересам и мотивам человека. Получая из внешней среды стимул (экономический, политический, правовой, социокультурный и т.д.), человек соотносит его со своим потребностям, интересам, возможностям, желаниям, ожиданиям и целевым установкам. В результате появляется решение, которое перерастает в действие и приводит к определенному результату. Стимулирование – это процесс, регулирующий воздействие на работника факторов внешней среды с целью повышения его трудовой активности. Если мотивация – это внутреннее побуждение, то стимулирование привлекает извне возможность удовлетворения потребностей.

Исследуя содержание понятия термина «мотивация», предложенными различными учеными, можно предложить обобщенное понятие термина «мотивация». Мотивация – это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, а также способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [13].



Список литературы

1.     Гагаринская Г.П., Чечина О.С. Мотивация трудовой деятельности: – Учебное пособие – Самара: Самарский государственный технический университет, 2010.

2.     Ермолина Л.В., Мотивация работодателя к активизации инвестирования в человеческий капитал // Аспирант. - 2015. - № 1 (6). - С. 112-114.

3.     Зайцев Г. Г. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / Г. Г. Зайцев – СПб. : Северо-Запад, 1998.

4.     Патрахина Т. Н., Романчук К. П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 461-464.

5.     Султанова А.В., Трошина Е.П. Методика диагностики  мотивации персонала организации //  Научное обозрение. – 2015. - № 13. – с. 340-348.

2.     Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / под ред. Б. Ю. Сербиновского, С. М. Самыгина. – М. : Приор, 1999.

3.     Управление персоналом : Учеб.пособие для вузов / И. А. Скопылатов, О. Ю. Ефремов. – СПб. : Изд-во Смольн. ун-та, 2000. – 399с.

4.     Уткин Э.А., Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин, Т.В. Бутова. - М.: ТЕИС. - 2004. – с.236

5.     Чечина О.С., Мюллер Е.В., Гагаринская Г.П. Экономика и социология труда: – Учебное пособие – Самара: Самарский государственный технический университет, Поволжский институт бизнеса, 2010.

6.     Электронный ресурс. Режим доступа: https://4brain.ru

7.     Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.e-reading.club

8.     Электронный ресурс. Режим доступа: http://studopedia.org

9.     Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

10. Электронный ресурс. Режим доступа: http://wiki.laser.ru

11. Электронный ресурс. Режим доступа: http://fan-5.ru