Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОЛОДЕЖНЫЙ СТАРТАП: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
27 июня 2017г.

Аннотация: В данной статье предпринята попытка рассмотреть факторы, которые могут повлиять на развитие молодежного бизнеса в провинциальных городах, а также проследить траекторию развития успешной компании, на примере ижевской фирмы Coffee Like.

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Уровень развития предпринимательства – критерий того, насколько конкурентным является  в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем легче любому человеку, в том числе молодому, начать бизнес, найти себе нишу в общественном разделении труда.

На наш взгляд, в России можно выделить несколько объективных предпосылок (или внешних факторов) для развития молодежного бизнеса.

Первая - образовательная среда (университеты, колледжи и другие учебные заведения). Каждый студент хочет состояться в жизни, иметь высокий доход и престиж. Большинство из них не имеют больших финансовых возможностей, поэтому для реализации своих амбиций они вынуждены придумывать что-то новое, выступая генераторами идей. Чем больше количество студентов, тем выше вероятность того, что интеллектуальный потенциал студентов раскроется, и будут изобретены различные новые инновационные технологии.

В Ижевске и Республике Удмуртия в 2017 году функционируют 16 высших учебных заведений. Самыми крупными являются: Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, Удмуртский государственный университет, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия и Ижевская государственная медицинская академия министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации. В Удмуртии в 2015/2016 году на 10000 населения приходится 292 студента. Если сравнить с Кировской областью, там показатель составляет 259 студентов на 10000 населения.

Вторым фактором, способствующим развитию молодежного предпринимательства, является наличие организационных структур поддержки малого бизнеса. В Ижевске и Удмуртской Республике функционируют следующие организационные структуры поддержки малого бизнеса:

1.                   Министерство экономики УР.

Данная организационная структура поддержки малого бизнеса занимается субсидированием начинающих предпринимателей.

2.                   Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Фонд предоставляет займы субъектам малого и среднего предпринимательства.

3.                   Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики.

Фонд предоставляет на возмездной основе обеспечения (гарантий, поручительств) до 50% по обязательствам субъектов малого  и среднего  предпринимательства перед кредиторами, основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах лизинга и иных договорах, предусмотренных законодательством РФ.

4.                   Центр поддержки экспорта Удмуртской Республики.

Данный центр помогает в продвижении товаров (работ, услуг) на международные рынки, предоставляет информационную, консультационную и организационную поддержку.

5.                   Центр поддержки предпринимательства Удмуртской Республики (ЦПП УР).

Центр оказывает нефинансовые услуги (консультации, обучение, мероприятия) на безвозмездной основе для лиц, желающих открыть свое дело, начинающих предпринимателей и действующих предпринимателей.

6.                   АУ УР «Республиканский бизнес-инкубатор».

Данный вид организационной структуры предоставляет помещения и офисное оборудование (компьютеры, средства связи, ксероксы и др.) на конкурсной основе в аренду на льготных условиях начинающим предпринимателям на территории бизнес-инкубаторов.

7.                   Региональный центр инжиниринга Удмуртской Республики.

Основная цель центра – повышение технической готовности малых и средних промышленных предприятий республики к освоению новых видов продукции, внедрению инноваций, что в свою очередь ведет к повышению их конкурентоспособности.

Основная задача - содействие в разработке процессов, координация и решение задач малых и средних предприятий в процессе модернизации, технического перевооружения и создания новых производств и видов продукции.

Третьим фактором, влияющим на предпринимательскую активность, является, на наш взгляд, уровень безработицы в регионе. Отсутствие возможности получать доход в качестве наемного работника является мощным стимулом для активации собственных предпринимательских способностей. Однако высокий уровень безработицы может сдерживать развитие предпринимательства в силу недостаточности потребительского спроса. Как видим, этот фактор порождает разнонаправленное воздействие на возможности развития предпринимательской активности. В Удмуртской республике уровень официально зарегистрированной безработицы на конец января 2017 года 1,13%[1], В то же время, уровень безработицы, подсчитанный по методологии МОТ, демонстрирует другие результаты:


Рассмотрим, воздействуют ли внешние факторы на развитие молодежного бизнеса в нашей республике. Возьмем в качестве примера успешного стартапа компанию Coffee Like, которая менее чем за три года выросла  в отечественного  лидера  по  количеству работающих точек с  выручкой более полумиллиарда рублей.

