Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ В США

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.
DIRECTIONS FOR INCREASING THE GROWTH OF THE EDUCATIONAL LEVEL OF THE POPULATION IN THE USA

1 Kasayeva T.V., 2 Gukasova A.А.

 

(1Candidate of Economics, Associate Professor of Economics, Management and Finances Department, 2 Gukasova A.А.)

Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russian Federation

 

Аннотация: В статье рассматривается образовательная система США и связанные с ней направления роста образовательного уровня населения. Показано, что стимулами роста образовательного уровня является многообразие образовательных учреждений, частичная государственная поддержка и развитая система образовательных кредитов.

Ключевые слова: человеческий капитал, экономика США, образование, образовательные кредиты. Abstract: The article is about the educational system of the United States and the related directions of the educational level of the population. It is shown that the incentive for the growth of the educational level is the diversity of educational institutions, partial state support and a developed system of educational loans.

Keywords: human capital, the US economy, education, educational loans.

В современных условиях человек является одним из основных экономических ресурсов. Теории устойчивого развития общества и концепция национального богатства базируются на признании человека движущей силой общественного развития. В рыночной экономике человек, выполняя многообразные экономические функции, является носителем производительных сил общества [1]. В структуре производительных сил различают способность к труду и способность к потреблению. Человек, обладая совокупностью разнообразных  сил и  способностей, представляет собой фактор экономического роста.

Вследствие этого концепция человеческого капитала занимает важное место в теории экономического роста [2].

В начале XXI века в экономике ведущих стран мира произошли столь значительные изменения, что можно говорить о формировании основ новой экономики – экономики знаний. Специфика экономики, основанной на знаниях, приводит экономическую мысль к новому пониманию позиции человека в общественном производстве. Он, как и прежде, остается единственным активным началом в общественной производительной комбинации, однако теперь является не просто субъектом производительного труда, но выступает в качестве актора, носителя способностей к творческому труду, к производству знаний, обладающего широким кругом разнообразных потребностей. [4, с. 25].

Одним из условий повышения конкурентоспособности экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне возрастает. Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам – центральное значение в достижении экономического успеха, как для отдельных личностей, так и для стран и народов. Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической активности и тенденции к большей индивидуальной ответственности и автономии изменили требования в том числе к обучению [3, с. 51-56].

По итогам исследования различных подходов к толкованию понятия «человеческий капитал», обобщив и критически оценив наиболее достоверные научные взгляды экономистов [5, с. 19-26], согласимся со следующим определением «человеческого капитала – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов.  Причем,  эффективное функционирование человеческого капитала представляется возможным лишь при  условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства направленных, с одной стороны, на формирование и воспроизводство человеческого капитала, а, с другой стороны, на обеспечение высокого качества жизни, вследствие чего про- исходит приращение человеческого капитала и повышение эффективности функционирования уже существующего человеческого капитала в интересах общества и личности» [6].

Определив понятие «человеческого капитала», представляется необходимым представить структуру человеческого капитала индивида, дополненную системообразующими элементами, связывающими его структуру в единую систему, на основе которой индивид интегрируется в трудовые отношения, представленная через:

- разграничение структурных элементов на первичные и вторичные: к первичным элементам отнесено здоровье как первооснова человеческого капитала, что соответствует биологической природе человека, определяющее его физические и психические способности к труду; в качестве вторичных обоснованы элементы, выступающие как надстройка и соответствующие социальной природе человека, – образование, информация, социокультурный компонент, определяющие его интеллектуальные способности к труду;

-    выделение связующих элементов: 1) самоорганизации, играющей интегрирующую роль для всех составляющих структуры человеческого капитала, основой которой выступает интеллект, трактуемый как высший универсальный способ взаимодействия индивидуума с внешней средой на основе целеполагания, предопределяющий место индивидуума в системе разделения труда; 2) трудовой мотивации, обеспечивающей взаимосвязь индивидуального человеческого капитала с внешней средой и обусловленной исторически сложившимся типом социально-экономических отношений, что позволило сформулировать императив устойчивости индивидуального человеческого капитала как внутренне интегрированной, структурно сбалансированной и целостной системы, ориентированной на достижение целевой функции (самореализацию личности) и адаптацию к влиянию окружающей среды (социально-экономических процессов) [7, с. 285-293].

Рассмотрев теоретические аспекты, представляется логичным перейти к изучению направлений стимулирования роста уровня образованности населения, осуществляемого в США. Структура и организация образовательного процесса в США имеет ряд особенностей. Американские дети начинают своё образование в 5 лет. Среднее образование подразделяется на 3 уровня:

-   начальная школа (elementary school) – с «нулевого» класса,

-   средняя школа (middle school) – 6-8 классы,

-   высшая школа (high school) – 9-12 классы.

Окончив «высшую» школу, американец может поступить в университет или колледж. Важно отметить, что в США нет специальных законодательных требований, направленных на обязательную всеобщую образованность, однако лишь 2% американцев не заканчивают школу. Этот факт является свидетельством того, что система стимулирования роста образовательного уровня в этой стране построена и функционирует достаточно эффективно. А значит, накопленный опыт в определённой степени может быть использован и в других странах, поэтому следует внимательно рассмотреть направления этого стимулирования.

