Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

В настоящее время системе планирования и прогнозирования социально-экономического развития придается большое значение, как в России, так и зарубежных странах. Несмотря на то, что данный вопрос не является новым, как в экономической науке, так и в хозяйственной практике, к нему все чаще стали возвращаться ведущие экономисты, социологи, политические и общественные деятели. Чем же это обусловлено? Объективностью! Доказано временем, что  нестабильность мировой экономики заставляет искать новые методы влияния на негативные последствия кризисных явлений, приводящих к снижению роста экономики, в связи с чем возрастает роль стратегического планирования, актуальность качества прогнозов.

Растущая потребность в прогнозировании в Российской Федерации обосновывается на тех переменах, которые произошли в стране в последние десятилетия. Практика показала,  что  сведение к минимуму воздействия на экономику со стороны государства отрицательно сказалось на социально- экономическом росте и его дальнейшем перспективном развитии. Без государственной поддержки невозможно решать такие важные экономические проблемы, как: структурная перестройка хозяйства, выравнивание темпов развития регионов и др. [1, с. 5-12].

Опираясь на вышесказанные данные, можно сделать вывод, что для выполнения целей, которые предложены в стратегических планах, прогнозах и программах развития нашей страны, следует принимать во внимание и учитывать сложившуюся социально-экономическую и политическую обстановку, применять рациональные и эффективные методы государственного регулирования как стратегическое планирование и прогнозирование.

Ключевыми инструментами развития экономики, повышение ее конкурентоспособности является стратегическое прогнозирование и планирование. Чтобы понять, как они влияют на развитие экономики, необходимо подробно разобраться в данных инструментах.

Прогнозирование относится к ключевым составляющим регулирования хозяйственной деятельности государства. Увы, как показывается практика, в настоящие время система прогнозирования в незначительной степени развита, а опыт ее использования в период плановой экономики не был применен.

На мой взгляд, система прогнозирования должна представлять собой многоступенчатую структуру, которая должна осуществляться как в самых различных сферах, например, социальной, экономической, политической и др., так и в территориальном разрезе: на уровне муниципального образования, субъекта РФ, федеральном уровне. При всем этом, прогнозирование должно рассматриваться как некий комплекс, причём в различных временных периодах: краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном. И главной составляющей успешности прогноза является - координация между прогнозами разных уровней, срезов и временных периодов [3, с. 18-20, 43].

И в то же время прогнозирование и планирование являются тесно взаимосвязанными инструментами регулирования экономики государства.

Планирование – главная составляющая современной экономической науки, представляющая собой иерархический процесс формирования предварительных решений, определяющей порядок, в котором должны совершаться отдельные последовательные мероприятия. В зависимости от длительности временного интервала, так же, как и в прогнозировании разделяют на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планирования. Одной из форм планирования, получивших наибольшее развитие во многих странах, является индикативное планирование – представляющее собой комплекс системы индикаторов (параметров), с помощью которых оценивается состояние и развитие экономики, а также способы влияния государства на социально-экономические процессы для регулирования установленного уровня индикаторов [5, с. 157].

Мировая практика показала, что решение глобальных задач, стоящих перед развитыми странами невозможно только рынком или путем административного вмешательства. Необходимо и то, и другое: плановое совмещение различных форм рыночных методов и государственного вмешательства, применения различных механизмов.

Характерной и отличительной чертой индикативного планирования является достижение баланса интересов деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетание государственного регулирования с рыночным саморегулированием. Именно благодаря данной черте, такое планирование в ведущих странах мира стало эффективным средством государственного регулирования. Оно существует в нескольких формах: конъюнктурная, структурная и стратегическая. Считается, что переход от одной формы к другой происходит во время развития системы планирования, а также временем действия плановых документов.

Конъюнктурная форма планирования применялась в таких странах как Швеция и Норвегия. Ей характерна краткосрочность бюджетных планов и программ, «короткие» портфельные инвестиции, годовые бизнес-планы. Основные характеристики данной формы - улучшение социально-экономической ситуации путем эффективного использования производственных ресурсов, социально направленной политики, усиленного влияния бюджета. В настоящее  время конъюнктурная форма индикативного планирования получила свое высшее развитие в станах Евросоюза (ЕС), объединенных региональной интеграцией.

Структурная форма планирования является более расширенной, предполагает участие государства в контроле за развитием как отдельно взятых  регионов, так отраслей. Также она характеризуется прогрессивной структурой экономики, направленной на необходимость проведения целенаправленных структурных изменений и предполагает применение таких мер как: налоговые льготы, преференции, иные меры государственной поддержки, направления изменения структуры экспорта и импорта и т.д. [4, с. 115].

В качестве документов индикативного планирования применялось: инвестиционное регулирование, методы налоговой, амортизационной и тарифной политики, среднесрочные прогнозы и программы. Такая форма индикативного планирования применялась во Франции, но наибольших успехов развития получила развитие в Японии, где впервые был разработан комплексный план развития территории на десять лет.

Стратегическая форма индикативного планирования возникает в период глобализации экономики и характеризуется определением главных приоритетов, определение роли государства в их выполнении.

Особенностью данной формы является значительное расширение периода индикативного планирования, объединение его с долгосрочной экономической политикой государства, отказ от жестких форм директивного планирования. При этом применяются масштабные исследования, разрабатываются инновационные проекты.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, можно сделать  следующие выводы. Инструменты планирования и прогнозирования в той или иной мере используются независимо от политики государства. Индикативное планирование в его различных формах и проявлениях определяет приоритеты развития государства, цели достижения максимальных результатов, но оно невозможно без координации действий всех хозяйствующих объектов и их равноправного участия [2].

Таким образом, решение социально-экономических проблем планирования и прогнозирования даст наилучшие результаты только в том случае, если оно осуществляется при участии государства и законодательно закреплено. Кроме того, все хозяйствующие субъекты должна быть заинтересованы в достижении поставленных целей и находится в равных условиях. Также необходима система мониторинга, которая позволит вести наблюдение за состоянием рыночной экономики, анализировать и предупреждать кризисные явления различного характера, создавать и формировать прогнозы для перспектив развития страны.

Успешной реализации системы стратегического планирования в России можно добиться только путем координации всех уровней власти и бизнеса, что позволит обеспечить сбалансированное развитие нашей экономики в настоящее время и на будущую перспективу. Совершенно очевидно, что стратегическое планирование и прогнозирование являются ключевыми инструментами развития экономики России и повышения ее конкурентоспособности.

 

Список литературы

 

1.        Борисевич  В.И.,  Кандаурова  Г.А.,  Кандауров  Н.Н.,  Прогнозирование  и  планирование экономики. – Минск: Экоперспектива, 2012. – 151 с.

2.        Закон РФ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_164841 (режим доступа 12.05.2017).

3.        Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В., Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. – М.: Экономика, 2008. – 575 с.

4.        Харламов А.В. Промышленная политика и развитие национальной экономики / Современный менеджмент:проблемыиперспективы. Сборник статей: в двух частях. Часть 2. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – С. 114-118.

5.        Харламов А.В. Инструментальное обеспечение современной промышленной политики / Повышение конкурентоспособности отраслей экономики как направление выхода из экономического  кризиса.    Сборник      материалов     международной     научно-практической конференции. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2016. – С. 154-161.