Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Современная инфраструктура российского рынка труда построена в соответствии с требованиями времени. Она нацелена на выполнение основной задачи рынка труда – повышение его эффективности на основе наилучшего согласования спроса и  предложения рабочей силы и минимизацию безработицы. В этой связи составляющие звенья инфраструктуры ориентированы, во-первых, на обеспечение помощи работникам в поиске вакансий, во-вторых, содействие снижению структурной и циклической безработицы.

В состав элементов инфраструктуры рынка труда входят организации, обеспечивающие выполнение услуг по содействию занятости, в том числе: консультационные, образовательные, информационные и другие.

Организационно инфраструктура российского рынка труда включает следующие подразделения (Рисунок 1):

–   Федеральную службу по труду и занятости населения (Роструд), подведомственную Министерству труда и социальной защиты РФ;

– региональные подразделения Роструда на уровне субъектов Федерации;

– государственные учреждения регионального уровня подчиненности в области занятости населения;

–       негосударственные организации различной организационно-правовой формы, обеспечивающие население платными услугами по содействию занятости;

–   кадровые службы предприятий, которые оказывают содействие в получении вакансии потенциальным работникам.

Следовательно, инфраструктура рынка труда представляет собой единую систему государственных органов и специализированных учреждений различной организационно-правовой формы, которые выстроены по вертикально-иерархической подчиненности с распределением функций содействия занятости по территориальному принципу.


Основные участники инфраструктуры рынка труда: работодатели; работники; посредники между работодателями и работниками; органы власти и управления.

Кроме того, к элементам инфраструктуры рынка труда нужно отнести и такие институты: систему гарантий занятости; систему регулирования оплаты труда; гарантии компенсационных  выплат в результате потери или смены работы; гарантии пенсионного обеспечения; гарантии нормативно обеспеченных условий труда; наличие возможности создавать и участвовать в профессиональных союзах для обеспечения защиты прав и интересов работающих.

Основные функции, закрепленные за объектами инфраструктуры рынка труда, состоят в: обеспечении эффективного взаимодействия работодателя с наемными работниками;

оказании широкого спектра информационных услуг как для работников, так и для работодателей; сборе и анализе информации по рынку труда с целью прогнозирования его развития;

обеспечении социальной поддержки незанятого населения и работников, которые находятся под угрозой увольнения;

разработке и реализации различных программ по развитию рынка труда, организации системы подготовки и переподготовки высвобождаемых работников;

оказании содействия в обеспечении условий повышения эффективности работы предприятий.

Однако, с точки зрения оценки эффективности инфраструктуры рынка труда можно выделить несколько показателей, свидетельствующих о ее низкой эффективности. Так, показатель «степень охвата незанятого населения» показывает низкий уровень обращений за помощью в поиске работы: так, по разным оценкам только около одной трети безработных обращалось за помощью в службы занятости. Кроме того, на низких уровнях отмечаются действие таких показателей как «уровень информационных, консультационных, профориентационных услуг».

Как результат низкой эффективности инфраструктуры рынка труда возникает несоответствие спроса и предложения на ее услуги, поэтому  эффективность функционирования инфраструктуры рынка в большей части определяется качеством государственной политики занятости. Важная роль при этом отводится государственным объектам инфраструктуры, что обуславливается необходимостью реализации социальных функций государства. Приоритетность развития государственных объектов инфраструктуры рынка труда должна способствовать сокращению неформальной занятости и выведения из тени значительной численности работников. Это потребует от государственных органов:

государственную поддержку в реализации программ развития малого бизнеса;

предоставления финансовой помощи населению на период вынужденной незанятости: бесплатности и доступности для всех категорий населения предоставляемых услуг; оказания квалифицированной помощи всем категориям граждан.

Важное место в инфраструктуре рынка труда отводится Роструду, который имеет разветвленную и хорошо организованную систему территориальных органов. Ему, по сути, принадлежит координационная роль в развитии инфраструктуры рынка труда и проведения государственной политики занятости.

Роструд осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службе, специальной оценке условий труда и социальной защиты населения, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан1.

