Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 июня 2019г.

Одной из важнейших стратегий предприятия на сегодняшний день является стратегия формирования системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля на предприятии выступает инструментом обеспечения сохранности активов предприятия, а также мобилизации и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, что в конечном счете оказывает положительное воздействие на финансовый результат деятельности предприятия.

Анализируя точки зрения выдающихся экономистов в отношении контроля, отслеживается трансформация восприятия термина «внутренний контроль» с течением времени.

Первоначально   понятие «внутренний контроль» носило   более узкую смысловую нагрузку, подразумевая под собой пассивный вид деятельности, такой как проверка или наблюдение за хозяйственной деятельностью подотчетного лица.

С.М. Бычкова, А. В. Газарян [2] так пишу о внутреннем контроле: «совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководителями организации в качестве средств для контроля эффективности хозяйственной деятельности. В систему внутреннего контроля организации включаются три составляющие: средства контроля, система бухгалтерского учета, процедуры контроля».

Р. Адамс [1] отмечает, что внутренний контроль «организуется руководством предприятия, чтобы осуществлять деятельность предприятия упорядоченно и эффективно; обеспечить соблюдение политики руководства; обеспечить сохранность имущества; достичь качественного документирования операций».

Ю.Н. Воропаев [4], говоря о системе внутреннего контроля, пишет: «система включает комплекс разнообразных взаимосвязанных методик и процедур, которые разрабатывает и использует администрация, чтобы обеспечить снижение нежелательного риска в деловой и финансовой деятельности, а также в учете и отчетности».

Я.В. Соколов [5] считает, что внутренний контроль «представляет собой совокупность целей, поставленных руководством организации перед своими сотрудниками, и тех концепций, из которых исходит руководство».

На сегодняшний день, в условиях перманентно меняющейся структуры рынка, наблюдается рост значения системы внутреннего контроля как основного конкурентного преимущества экономического субъекта, поскольку она способствует быстрой адаптации процессов на предприятии изменениям внутренней и внешней среды. В нынешних условиях приоритетным для субъектов экономики считается повышение эффективности финансово–хозяйственной деятельности, обеспечение стабильности функционирования и высокого уровня конкурентоспособности, добросовестного ведения бизнеса, отвечающего требованиям законодательства. Одним из решений этих задач считается оптимизация системы управления с целью реализации успешной взаимосвязи и интеграции ключевых его функций – планирования, организации, мотивации, контроля, что гарантирует работу предприятия как целостного механизма. Без качественного контроля невозможно достижение целей организации, так как каждый этап управления завершается проверкой уровня выполнения поставленных задач и определения эффективности полученных результатов.

Организация системы внутреннего контроля в компании – это формирование такой благоприятной почвы для функционирования контролирующих органов во взаимосвязи с их доступом к техническому оборудованию и всей необходимой информации субъекта хозяйствования, которая может обеспечить качественный контроль в наблюдении за работой трудящихся и выполнением ими непосредственных задач в соответствии с их должностными инструкциями. Создание на предприятии аппарата контроллинга предполагает выполнение специалистами – внутренними контролерами проверок на всех функциональных участках фирмы.

Для эффективного функционирования система внутреннего контроля должна быть подчинена следующим основным принципам:

-                      Принцип законности – обеспечение соответствия системы внутреннего контроля всем нормативно-правовым актам РФ;

-                      Принцип объективности – осуществление внутреннего контроля посредством использования фактических документальных данных путем использования методов, позволяющих получить полную и достоверную информацию;

-                      Принцип эффективности – обеспечение заданных целей внутреннего контроля в полном объеме посредством использования наименьшего объема средств;

-                      Принцип независимости – независимость субъектов внутреннего контроля при выполнении ими своих функциональных обязанностей от объектов контроля.

-                      Принцип профессиональной компетентности – специалисты, осуществляющие внутренний контроль должны обладать необходимыми навыками и умениями, а также добросовестно исполнять возложенные на них полномочия, что является важным условием обеспечения полной и достоверной информации по результатам контроля;

-                      Принцип ответственности – все субъекты внутреннего контроля должны нести ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них функций в соответствии с законодательством РФ;

-                      Принцип стандартизации - установление единых процессов и процедур внутреннего контроля в целях их многократного использования;

-                      Принцип риск-ориентированности - приоритетное осуществление процессов и процедур внутреннего контроля в отношении направлений деятельности объекта внутреннего контроля наиболее подверженных рискам.

С учетом вышеописанных принципов, а также обобщив информацию из различных источников, можно выделить основополагающие принципы, на которых базируется построение системы внутреннего контроля – это принцип законности, а также принцип независимости субъектов контроля. Принцип законности можно также определить, как принцип регламентации, что будет обозначать подчинение системы внутреннего контроля не только нормативно-правовым актам РФ, но также и внутренним регламентирующим документам.

Также часто встречающимися принципами являются такие принципы как честность, добросовестность, компетентность, беспристрастность, независимость. Все эти принципы относятся непосредственно к лицам, представляющим собой субъект контроля в отношении этих лиц к выполнению возложенных на них функций.

Особое положение в системе внутреннего контроля также занимает принцип конфиденциальности. Принцип конфиденциальности заключается в неразглашении полученной информации третьим лицам. Этот принцип является основополагающим принципом при проведении внешнего аудита, более того, он документально закреплен в ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. При проведении же внутреннего контроля принцип конфиденциальности может подразумевать разграничение информации по уровням управленческой иерархии. Вопрос же разглашения информации внешним пользователям является скорее прерогативой учетной политики и иной документации организации в целом [4]. По указанным причинам, принцип конфиденциальности не относится к универсальным принципам внутреннего контроля.

Стоит упомянуть также о принципе, несколько перекликающимся с принципом конфиденциальности. Это принцип разграничения ответственности и полномочий. Принцип разграничения ответственности и полномочий подразумевает разграничение функций контроля и выявления ошибок и функций ликвидации и исправления ошибок. Другими словами, информация по выявленным в результате проведения контрольных процедур ошибок и недочетов должна быть напрямую предоставлена уполномоченным должностным лицам.

К универсальным принципам внутреннего контроля стоит отнести также принцип непрерывности, так как осуществление экономической деятельности объекта контроля и процесс управления этой деятельность осуществляется на непрерывной основе.

Подводя итоги статьи, можно сделать вывод, что система внутреннего контроля на предприятии составляет неотъемлемую и наиболее важную функцию, направленную на управление деятельностью организации, обеспечивающую эффективность и результативность ее деятельности через контроль соблюдения требований законодательства и локальных нормативных актов (внутренних правил), предупреждение злоупотреблений, повышение эффективности использования ресурсов организации, выявление и нивелирование слабых мест в деятельности организации.

 

Список литературы

 

1.        Адамс, Р. Основы аудита / Р. Адамс; пер. с англ.; под ред. Я. В. Соколова. – М.: ЮНИТИ,1995. – 398 c.

2.        Бычкова, С. М. Планирование в аудите / С. М. Бычкова, А. В. Газарян. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432 c.

3.        Воропаев, Ю. Н. Система внутреннего контроля организации / Ю. Н. Воропаев // Бухгалтерский учет.– 2003.– 372 c.

4.        Серебрякова, Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля / Т. Ю. Серебрякова. — М.: ИНФРА- М, 2012. – 328 с.

5.        Cоколов, Я.В. Основы теории бухгалтерского учета / Я. В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 496 c