Сеть точек «кофе с собой» Coffee Like — один из первых проектов семейства Like. Компания была основана в 2013 году Аязом Шабутдиновым и Зуфаром Гариповым. До 2017 года компания Coffee Like продавала напитки только навынос: не было посадочных мест, ассортимент ограничивался небольшой линейкой десертов и кофе. В конце марта 2017 года состоялось открытие первой полноформатной кофейни. Заведение рассчитано на одновременное обслуживание 70 человек и предлагает меню из напитков, снеков и десертов.

Такое активное развитие компании было обусловлено:

•                      удовлетворением рыночного спроса (лояльная ценовая политика, удобное расположение, высокое качество предложенных напитков);

•                      невысокой ценой франшизы (открыть свой бизнес по условиям франчайзинга можно с наличием небольшого капитала, при этом все франчайзи показывают высокие темпы роста).

•                      Невысоким уровнем конкуренции в данном сегменте рынка. Сегмент «кофе на вынос» сегодня нельзя назвать насыщенным полностью. По прогнозам экспертов, данная ниша прибыльна и для небольших городов, и для мегаполисов.

•                      Постановкой правильной цели.

Особое внимание нам хотелось бы уделить важности постановки правильной цели для начинающих компаний, а также необходимости менять целеполагание в ходе развития бизнеса. Руководители часто терпят неудачу, если ставят недостаточно масштабные цели. Стремление к чему-то посредственному, не великому, не вдохновит людей, находящихся рядом.

В 2014 году компания ставила перед собой цель стать самой крупной сетью кофе-баров в стране. К декабрю 2014 у Coffee Like было 164 работающих кофе-бара. Компания стала самой большой сетью, однако, качественные показатели были недостаточно хороши.

С начала 2015 года руководством компании были брошены все силы на оттачивание бизнес- процессов, создание стандартов визуальных, коммуникативных, вкусовых и технологических. Это связано с тем, что кофе-бары в разных городах могут значительно отличаться, т.к. ранее компания сама не дала нужных стандартов. Можно сказать, что поставлена цель сделать из Coffee Like законченный продукт, с единым оформлением торговой точки, регламентированным временем обслуживания и сервисом подачи напитков, стабильным качеством кофе и одинаковым ассортиментом сопутствующих продуктов.

В 2016 году компания работала над увеличением скорости обслуживания, унификацией эргономики торговой точки, расширением ассортиментного ряда, созданием комфортных условий покупки. Также были приложены усилия для построения эффективного диалога с партнерами-франчайзи. В условиях быстрого роста, управляющая компания не всегда успевает прислушаться к партнерам и начинает диктовать свои условия. А партнеры в свою очередь, зачастую, не готовы слышать. Задача компании, выстроить такие коммуникации, когда две стороны смогут внимательно слышать пожелания друг друга, гибко и быстро реагировать на них.

В 2017 году целью компании является подготовка Coffee Like к международной экспансии.[3] Выгоды от проведения IPO очевидны.

Вывод компании на IPO, в первую очередь, преследует цели увеличения ее стоимости. Доходы от публичного размещения акций зачисляются на баланс организации, в результате чего ее балансовая стоимость возрастает. При этом собственный капитал компании увеличивается вследствие двух факторов: из-за роста акционерного капитала, вызванного продажей акций, и за счет добавочного капитала от полученного эмиссионного дохода. Улучшается текущее финансовое состояние компании. Вывод на IPO обеспечивает мощный приток денег, что дает возможность компании обновлять техническую базу, расширять свой бизнес, не прибегая к заемным  средствам. Кроме того, многие компании направляют прибыль от публичного размещения акций на рекламу, маркетинг, исследования продуктов и услуг – то есть на все то, что может увеличить прибыльность и эффективность бизнеса.

