Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОГО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В США

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

В настоящее время человеческий капитал выступает главной ценностью общества и одним из ключевых факторов экономического роста. Человеческие ресурсы превращаются в реально действующий капитал при условии реализации заложенного в них потенциала, в результате деятельности, имеющей товарную форму. Обусловлено это тем, что именно человеческий капитал способен создавать новую стоимость товаров и создавать структуру стоимости общественного капитала на определенной стадии развития общества [1, С. 626- 629].

Человеческий капитал как экономическая категория по многим характеристикам совпадает с активной частью  основного капитала – он морально и физически изнашивается, требует  текущего и капитального «ремонтов», модернизации и замены, переносит на производственную продукцию часть стоимости.

В отличие от теории А. Смита и К. Маркса, когда всю прибавочную ценность приписывали рабочему в качестве неоплаченного простого труда необученных рабочих, сегодня ключевая роль принадлежит квалифицированным работникам с увеличивающейся долей умственного труда. Стоимость рабочей силы стала гораздо выше. Возрастающее значение человеческого капитала, а наши дни связанно с усилением роли образования в экономическом развитии и радикальными техническими изменениями, происходящими в общественном производстве. В современных условиях средний период обновления техники и технологий составляет 3-5 лет, в результате чего возникает необходимость не столько физического, сколько морального старения кадров.

Современное производство диктует высокий уровень образования, знаний, культуры, профессионального мастерства и умения общаться с современной техникой.

«Экономика знаний» и формирование конкурентоспособного человеческого капитала достаточно давно начали интересовать США. В 50-е и 60-е годы ХХ века США занимались разработкой теории человеческого капитала, которая ставила своей целью раскрытие факторов формирования и воспроизводства рабочей силы. Над теорией человеческого капитала работали многие американские экономисты: Т. Шульц, Г. Беккер, Д. Минцер, Л. Туроу, Д. Кендрик и др. Во многом благодаря этой теории в США, начиная с середины ХХ века, взгляд на инвестиции в образование и подготовку кадров, затраты на здравоохранение перестали рассматриваться как неизбежные издержки в процессе общественного производства, а стали трактоваться как важнейшие инвестиции в будущее развитие.

На сегодняшний день доля человеческого капитала от общего показателя национального богатства США составляет 77%, оставшуюся часть образуют накопленная стоимость социально-производственной инфраструктуры (около 19%) и природно-ресурсный потенциал (около 4%)[9]. Данное процентное соотношение с в разы преобладающей долей человеческого капитала над другими факторами свидетельствует об успешно проделанной работе по формированию конкурентоспособного человеческого капитала, обеспечивающего национальной экономике высокие темпы экономического роста.

Вопрос развития человеческого капитала стоит перед государством в ряду с наиболее приоритетными вопросами. Наличие профессиональных кадров во всех сферах, по нашему мнению, выступает необходимым условием при формировании всесторонне развитого устойчивого государства. Основная задача государства заключается в предоставлении достаточного объема вложений в общую подготовку человеческого капитала, которая в свою очередь содействует предпринимательству, поддерживает производство предприятий государственного и частного сектора.

В экономической теории существует множество определений понятия «человеческий капитал», однако на наш взгляд наиболее ёмким представляется следующее определение: «человеческий капитал – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. Причем, эффективное функционирование человеческого капитала представляется возможным лишь при условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства, направленных, с одной стороны, на формирование и воспроизводство человеческого капитала, а, с другой стороны, на обеспечение высокого качества жизни, вследствие чего происходит приращение человеческого капитала и повышения эффективности функционирования уже существующего человеческого капитала в интересах общества и личности» [2, C. 29].

Под государственным регулированием, направленным на человеческий капитал мы понимаем комплекс мер, осуществляемых государством, направленных на поддержание, развитие и воспроизводство человеческого капитала, который в последствии сможет быть использован в производственной сфере.

В качестве основных направлений государственного регулирования  направленного на человеческий капитал выделяют: социальную защиту населения, здравоохранение, улучшение образования, повышение качества жизни, пропаганда здорового образа жизни, развитие культуры, науки и др.

«Так, в США ключевыми статьями расходов федерального бюджета являются социальные расходы, а именно расходы на социальное страхование (21%), здравоохранение, включая программу медицинского обслуживания «Медикэр» (23%), и обеспечение доходов населения (15%). В бюджетах штатов и местных органов власти главное место также занимают социальные расходы, а именно финансирование образования (около 35% расходов); 13% приходится на социальные пособия; 9% - на систему здравоохранения и развитие транспорта; 8% - на финансирование общественной безопасности (включая полицию, исправительные учреждения, пожарную охрану и т.д.). В меньшей пропорции распределяются расходы на обеспечение санитарных требований и охрану окружающей среды, на поддержание жилищного строительства и коммунального хозяйства, а также на другие нужды.» [4, C. 125-126]

Особое внимание в политике «экономики знаний» США отводят всемерному развитию образования. Следует отметить, что абсолютное большинство (4/5) всех образовательных учреждений финансируются за счет государственных источников, 1/5 часть образовательных учреждений поддерживается частным капиталом (корпорациями, частными фондами, отдельными лицами)[5].

