Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Конкуренция – одно из важнейших понятий в экономике, т.к. именно она насыщает рынок достаточным количеством участников, которые в условиях законного соперничества нацелены на выпуск продуктов должного качества и по приемлемой для потребителя цене. Конкуренция подстегивает процесс производства, оказывая влияние на стабильность товарообмена [1].

   Если продавец устанавливает цену выше равновесной, то найдутся те организации, которые готовы реализовывать свой товар по более низкой цене. Конкуренция создает условия для снижения цен, способствует как увеличению предложения, так и увеличению спроса, что приводит к благоприятной рыночной конъюнктуре, улучшает ключевые макроэкономические показатели государства [2].

   Необходимо отметить, что не существует единого общепринятого определения понятия «конкуренция».

     Например, Р. Фатхутдинов отмечает, что конкуренция – процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в определенное время для одержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях [3].

    Рубин Ю.Б. в своих работах пишет, что конкуренция – это взаимные действия людей, основанные на конфликте интересов и необходимости их самостоятельного отстаивания. Ученый отмечает, что целью этих действий является достижение превосходства над соперниками, доступ к ресурсам, обеспечение более выгодных условий существования [2].

    Таким образом, конкуренция – один из важнейших механизмов обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики. Если исчезнет конкуренция, нивелируются и рыночные отношения.

    Несмотря на то, что российская экономическая система формально перешла к рыночным отношениям, конкурентные механизмы налажены слабо. Как отмечают некоторые экономисты [1, 3], конкуренция – важнейший фактор экономического развития и формирования конкурентной среды. Она позволяет не только снизить издержки и цены, повысить производительность труда, но и повысить восприимчивость к инновациям, качество продуктов и уровень жизни граждан. Состояние конкурентной среды современной России характеризует высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Естественно это негативно отражается на конкурентоспособности отечественных компаний [1].

   Выжить в конкурентной борьбе может только организация, обладающая конкурентоспособностью, т.е. предприятие должно иметь определенные преимущества, которые позволяют ему продавать продукт и получать прибыль.

   Известно, что конкурентоспособность отечественных товаров крайне низкая. Причиной этого является не только отсутствие четких представлений о механизмах повышения конкурентоспособности, но и низкое качество производимых товаров при высоких ценах, которые предопределяет использование физически и морально устаревшего оборудования, неэффективная организация производства, некомпетентный менеджмент.

     Если рассматривать конкурентоспособность в широком смысле, то можно сказать, что она предполагает обладание экономическими субъектами определенными преимуществами (свойствами), позволяющими выигрывать в конкурентной борьбе. Понятие конкурентоспособности включает в себя производственные, экономические, финансовые, организационно-управленческие, маркетинговые и другие возможности как для организации, так и для страны в целом [3].

В конкурентоспособности можно выделить четыре основных уровня:

1.     Микроуровень – конкурентоспособность конкретного вида продукции (услуги).

2.     Миниуровень – конкурентоспособность организации.

3.     Мезоуровень – конкурентоспособность отрасли.

4.     Макроуровень – конкурентоспособность страны в целом.

   Каждый вышестоящий уровень зависит от более низшего, базируется на нем. Понятно, что конкурентоспособность страны зависит от конкурентоспособности отраслей (мезоуровень), которую, в свою очередь, формируют отдельные предприятия (миниуровень) и их продукты (микроуровень), обращающиеся на рынке товаров и услуг.

    Конкурентоспособность организации и товара взаимосвязаны, однако, конкурентоспособная компания может производить неконкурентоспособный продукт, что обуславливается реакцией на него потребителей. Следовательно, конкурентоспособность организации является достаточным условием для предложения конкурентоспособной продукции, в то время как конкурентоспособность портфеля продукции (а не отдельного товара из портфеля) служит необходимым условием формирования и обеспечения конкурентоспособности организации.

    В понятии конкурентоспособности можно выделить следующие основные характеристики:

– относительность (только в сравнении с другими организациями можно определить положение предприятия в отрасли);

– состязательность (проявляется при борьбе предприятий на конкретном сегменте рынка за своего потребителя);

– субъективность (относится к продукту, который производит организация. Потребности каждого потребителя формируются под воздействием индивидуальных факторов и предпочтений, поэтому оценивать один и тот же товар потребитель будет под влиянием собственных представлений и убеждений);

– динамичность (в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней среды конкурентное преимущество вариативно в каждом конкретном временном интервале);

– неоднозначность (поскольку нет единых критериев, оценка конкурентоспособности субъективна). Конкурентоспособность имеет свои источники, основными из которых могут быть:

1.     Продукт: конкурентоспособность связана с ценовой политикой предприятия и качеством производимого продукта.

2.     Дистрибуция: конкурентоспособность связана со стоимостью продвижения и сбыта продукции, качеством обслуживания потребителей.

3.     Маркетинг: конкурентоспособность связана с точностью выявления потребностей потребителей.

4.     Технология: конкурентоспособность связана с внедрением инновационных методов производства.

5.     Место на рынке: конкурентоспособность связана с фирменным знаком, репутацией организации.

6.     Уникальность: конкурентоспособность связана со способностью организации предложить потребителю уникальный продукт, не имеющий субститутов.

7.     Менеджмент: конкурентоспособность связана с компетентностью и лидерскими качествами руководства организации.

8.     Информация: конкурентоспособность связана с владением наиболее ценными, новыми, актуальными данными о внешней и внутренней среде организации в разных аспектах хозяйственной деятельности.

9.     Время: конкурентоспособность связана с быстротой реакции на рыночные изменения.

    В факторах, которые влияют на конкурентоспособность, можно выделить две основные компоненты – ресурсную составляющую и инфраструктуру:

1)     человеческие ресурсы – квалификация, навыки, качество рабочей силы;

2)     природно-материальные ресурсы – количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, полезных ископаемых, лесных и водных объектов, источников электроэнергии и пр.;

3)     интеллектуальные ресурсы – гамма научной и технологической информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, сосредоточенной в учреждения образования, отраслевых НИИ, исследовательских лабораториях крупных организаций;

4)     финансовые ресурсы – количество и стоимость капитала, который может быть использован не только в форме денежных средств, но и в виде акций, ценных бумаг и т.п.

5)     инфраструктура – транспортная система государства, система коммуникаций, система банковских платежей, системы здравоохранения, образования, социально-культурной сферы, которые определяют привлекательность организации в конкретном месте расположения.

    Для успешного развития конкурентных отношений и разработки экономичных механизмов повышения конкурентоспособности важно понимать, под влиянием каких источников и факторов она формируется, какими характеристиками обладает на каждом из уровней.

Список литературы

1.     Кураков Л.П. Экономическая теория: учебник для вузов / Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. – Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2008. – 569 с.

2.     Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (введение в теорию конкурентного поведения) // Современная конкуренция. – 2014. – № 1(43). – С. 101-126.

3.     Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «ЭКСМО», 2004. – 544 с.