16 декабря 2015г.
Базовыми компонентами глобализируемых мирохозяйственных связей являются: транснациональное производство, глобальная финансовая система, система международной торговли, основанная на согласованных правилах и формирующая единое информационное пространство. Процесс вхождения России в мировую экономику, ее утверждение как полноценного участника международного разделения труда в настоящее время меняется. Современные характеристики масштаба и специфики товарной и пространственной структуры внешнеэкономического оборота Российской Федерации не способствуют формированию благоприятных условий для устойчивого экономического роста, а значит, не позволяет считать страну достаточно влиятельным и стабильным участником мирохозяйственных связей.
Особенное значение для характеристики новейших глобальных процессов имеет мировой финансово- экономический кризис, оказавший с одной стороны, депрессивное влияние на экономику промышленно развитых стран. Менее остро пережили первую фазу кризиса развивающиеся страны. Наиболее высокий уровень деловой активности в 2012-2013 гг. демонстрировали компании Китая, Германии, Великобритании, Бразилии, Индии, России и Ирландии. Однако в 2014 году по прогнозам национальных правительственных ведомств темпы экономического роста во всех странах мира замедлятся [2].
Российская Федерация, являясь экспортером энергоносителей, осуществляет переход к инновационной экономике, росту высокотехнологичных производств. Наиболее быстрыми темпами в России растет сектор услуг, в то время как, материальное производство испытывает значительные трудности в процессе переориентации на постиндустриальный тип хозяйствования, управления, инвестирования. Серьезным испытанием для конкурентоспособности российских товаропроизводителей является членство во Всемирной торговой организации. Участие Российской Федерации в мирохозяйственных связях характеризуется низкой степенью диверсификации экспорта, слабым использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг (транспортных, медицинских образовательных), продукции наукоемких отраслей. В связи с развитием Таможенного союза Россия-Белоруссия-Казахстан традиционный российский ограниченный объем трансграничного сотрудничества по обмену технологиями будет возрастать.
В различных группировках «крупнейших экономик мира» Россия по потенциалу развития занимает либо 1- е место (в G8), либо 7-е место (в G20). Объективные преимущества национальной конкурентоспособности Российской Федерации заключаются в следующих характеристиках:
- обеспеченность разнообразными и редкими природными ресурсами;
- значительное по численности и образовательному уровню экономически активное население;
- развитая традиция фундаментальной науки по многим направлениям, определенные достижения в разработке и производстве уникальных технологий – космических, информационных, нанотехнологий и т.д.
Современное правительство России ставит перед собой задачи укрепления и значительного повышения международной конкурентоспособности. В.В. Путин, представляя в октябре 2008 года «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.», в качестве стратегического ориентира развития страны ставил восстановление Россией статуса ведущей мировой державы. Концепция предполагает три этапа: в 2008-2012 обеспечиваются реализация и расширение имеющихся конкурентных преимуществ – энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов; в 2013-2020 предполагается переход на новую технологическую базу – информационные, био- и нанотехнологии, улучшение качества человеческого капитала и социальной среды, происходит структурная диверсификация экономики; после 2020 достигается закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий сектор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества [3]. Принятие Концепции-2020 совпало с развертыванием мирового финансово-экономического кризиса, затруднившим выполнение государственных задач.
В «Докладе о глобальной конкурентоспособности» западных экономистов Всемирного экономического форума в Давосе 2012 года указывается, что снижение России в рейтинге с 66 на 67 место «отражает тот факт, что улучшение макроэкономической стабильности перевесила ухудшившаяся ситуация в качестве институтов, эффективности рынка труда, развитости бизнеса и инноваций» [4].
В «Докладе о конкурентоспособности России 2012» отечественных экспертов – Евразийского института конкурентоспособности в сотрудничестве со Сбербанком России и «Стратеджи Партнерс Групп» - акцент сделан на проблемах развития российских регионов: «Регионы на пути повышения производительности» [1]. Основным результатом Доклада Евразийского института является рейтинг международной конкурентоспособности тридцати российских регионов и детальный анализ составляющих конкурентоспособности каждого из них. В докладе выделены пять составляющих международной конкурентоспособности регионов: национальные факторы, базовые условия, портфель кластеров, бизнес-климат, эффективность и стратегический фокус администрации (по сути – модернизированная система факторов конкурентоспособности М.Портера). Позиции данного рейтинга: 1-е место: Новосибирская область; 2-е место: Свердловская область; 3- е место Москва; 4-е место: Краснодарский край; 5-е место: Челябинская область.