При всем разнообразии контрольных и надзорных функций Федеральная служба по труду и занятости в числе приоритетов имеет обеспечение государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан, а также государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если с политикой борьбы с безработицей существует четкая программа, выполнение которой обеспечивает реальные положительные результаты, то в сфере выполнения надзора за работодателями деятельность Роструда нельзя назвать эффективной.

По данным Роструда за 2015 год было проведено 3457 проверок работодателей, в том числе и с привлечением других государственных надзорных органов2. Однако, на сегодняшний день в России зарегистрировано 8.030.236 предприятий различной организационно-правовой формы. В связи с чем, то количество проверок для одного года крайне минимально, т.е. проверке подвергалось каждое 2322-ое предприятие из общего числа. При таких темпах для того, чтобы проверить все предприятия, потребуется 3458 лет. Во многом низкие темпы выполнения Рострудом надзорных функций связано с незначительным количеством инспекторов, призванных выполнять эти функции. Так, на 1 января 2016 т. в Роструде количество штатных единиц, по должностям, предусмотренным выполнять функции по контролю (надзору), составляли 2352 ед. Из них занято сотрудниками только 2120 должностей, т.е. наличествует неукомплектованность кадрами почти на 10%.

В то время как согласно данным международной практики оптимальным должно быть такое число работников, занимающихся контролем и надзором в сфере труда, которое могло бы быть достаточным, чтобы обеспечить эффективность исполнения этих функций. По данным Европейского агентства по безопасности и гигиене труда, оптимальная численность инспекторов - один инспектор на 15.000 занятых3. Так, если в России по состоянию на 01.01.2015 г. численность занятых в экономике составляла 71,5 млн. человек4, то по вышеуказанной норме Европейского агентства по безопасности и гигиене труда в Роструде должно быть 4766 инспекторов, т.е. в два раза больше, чем предусмотрено нынешней штатной численностью.

По мнению специалистов Роструда, низкий охват проверочными мероприятиями подконтрольных субъектов, обусловлен тем, что при действующей модели надзора Федеральная служба по труду и занятости при имеющихся ресурсах может обеспечить проверку лишь около 1,6 процента всех подконтрольных субъектов. Вместе с тем согласно документам Международной организации труда необходимый охват проверками инспекции труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15 - 20 процентов5. При столь

 

 1   Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости».

2 Официальный сайт Роструда. - http://www.rostrud.ru/

3 Директивы Европейского агентства по безопасности и гигиене труда – URL: http//Safework.ru/international_cooperation/EU_logislation/Direktives

4Официальный сайт Росстата.–URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#

5   Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права (20015-2020 годы), утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года №1028-р низком значении этого показателя невозможно в должной степени обеспечить контроль за соблюдением трудового законодательства.


Следовательно, низкая обеспеченность контролирующего органа необходимыми специалистами выступает одним из факторов неэффективного контроля в сфере труда, что, безусловно, объясняет выпадение из сферы контроля занятых на условиях неформальной занятости.

Кроме того, низкую эффективность контрольно-надзорной деятельности характеризует комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, к которым относятся следующие:

неопределенность надзора для работников и работодателей, отсутствие формализованного перечня критериев или стандартов, которым должны соответствовать условия труда на предприятиях (в организациях) и в соответствии с которыми должна осуществляться проверка;

недостаточность мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, неразвитость механизмов стимулирования улучшения хозяйствующими субъектами условий труда;

дисбаланс системы мер стимулирования к соблюдению трудового законодательства и мер ответственности за его нарушения;

ограниченный перечень мер, применяемых государственными инспекторами труда, в качестве предупредительного и профилактического характера;

отсутствие в практике планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий учета вероятности причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда и ее соотнесения с ресурсоемкостью контрольно- надзорной деятельности за  соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В связи с чем российская модель контрольно-надзорной деятельности в сфере труда требует скорейшей модернизации, особенно в части ее приведения в соответствие современным потребностям общества и происходящим технологическим изменениям.