Благодаря проведению IPO появляется возможность получения объективной оценки стоимости компании, повышается ее капитализация. Текущая стоимость компании оценивается рынком в биржевых котировках. Объективная оценка необходима как при расширении бизнеса через слияние или поглощение (участники этих процессов получают независимый механизм оценки, значительно облегчающий процесс переговоров), так и при желании первоначального владельца диверсифицировать актив и перевести часть своих ценных бумаг в наличные средства. Кроме того, появляется возможность использовать акции в виде залога под кредит или заем. Условия получения дополнительных заемных средств напрямую зависят от ликвидности и текущей стоимости бумаг компании. Можно также использовать акции для получения кредита, что более выгодно для собственников, нежели продавать эти бумаги, поскольку в последнем случае есть риск потерять контроль над компанией. Средства, вырученные от проведения IPO, могут быть использованы как дополнительные компенсации - держателям акций, основателям и владельцам компании, инвесторам, руководству и сотрудникам, если таковые обладают акциями компании.

Вывод компании на IPO в том числе способствует улучшению корпоративной культуры и увеличению лояльности сотрудников. Компания, вышедшая (или объявившая планы о выходе) на IPO, попадает в поле зрения финансового сообщества и прессы, тем самым обеспечивая себе бесплатную рекламу и повышая свой корпоративный имидж. Теперь руководство сможет более успешно привлекать и сохранять в компании нужных сотрудников, предлагая им компенсационные планы и схемы, связанные с приобретением акций и опционов по фиксированной или льготной цене. Данные компенсационные схемы не только позволяют сохранить в компании средства и обеспечить налоговые льготы, но и отлично стимулируют работников компании.

Появляется возможность формирования долгосрочного капитала на выгодных условиях. Из-за своего статуса и, как следствие, непрозрачности структуры, показателей эффективности и других факторов частные компании обычно имеют ограниченный доступ к заемным средствам. Это приводит к тому, что на определенном этапе своего функционирования они испытывают существенный недостаток финансов, что неблагоприятно сказывается на их развитии, тормозя его. Статус публичности не только открывает доступ компании к новому источнику финансирования – рынку, но и облегчает получение традиционных кредитных ресурсов.

Повышается престиж, статус и кредитный рейтинг предприятия. Если акции компании обращаются на бирже, то вследствие проведения IPO предприятие становится более узнаваемым и конкурентоспособным, возрастает число его потенциальных клиентов и партнеров. А увеличение его кредитного рейтинга позволяет уменьшить стоимость привлекаемых из-за рубежа заемных средств.

Выход собственника из бизнеса становится выгодным. Практика показала, что предоставляемая собственникам возможность использования IPO для выгодного выхода из бизнеса является одним из немаловажных факторов, определяющих популярность этого инструмента, особенно в нашей стране. Грамотное проведение IPO дает возможность владельцам получить за свои акции максимальную цену. Кроме того, при выходе собственника этот инструмент не позволяет бизнесу перейти к нежелательным лицам, например, конкурентам. И что немаловажно, продавая бизнес через публичный рынок, его владелец может не только выйти из него, но и впоследствии вернуться.

Однако, нельзя не отметить и вероятность возникновения проблем, связанных с выводом компании на IPO.

Неизбежно  возрастет  количество  проверок.  После  того  как  компания  станет  публичной, информация о ней откроется для общественности и государственных органов. Это приводит к необходимости подготовки обязательных квартальных и годовых отчетов и проведения периодических аудиторских проверок.

Деятельность компании, вышедшей на IPO, становится прозрачной. Выше мы говорили о прозрачности компании в качества преимущества. Но она же может быть и существенным недостатком. Наиболее уязвимыми областями, которые такая компания обязана освещать в своей отчетности, являются: полный перечень владельцев компании; объемы, размеры, уровень заработной платы, компенсаций, выплат, премий руководящих лиц; финансовые показатели, характеризующие текущую деятельность компании. Доступность подобной финансовой и иной информации, в т.ч. и для конкурентов, может быть совсем не в интересах компании. Так, например, если внимательно изучить отчетность, можно получить полное представление о денежных потоках предприятия и его кредитоспособности.

На компанию, вышедшую на IPO, могут оказывать влияние многочисленные владельцы акций. Как правило, не в их интересах вызывать трудности у руководства, но бывают случаи, когда даже один держатель акций может создать довольно большие проблемы. На руководителей компании будет постоянно оказывать давление необходимость получать ежеквартальную прибыль. Если компания не сможет справиться с поставленными перед ней задачами, то это с большой вероятностью повлечет снижение цены на акции.

