Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛИТИКА ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2018г.

Современная политика, проводимая Центробанком РФ, направлена на сдерживание инфляции, ее контроль. Исторически проблема инфляции после развала СССР являлась постоянным спутником российской экономики, что в определенной мере сдерживало экономический рост, а также ставило под вопрос макроэкономическую стабильность внутри страны. Сегодня Правительство четко взяло курс на достижение стабильного эконмического роста, что достигается в том числе политикой таргетирования инфляции. Что же она под собой подразумевает?

Политика инфляционного таргетирования представляет собой комплекс мер, совокупность принципов и набор инструментов, которыми оперирует центральный банк для своевременного и корректного реагирования на те или иные изменения макроэкономической ситуации с целью корректирования инфляции до установленного ранее уровня, что в долгосрочной перспективе должно сгладить уровень цен, когда его колебания будут незаметны для экономических агентов при выработке политики ценообразования.

На практике, стратегия инфляционного таргетирования проходит ряд подготовительных и сопутствующих мероприятий в ходе разработки и реализации, которые можно описать следующими этапами [8]:

1 .Прогноз инфляции, ее количественное и качественное описание. Данный подготовительный этап реализует Центробанк. В дальнейшем эти данные становятся основой для предстоящего анализа эффективности проводимой политики и ее корректировки;

2 .Установление необходимого «комфортного» уровня инфляции. По своей сути, ЦБ вправе фиксировать определенный уровень инфляции (таргет) в виде численного или диапазонного значения;

3 .Выбор инструментов и разработка мероприятий с помощью которых планируется контроль за ростом цен;

4 .Публичное заявление о намерениях проводить политику инфляционного таргетирования (в нашей стране такое намерение было выражено в ноябре 2014 года);

5 .В течение всего периода реализации данной политики применять инструменты, которые будут необходимы в сложившейся ситуации;

6 .Проводить сравнение плановых и реально достигнутых показателей инфляции, проводить критический анализ эффективности нынешней политики, составлять и публиковать отчеты о реализованных мероприятиях.

Очень важно, чтобы все, что проводится Правительством страны и Центробанком было прозрачно, поскольку инфляция оказывает непосредственное влияния на экономику как на макро-, так и на микро- уровнях. К тому же здесь немаловажен вопрос доверия населения в лице граждан и бизнеса к тому государственному курсу, который заявляется и который реализуется на самом деле.

Таргетирование инфляции конкретно в России требует выполнения нескольких условий:

-Обеспечение независимости Центрального Банка РФ. Он должен иметь возможность самостоятельно определять инструменты для достижения планируемого уровня инфляции. Хотя ни один центральный банк не может быть полностью независим от влияния правительства, он должен, по крайней мере, обладать свободой в выборе инструментов, с помощью которых планируется достичь целевых показателей инфляции. Для этого необходимо избавиться от принципа «фискального доминирования», который предполагает сильное давление бюджетно-налоговой политики на денежно-кредитную. Свобода от фискального доминирования подразумевает, что заимствования государства у ЦБ должны быть минимальными (в идеале: равны нулю).

-Отказ от таргетирования любых других экономических показателей. Правительство не должно устанавливать на данный период целей по повышению заработной платы или снижению безработицы, так как использование нескольких инструментов, преследующих разные цели, может помешать достижению установленных показателей. Поэтому, прежде чем принимать решение об использовании таргетирования инфляции, нужно установить, является ли оно для страны действительно необходимым. Также при таргетировании двух или более показателей рынок не знает, какой из них в случае ухудшении ситуации будет отдано предпочтение. Это может провоцировать снижение предпринимательской активности, сокращению объемов инвестиций и ряду других проблем, к возникновению которых власти просто не были готовы. В итоге поговорка «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» становится явью.

Как можно оценить таргетирование инфляции? Что дает данный процесс? Помимо выполнения непосредственной цели данная политика создает уверенность населения в сохранности сбережений, поскольку проводимый комплекс мер поддерживает платежеспособность денежных сбережений. Также бизнесу инфляционное таргетирование дает предсказуемость и относительно низкую волатильность процентных ставок. Можно вспомнить времена четырехлетней давности, насколько волатильны были процентные ставки. Сейчас же ЦБ удерживает ее в рамках процентного коридора, и это позволяет обеспечивать их стабильность. Динамику процентной ставки в России отражает рисунок 1.



Как видно, после ориентации Правительства на политику таргетирования инфляции, ключевая ставка постоянно изменяется в сторону снижения, что говорит о том, что данный инструмент является фундаментальным. Банк России на заседании совета директоров в конце апреля этого года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых. К тому же впервые в ответ на общественный запрос Банк России раскрыл технологию принятия решения о ключевой ставке. Банк России после каждого заседания совета директоров проводит серии встреч с различными целевыми аудиториями, в том числе с бизнесом, представителями органов власти, аналитиками, инвесторами.