В первой десятке рейтинга – регионы Сибири, Урала, Юга Центральной России, Поволжья, Воронежская и Белгородская область. Оценка проводилась по методологии, сопоставимой с подходом Всемирного экономического форума к оценке конкурентоспособности стран. Рейтинг международной конкурентоспособности Евразийского института не измеряет уровень благосостояния, а показывает потенциал, который может быть использован для экономического развития.
Осуществляя комплексное исследование конкурентоспособности Российской Федерации, представляется возможным воспользоваться подходом мониторинга качественных факторов национальной экономики М.Портера. Рассматривалось накопление конкурентных преимуществ РФ в 2001-2012 гг. Данный временной промежуток нужно разделить на два этапа: первый этап 2001-2008 гг. – этап значительного рывка отечественной экономики, особенно – 2004-пер. пол. 2008 гг.; второй этап – 2009-2012 гг. – этап наступления последствий мирового финансово-экономического кризиса, рецессии мировой экономики, замедления темпов мирового экономического роста, снижения объемов экспорта, роста внутренней безработицы и т.д. Аналитики- государственные чиновники РФ утверждают, что 2009 – 2011 год стал периодом посткризисного восстановления экономики. Рост ВВП в 2001-2008 составил 106,6%, в 2009-2011 - 100,2%, в 2012 - 103,4 (оценка Росстата). Показатели 2012 года свидетельствуют о сокращении добычи полезных ископаемых, сельхозпроизводства, многих видов промышленного производства и т.д. Положительной остается динамика роста сектора розничной торговли и платных услуг.
Оценивая международную конкурентоспособность факторных условий в России, отметим, что страна в высокой степени обладает факторами производства, превосходя большинство стран мира по данной детерминанте. Наиболее серьезными проблемами остаются: слабость производственной инфраструктуры, снижение уровня образованности и квалифицированности трудовых ресурсов. Несмотря на глубокие традиции фундаментальной науки, Российская Федерация имеет незначительные достижения в доведении до массового производства результатов НИОКР, недостаточные показатели притока иностранного капитала в отечественный сектор исследований и разработок. По количеству открытых в России исследовательских центров зарубежных ТНК Россия значительно уступает Китаю, Индии и ряду других развивающихся стран.
По детерминанте международной конкурентоспособности «условия спроса» особенностями российского спроса в потребительском секторе является медленное увеличение количества потребителей молодого возраста (25+), стремящихся к повышению личных доходов и предъявляющих повышенный спрос на традиционные и технологичные продукты. Для промышленного спроса нарастает географическая диверсификация отраслевых и межотраслевых цепочек добавленной стоимости, формирующая возможности для ускоренного развития процессов прямого иностранного инвестирования. При этом наблюдается увеличение доли прямых инвестиций, направляемых в сектор услуг. Общим заключением по анализу международной конкурентоспособности России по условиям спроса является то, что хотя и имеет место замедление темпов внутреннего спроса в 2011-2013 гг. (за исключением отдельных секторов и федеральных проектов), однако, по сравнению с большей частью стран мира и развитых, и развивающихся (за исключением Китая) в России сильные позиции по данной детерминанте.
Мониторинг детерминанты «родственные и поддерживающие отрасли» РФ показывает, что отечественные производители испытывают значительные проблемы в бизнес-процессах, связанных с поставками (комплектующих, полуфабрикатов и пр.), общей логистикой, взаимодействия со смежными отраслями и сферами деятельности. Традиционные экономические связи советского периода в основном утрачены (их восстановление, в том числе – в рамках Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией, транзита энергоресурсов через Прибалтику ограничено). Новые хозяйственные связи, которые во многом обусловлены интернационализацией спроса, развиваются в том числе усилиям по развитию кластеров.
По детерминанте международной конкурентоспособности «структура фирм, ее цели и конкуренция» возможности России следует назвать недостаточными, сдерживающими отечественный производственный потенциал. В структуре собственности доминирует госсобственность. Имеет место значительная монополизация в отраслях: от добычи энергоресурсов до телекоммуникаций. Слабое развитие до сих пор имеет институт защиты собственности, что значительно сокращает инвестиционную привлекательность и конкурентные начала российских фирм.
Список литературы