Подготовка компании к ее выводу на IPO достаточно сложна и требует больших денежных и временных затрат. Чтобы провести IPO, необходимо привлечь множество специалистов: юристов, андеррайтеров, аудиторов, бухгалтеров, маркетологов, финансовых и информационных специалистов, а также высших руководителей компании и, в некоторых случаях, независимых экспертов. Подготовка к IPO нередко занимает год и более – время, за которое могут произойти серьезные изменения, как в бизнесе, так и на рынке в целом. А в результате, после столь серьезной и длительной подготовки, может оказаться, что момент для поведения IPO был выбран не самый удачный. За выходом компании на IPO следует особый период, называемый «закрытым», в течение которого держатели акций не могут продавать свои ценные бумаги. Существует немалая вероятность того, что под влиянием множества факторов цена на акции за это время может упасть[4].

При успешной реализации поставленных задач к концу 2020 года компания сможет открыть более 2 тысяч кофе-баров.  При таком масштабе выручка всей сети может составить свыше 14 миллиардов рублей, а рентабельность каждого кофе-бара для партнера-франчайзи свыше 30%.[5]

Рассмотрев историю возникновения и развития компании Coffee Like, можно сделать следующие выводы. Экономическая и социальная обстановка, сложившаяся в России и Удмуртии в 2013-2014 годах, способствовала активизации молодежного предпринимательства. В стране накопился достаточный опыт развития предпринимательства, который наряду с созданием соответствующих организационных структур поддержки малого бизнеса, служит хорошей основой для молодежных стартапов. Тем не менее,  при достаточно большом количестве различных организационных структур поддержки малого бизнеса на открытие Coffee Like учредители не получали помощь от данных организаций. Возможно, это связано с тем, что начинающим предпринимателям нелегко получить поддержку от государства, гораздо проще, когда у тебя уже есть бизнес и тебя знают как порядочного, ответственного и трудолюбивого человека, готового сделать все для развития и процветания своей компании, поскольку каждая история успеха – это история, основанная, в первую очередь, на роли личности предпринимателя, его креативности, энергии, веры в свои силы, и только потом – на государственной поддержке.

Предпринимательство в Удмуртии и России в целом недостаточно хорошо развивается. По нашему мнению, одной из причин является недостаточное количество историй успеха в этой сфере, поскольку, когда человек видит перед собой наглядную невымышленную историю успеха, он заряжается бешеной мотивацией. Роль Coffee Like для развития предпринимательства в Удмуртии значительна, прежде всего, как пример успешного, быстро развивающегося, реального бизнеса. Основатели компании также играют важную роль для современных студентов, поскольку на момент создания Coffee Like один из учредителей сам являлся студентом. Данный пример стимулирует подрастающее поколение развиваться, двигаться вперед и никогда не сдаваться, именно поэтому франчайзи Coffee Like в основном молодые люди, которые хотят состояться в жизни, иметь высокий доход, престиж и возможно даже оставить след в истории человечества.

По нашему мнению, государственным органам власти, средствам массовой информации, общественным организациям следовало бы больше внимания уделять информированию населения об успешных бизнес-историях, используя для этого все доступные средства.

 

http://udmstat.gks.ru

2 http://udmstat.gks.ru

3 Бизнес-блог Coffee Like

4 «Вывод компании на IPO: преимущества и недостатки» : Copyright «Аврора Консалтинг» :http://www.aurora- consult.ru/services/issuer/info/adv_dis_ipo.html

5 Бизнес-блог Coffee Like

 

Список литературы

 

1.                   «Вывод компании на IPO: преимущества и недостатки» [электронный ресурс]: Copyright «Аврора Консалтинг»   -    режим доступа:http://www.aurora- consult.ru/services/issuer/info/adv_dis_ipo.html

2.                   Из Куеды [электронный ресурс]: Из Куеды | Блог Аяза Шабутдинова – режим доступа: https://vk.com/ayazshabutdinov

3.                   Бизнес-блог Coffee Like [электронный ресурс]: режим доступа –https://vk.com/coffeelikebusiness

4.                   Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике [электронный ресурс]: режим доступа - http://udmstat.gks.ru

5.                   Поддержка малого и среднего предпринимательства, инвестиций и инноваций в Удмуртии [электронный ресурс]: Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого    и     среднего     предпринимательства    Удмуртской     Республики:     режим      доступа     - http://www.udmexport.ru/ru/content/podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-investiciy-i- innovaciy-v-udmurtii/