«Такая прозрачность - неотъемлемый элемент режима таргетирования инфляции» - заявили представители ЦБ [10].

Теперь стоит оценить некоторые успехи проводимой политики таргетирования. Стоит с казать, что четко сформулировать ее результаты довольно сложно, поскольку прошло не так много времени. Подчеркнем, что изначально Центробанк ставил своей задачей поддерживать темпы инфляции на уровне 4% в год [11], а по факту даже перевыполнил эти показатели, когда к концу 2017 года инфляция достигла отметки 1,7%. К апрелю 2018 инфляция составляет в районе 2,4% (вблизи исторического минимума), а прогнозные значения указывают на сохранении инфляции 3-4% и выход к 4% к концу года. «Диапазон, который мы озвучивали в 3-4%, сохраняется» - озвучил глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев.

Столь существенное замедление темпов роста цен вкупе с постепенным смягчением денежно- кредитной политики ЦБ привело к формированию в Россию одних из самых высоких реальных процентных ставок среди крупных развивающихся экономик. С учетом последнего снижения ключевой ставки (в марте

—    до уровня 7,25% с сохранением данной величины в апреле 2018), реальная ставка в стране составила порядка 4,9%. Ближе всего к России по этому показателю находятся Бразилия и Индия, где текущие уровни реальной ставки составляют 3,5–3,8% [10].

Настоящая практика показывает, что постепенное методичное внедрение политики инфляции существенно улучшило инвестиционный климат России и, в частности, с двинуло с мертвой точки в сторону решения ряд следующих проблем:

-   ослабленный трансмиссионный механизм, что проявляется в высоких спрэдах банков и низких показателях кредитования населения и бизнеса;

-серьезное замедление роста экономических показателей в стране, начиная с 2012-го года;

-образование естественных монополий;

-прямая зависимость экономики страны от экспорта газа и нефти

По данным экспертов, колебания российской валюты в начале 2018 года позволили наконец отвязать рубль от нефти. Банк России нашел способ грамотно управлять таргетированием инфляции и устранить зависимость от нефти. Чтобы преодолеть риск инфляционного роста и достигнуть «комфортного» внешнего долга, экономистам пришлось пожертвовать стабильностью рубля. Колебания российской валюты оказались выгодными для российских экспортеров, что, в свою очередь не вылилось в рост цен [1].

Сам факт снижения инфляции в России, безусловно, можно интерпретировать как серьезно достижение. Ведь негативные эффекты высокого темпа роста цен широко известны— в первую очередь, низкая или даже отрицательная реальная доходность активов, низкие реальные доходы населения, давление на кредитный рынок, отсутствие возможностей для эффективного финансового планирования, а также объективные стимулы для роста долларизации экономики.

С другой, стороны, избыточно низкая инфляция также несет в себе определенные риски и может быть симптомом негативных тенденций в экономике. В частности, со стороны Минэкономразвития в 2017 году высказывалось мнение, что столь резкое и существенное замедление индекса потребительских цен «не есть хорошо» [9]. Сильное снижение инфляции и сохранение ее на низком уровне в течение длительного периода негативно сказывается на производстве, так как потребители могут начать переносить спрос на будущее, а в реальном секторе это приводит к затратно-ценовому сжатию, что может вылиться в сокращение мощностей и ограничение инвестиций.

Говоря о таргетировании инфляции, стоит упомянуть, что Россия движется по относительно протоптанному пути, то есть данная мера в отношении монетарной политики не нова. Изначально такие мероприятия проводились в экономически развитых стран, сталкивавшихся с проблемой инфляции.

В частности, путь Израиля начинался еще в конце 90-х с 400% годовой инфляции. К 2001 году ситуация в стране стабилизировалась и в данный момент находится на уровне долгосрочной стабильности. Постепенно инфляция с 18% снижалась до 10, 9, 7 процентов, а затем вышла на уровень 1-2%. По данным на 2018 год, инфляция в Израиле находится в районе 0,4% [13]. По мнению авторов, наша страна могла бы позаимствовать опыт этой страны, и местные эксперты дали несколько рекомендаций в части таргетирования инфляции.

Во-первых, всегда нужно ориентироваться на диапазон значений, который требует периодических корректировок (как минимум раз в год) в сторону уменьшения.

Во-вторых, Израиль ориентировался на обменный курс, установив определенный коридор, который позволил сдерживать инфляцию. Курс изменялся в соответствие с темпами инфляции и со временем становился второстепенным пунктом денежно-кредитной политики, что сделало его более объективным [13].