Результативное решение существующих проблем возможно только в условиях смещения акцента с действующей «модели санкций», при которой государственный контроль (надзор) в основном направлен на выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований, на «модель соответствия», в основе которой лежат упреждающие действия, ориентированные на профилактику и предупреждение нарушений и происшествий.

Для осуществления такого перехода требуется внедрение инновационных принципов и методов работы в деятельность федеральной инспекции труда. Роструд уже начинает работу по созданию новой модели обеспечения соблюдения трудового законодательства, которая должна реализовываться в виде «открытой инспекции труда», основанной на взаимном эффективном сотрудничестве между федеральной инспекцией труда, работодателями и работниками, их организациями, при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В июне 2015 года Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 5 июня 2015 года

№1028-р утвердило Концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 гг., которая содержит ряд направлений, способствующих формированию новой модели контрольно-надзорной деятельности в России. Она построена на нескольких основных принципах6.

1.     Обеспечение определенности, прозрачности и открытости федерального надзора в сфере труда. Реализация мероприятий этого направления должна обеспечить формирование нового превентивного подхода к осуществлению федерального надзора в сфере труда, направленного на приоритетное информирование работников об их трудовых правах и обязанностях, работодателей - о существующих обязательных требованиях и способах их выполнения, а также перенести акцент в работе федеральной инспекции труда с реагирования на предупреждение и профилактику совершения нарушений трудового законодательства.

2.    Формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Основными превентивными мерами являются формирование законопослушного поведения работодателя, устранение причин и условий совершения правонарушений, недопущение совершения правонарушений в дальнейшем. Одним из действенных способов предотвращения либо сведения к нулю последствий от правонарушения, доказавших свою эффективность в других сферах, является внедрение в деятельность хозяйствующих субъектов системы внутреннего контроля или «режима самоинспектирования».

 

6   Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 гг., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года №1028-р


Одним из таких интернет-сервисов должен стать сервис «Электронный инспектор». Сервис предназначен в первую очередь для предоставления работодателю инструментов проведения самостоятельной проверки соблюдения требований трудового законодательства. Сервисом также смогут воспользоваться и работники, которые захотят оценить ситуацию в своей организации.

3.     Создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников. В настоящее время в России на законодательном уровне установлены отдельные элементы экономической мотивации работодателей для улучшения условий труда. При этом они касаются в основном вопросов охраны труда, носят исключительно экономический характер и не охватывают всю сферу трудовых отношений.

Развитие указанного направления обусловливает необходимость продолжения развития такой системы, при которой работодатель заинтересован самостоятельно, без вмешательства контрольных органов, соблюдать требования трудового законодательства, вкладывать средства в улучшение условий труда работников, то есть создавать более благоприятные условия труда.

4.     Внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда (внедрение системы управления рисками причинения вреда). Данный подход означает переход к системе планирования контрольно-надзорной деятельности, основанной на анализе структуры нарушений трудового законодательства в субъектах Российской Федерации, в различных отраслях и видах экономической деятельности, классификации областей риска, определении дифференцированных показаний (критериев) для организации и проведения контрольных проверок хозяйствующих субъектов.

5.   Развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда. Решение задач, связанных с повышением эффективности деятельности федеральной инспекции труда, потребует разработки и внедрения системы оценки эффективности деятельности государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда, развития кадрового потенциала, комплексной оптимизации (реинжиниринга) административных процессов осуществления надзорной деятельности, создания автоматизированной системы управления надзорной деятельностью.

6.        Оптимизация процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями. Решение этого направления предполагает создание автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в  сфере трудовых  отношений, внедрение которой  должно обеспечить решение, в том числе, следующих задач:

автоматизация деятельности государственного инспектора труда на его рабочем месте;

создание базы знаний, обеспечивающей единообразное понимание требований трудового законодательства работодателями, работниками и государственными инспекторами труда (определенность надзора);

оптимизация статистической отчетности;

создание инструментов, обеспечивающих риск-ориентированное планирование деятельности государственных инспекций труда;

возможность составления и отслеживания рейтингов и показателей оценки эффективности государственных инспекций труда, государственных инспекторов труда и работодателей;

снижение расходов на содержание автоматизированной системы за счет централизации ресурсного

обеспечения.