Помимо устойчивой финансовой поддержки сфера образования США располагает многочисленными и хорошо подготовленными кадровыми ресурсами. В США насчитывается около 3,5 млн. школьных учителей, в высшей школе было занято более 1,3 млн. преподавателей, в том числе 720 тыс. в государственных вузах и 290 тыс. - в частных. Еще более 1 млн. человек, по оценкам, имеют «работу, связанную с преподаванием»: специалисты в области образования, работающие в промышленных компаниях и военной сфере, консультанты и преподаватели в музеях, библиотеках и т.д.[5].

Еще одним важным звеном образования США выступают научно-исследовательские университеты, которые представляют собой ядро американской системы высшего образования, являясь основными центрами фундаментальной науки, подготовки специалистов и научных кадров высшей квалификации. Именно эти университеты, в которых обучается примерно 2,8 млн. студентов (20% от их общего числа), получают значительную часть государственной поддержки на проведение фундаментальных исследований, в них присуждается наибольшее число докторских степеней[5]. Это, как правило, чрезвычайно престижные вузы, занимающие ведущие позиции в рейтингах университетов не только Соединенных Штатов, но и мира (Принстонский, Гарвардский, Йельский, Стэнфордский, Колумбийский, Пенсильванский, Корнельский университеты, Массачусетский и Калифорнийский политехнический институты и др.).

Особого внимания заслуживает миграционная политика США по привлечению высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Уровень безработицы в США достаточно низкий (до 5%)[8], привлечение иммигрантов обусловлено несколькими причинами: во-первых, это связано с низкой рождаемостью, а, следовательно, с низким воспроизводством национального человеческого капитала; во- вторых, это обусловлено преимущественной социально-гуманитарной направленностью учебных заведений и недостатком специалистов естественно-научного направления. Проведение данной политики дважды выгодно для США: во-первых, США избегают социальных издержек на «взращивание» специалистов; а во-вторых, создают брешь в человеческом капитале государства-донора.

Также хотелось бы отметить, что в США самая дорогая система здравоохранения в мире. США тратит на систему охраны здоровья больше, чем любая другая страна, – как в абсолютных цифрах, так и в соотношении с валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения. Так США тратят на охрану здоровья около $2,26 трлн., что составляет $7439 на одного человека. Однако, роль государства в данной сфере не основополагающая: из 84% граждан, имеющих медицинскую страховку, 59,3% - страховка предоставлена работодателем, 8,9% – приобрели ее самостоятельно, и 27,8% граждан страховка предоставляется в рамках государственных программ[7].

В завершении хотелось бы еще раз отметить, что США уделяют большое внимание формированию конкурентоспособного человеческого капитала.  Государство осознает всю  важность  данного направления: выделяет денежные средства и создает необходимые условия для наиболее естественного функционирования этого механизма. Основной упор США делают на сферу образования, выделяя внушительную часть бюджетных средств, за счет которых осуществляется функционирование престижных во всем мире университетов и колледжей, характеризующихся значительным научно-педагогическим потенциалом, обеспечивается создание научных лабораторий с передовым  оборудованием, а кроме этого США проводят активную политику по привлечению перспективных ученых из-за рубежа. Эффективное внедрение мер государственного воздействия направленных на формирование человеческого капитала позволяет США сохранять высокий уровень НТП и устойчивый рост национальной экономики.

 

Список литературы

1.     Kasaeva T.V. Human capital contribution into innovation progress: world experience / T.V. Kasaeva, N.N. Kiseleva, N.Y. Rud // Life Science Journal. – 2014. – Т. 11. – № 11. – С. 626 – 629.

2.     Касаева  Т.В  Проблемы  и  особенности  функционирования  человеческого  капитала  в  условиях формирования инновационной экономики. – Краснодар: ЮИМ, 2011. – 167с.

3.     Касаева Т.В. Государственное регулирование, направленное на человеческий капитал // Социально- экономические процессы и явления. – 2013. – № 8 (054). – С. 58 – 62.

4.     Касаева Т.В. К вопросах о финансовых источниках человеческого капитала // Экономический вестник Ростовского Государственного Университета: Сб. науч. тр. – Ростов, 2007. — Т. 5. – № 2. – Ч. 2. – С. 124 – 130.

5.     Неборский Е. Экономика образования США: университеты и капитализация. – Germany, Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 76 с.

6.     Хекман Джеймс Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. – 2011. – №3. – С. 73 – 137. [Электронный ресурс]. –       Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/politika- stimulirovaniya-chelovecheskogo-kapitala

7.     Википедия       –      свободная      энциклопедия      [Электронный       ресурс].      –             Режим       доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85% D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A1%D0%A8%D0%90

8.     Интернет–портал       Вести        Экономика        [Электронный        ресурс].        –                Режим        доступа: http://www.vestifinance.ru/infographics/5891

9.     ЦИРЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=32