В-третьих, стоит завоевать доверие рынка. Это повлияет как на саму репутацию Центробанка, так и на инфляционные ожидания, которые и в нашей стране способны существенно влиять на реальную инфляцию. К слову, в последний год инфляционные ожидания россиян имеют тенденцию к снижению, что говорит о некой нацеленности населения на стабильную экономическую ситуацию. Об этом же свидетельствует рост числа выданных потребительских кредитов с начала 2018 года [12].

Глава правления комитета попечителей так называемой «Группы 30» из Израиля Джейкоб А. Френкель сформулировал свои рекомендации так: «Мне кажется, не нужно рубить хвост по частям. Не надо заставлять никого страдать. Необходимо, чтобы была эффективная бюджетно-налоговая система, развитые рынки, чтобы был гибкий обменный курс. Вы должны быть интегрированы в мир. Соответственно необходимо, чтобы работали рынки капитала. И еще очень важно, чтобы экономика была гибкой». [13].

Опыт Чешской Республики так же может быть ценен. Так, в данной стране попытка сдерживать инфляцию через контроль обменного курса провалилась. Инфляция привязывалась к индексу потребительских цен и правительство ставило очень амбициозные цели: за 1,5 года добиться снижения темпов инфляции на 2%. На данном этапе развития инфляция в Чехии достигает 2,5%. [13]. Позаимствовать опыт можно в следующем: сохранять готовность действительно сдерживать инфляцию на определенном уровне и следовать этому принципу. Вдобавок стоит быть готовым к возможному недовольству со стороны общественности и не смотря на это продолжать намеченный курс.

В заключение подчеркнем, что таргетирование инфляции на данный момент является ключевым направлением проводимой монетарной политики в России. На наш взгляд, таким образом государство методично продвигается в сторону экономической стабильности. Пока что политика дает положительный эффект, а что будет дальше, мы увидим лишь спустя некоторое время. В любом случае таргетирование инфляции требует комплексности и системности: должна быть общая стратегия государства, в которой признается, что стабильность цен имеет позитивный характер и обеспечивает преимущества для граждан и экономики. Для этого необходимо, чтобы была эффективная бюджетно-налоговая система, развитые рынки. Нужны инструменты денежно-кредитной политики, нужно их правильно использовать, а банковская система должна бать здоровой и сильной.

 

Список литературы

 

1.   Мишин А.И. Россия смогла отвязать рубль от нефти// Эксперт – 2018 - №9 С.43-48. Моисеев С. Инфляционное таргетирование: международный опыт и российские перспективы// Вопросы экономики – 2015 - №9 С.88-105

2.      Умалатова Л.М. Последствия политики инфляционного таргетирования в развивающихся странах-экспортерах природных ресурсов// Научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации» - №4 - 2016 С.88-107.

3 .Цхададзе Н.В. Особенности регулирования финансового рынка в России: мегорегуляторы// Журнал «Философия хозяйства. Альманах центра общественных наук и экономического факультета МГУ» Специальный выпуск, декабрь 2017.-С. 239-246.

4 .Цхададзе Н.В. Особенности регулирования финансового рынка в России //Журнал «Филосовия хозяйства. Альманах центра общественных наук и экономического факультета МГУ» Специальный выпуск, декабрь 2017.-С. 239-246.

5 .Цхададзе Н.В. Банк России как мегарегулятор финансового рынка Сб.статей Межд.науч.-практ. конференции (4-8 октября 2017,Сочи) «Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поиски модели эффективного социохозяйственного развития»/ Под ред. Г.Б.Клейнера, В.В.Сорокожердьева, З.М.Хашевой.-М.: НИИ истории экономики и права, 2017.- 148 с.

6 .Цхададзе Н.В. Растущая мобильность свободных финансовых капиталов в условиях глобализации мировой экономики и либерализации национальных финансовых рынков // материалы Х Междунар. Науч.-практ.конф. (Минск, 18-19 мая 2017 г.); в 2 т. Минск:БГЭУ, 2017.-2017.- Т.1. – 320 с.

7 .Цхададзе Н.В. Международные финансовые рынки как фактор глобализации мирового хозяйства// Сб.трудов Тенденции развития экономики и менеджмента. г. Казань, 2017. 237 с.

8 .Золотарева   О.А.   Инфляционное   таргетирование:   от   дискреции   к   правилу?//   Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина – 2014 - №3 С. 126-134 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/inflyatsionnoe-targetirovanie-ot-diskretsii-k- pravilu (дата обращения: 01.05.18)

9 .Харламеев Д. Трудный успех ЦБ. Сохранится ли низкая инфляция в России // Forbes – 2018 - №7 [Электронный ресурс]   URL:         http://elitetrader.ru/index.php?newsid=398327                   (Дата    обращения: 10.05.2018)

10 .Агентство экономической информации ПРАЙМ [Электронный ресурс] URL: https://1prime.ru/ 11.Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru 12.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/. 13.Мировые экономические индикаторы [Электронный ресурс] URL: https://tradingeconomics.com