Непосредственными результатами реализации настоящей Концепции к 2020 году должны стать увеличение доли объектов надзора, в отношении которых проведены контрольно-надзорные мероприятия, в общем количестве объектов надзора. Это создает реальные условия для выявления неформальной занятости и приведения ее в правовую сферу.

В конце 2015 года Федеральная служба по труду и занятости  запустила первый электронный портал

«Онлайнинспекция.РФ», который призван осуществлять защиту прав и интересов работников и работодателей.

Система электронных сервисов «Онлайнинспекция.РФ» позволяет:

направить заявление в инспекцию труда, которая проверит соблюдение трудовых прав и поможет устранить нарушения;

получить консультацию о применении требований  и норм трудового  законодательства в течение 3-х рабочих дней;

работодателю провести самопроверку соблюдения трудового законодательства.

Сервис содержит пошаговые схемы разрешения проблемных ситуаций в области трудовых отношений. Инструкции предлагают как рекомендации по самостоятельному решению проблемы, так и варианты ее решения с помощью государственных органов. Каждая инструкция сопровождается набором образцов необходимых документов.

Система сервисов «Онлайнинспекция.РФ» составляет одну из частей крупномасштабного проекта «Открытая Инспекция Труда». В перспективе предполагается, что этот ресурс позволит гражданам обращаться в инспекцию труда в случае нарушения их прав. В то же время они смогут получать любую информацию о всевозможных способах решения возникших у них проблемных ситуаций, связанных со сферой трудовых отношений.

Таким образом, основные направления  совершенствования инфраструктуры российского рынка труда состоят в модернизации модели контрольно-надзорной деятельности в сфере труда, что предполагает приведение ее в соответствие современным потребностям общества. Основу должны составить перевод действующей модели, ориентированной на применение санкций, при которой государственный контроль (надзор) в основном направлен на выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований, на модель, в основе которой лежат упреждающие действия по профилактике и предупреждению нарушений и происшествий. Такая модернизация основана на внедрении инновационных принципов и методов работы в деятельность Федеральной инспекции труда, которые откроют широкий доступ как работодателям, так и работникам не только к правовой информации, но и к прямому диалогу по поводу обязанностей работодателей и защиты прав работников.

 

Список литературы

1.     Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости».

2.     Официальный сайт Роструда. - http://www.rostrud.ru/

3.     Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права (20015-2020 годы), утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года №1028-р

4.     Официальный сайт Росстата.–URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#

5.     В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда / Под общ. ред.: В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшников. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.

6.     Гневашева В.А. Управление занятостью.- М.: Кнорус, 2015. – 166.

7.     Рофе А.И. Организация и нормирование труда. – М.: Кнорус, 2014.–222 с.

8.     Нуреев Р.М. Формальная и неформальная занятость как близнецы-братья / Р.М. Нуреев, Д.Р. Ахмадеев //Terra economicus. - 2015. - Том 13. - №3.

9.     Цхададзе Н.В. Неформальная экономическая деятельность в России: отрицательные и положительные последствия// Журнал «Инновации и инвестиции», № 7, 2015 г.- С.50-55.

10. Цхададзе Н.В. Последствия расширения неформального сектора в экономике России//«Экономико- правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного социохозяйственного развития» Сборник статей международной научно-практической конференции / под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой – Краснодар: ЮИМ, 2015. – 251 с.

11. Цхададзе Н.В. Ахмадеев Д.Р. Институциональная трансформация неформальной  занятости  в России//«Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяйственного развития». Сб.статей Международной научно-практической конференции/Под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой.- Краснодар: Изд-во ЮИМ ,2014.-С.378-383.

12. Цхададзе Н.В. Ахмадеев Д.Р. Неформальная экономическая деятельность: эволюция концепций // «Глобализация и статистика».Сборник материалов Международной научной конференции - Тбилиси: Издательство «Универсал», 2014.- С.504-514.