Одним из таких направлений является разнообразие образовательных учреждений, начиная уже со средней школы. Школы бывают разных типов: академические, профессиональные и многопрофильные. Контроль знаний в американской системе образования происходит в ходе тестирования учащихся, похожих на российский ЕГЭ. Единая государственная система образования отсутствует, каждый штат имеет право определять свои особенности образования. На всех уровнях отсутствуют какие бы то ни было универсальные учебные планы, программы или учебники.

Другим стимулирующим направлением является комплектование классов по интеллектуальным способностям учащихся. Детей делят на разные группы в соответствии с результатами тестов.

Однако основной упор в стимулировании роста образования населения проводится на уровне высшего образования. Вузы США делятся на два типа: колледжи и университеты. Главное отличие колледжа от университета - это отсутствие научно-исследовательских программ, то есть в колледжах занимаются только подготовкой кадров, а научно-исследовательская деятельность если и есть, то очень незначительная. Университеты в США делятся на частные и государственные. Государственные университеты финансируются за счет штатов или административных округов. Как правило, это крупные вузы, их основная задача обучать студентов из своего штата, для студентов из других штатов и конкурс, и плата за обучение обычно выше.

Учебная нагрузка в американских вузах относительно небольшая, это связанно с тем, что многие студенты работают во время учёбы. Так же система высшего образования в США за редкими исключениями имеет узкую направленность и не ставит своей целью создание универсальных специалистов.

В результате применения указанного комплекса направлений стимулирования в США около 44% населения имеют высшее образование, на каждого студента в среднем тратится около 16000 долларов, при этом бюджетные расходы на образование составляют 5,6% ВВП, в то время как, например, в России они составляют 4,1%; в Германии и Австралии – 5,1% [9].

Американская система высшего образования считается одной из лучших в мире, поэтому в американских вузах учится более полумиллиона иностранцев. Доля государственного финансирования в расходах на высшее образование составляет около 50%, американцы хорошо сочетают принципы государственного и частного финансирования [8]. Такая практика осуществляется практически со времён Войны за Независимость. По данным The National Council for Public-Private Partnerships, в любом городе несколько десятков муниципальных служб тесно взаимодействуют с частным бизнесом. Такое участие в подобных проектах позволяет экономить от 20 до 50% средств местных бюджетов. Частно-государственное партнёрство реализуется даже в случае привилегированных учебных заведений, которые обычно состоят в партнерстве с организациями различных типов собственности, в том числе и некоммерческими. Отношения с партнерами обычно строятся на долговременной основе, так как это позволяет эффективно решать поставленные задачи, привлекать учащихся, оказывать различную поддержку учебным заведениям. Американские исследователи полагают, что образование становится гораздо эффективнее, когда оно вовлекает в себя разнородных участников, в том числе неправительственные объединения и ассоциации гражданства, независимых экспертов, семьи. Объясняется это тем, что разные группы обладают различными компетенциями и ресурсами, а значит, их многообразие позволяет эффективно реализовывать образовательные процессы [10, с.18-19]. Государству такие партнерства тоже выгодны, поскольку они дают доступ к опыту в управлении разными организационными структурами, планировании деятельности, решении актуальных проблем, в том числе, связанных с занятостью и развитием профессионализма.

При этом, когда речь идёт об источниках этого финансирования, то наиболее распространёнными являются образовательные кредиты. Эта форма позволяет заметно сократить бюджетные расходы на высшее образование и перейти к ситуации, когда вузы финансируются в основном за счет взымаемой ими платы за обучение. Кредиты студентам для оплаты обучения предоставляются государством, самими учебными заведениями, частными организациями. В двух последних случаях государство, как правило, выступает гарантом возврата кредитов [2]. Несмотря на ряд недостатков, система кредитования высшего образования в США играет определяющую роль в стимулировании роста уровня образования для граждан этой страны.

Таким образом, система стимулирования роста образовательного уровня населения в США, основанная на разнообразии  образовательных учреждений и  активном использовании частно- государственного партнёрства в этой отрасли характеризуется разнонаправленностью, в результате чего обладает стабильностью и эффективностью.

 

Список литературы

 

1.        Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х., Глушко И.В., Городова Т.В., Курушина Е.В., Минакова И.В., Бурдейный А.А., Политова И.П., Фокина О.А., Шмакова М.В., Кузнецова Ю.А. Проблемы социально-экономического развития общества St. Louis, 2013

2.        Касаева Т.В. Проблемы и особенности функционирования человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011. - 167с.

3.        Касаева, Т.В., Бондарская, Т.А. Креативный человеческий капитал как движущая силы современной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.– 2014. – № 2 (130). – С. 51-56.

4.        Касаева Т.В., Касаев А.Ю. Экономика эффективного человеческого капитала// В сборнике: Развитие экономики и менеджмента в современном мире Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 22-25.

5.        Касаева Т.В. К вопросу о классификации подходов к определению сущности человеческого капитала. В сборнике: Университетские  чтения – 2014: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2014. С. 19-26.

6.        Касаева Т.В. Политэкономические императивы воспроизводства индивидуального человеческого капитала. автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.01 / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2014.

7.        Касаева Т.В. Структура индивидуального человеческого капитала: элементы и содержательные характеристики. В сборнике: МОЛОДЕЖЬ, НАУКА, ИННОВАЦИИ Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 285-293.

8.        Russia Today. URL: https://russian.rt.com/article/49938 (дата доступа: 02.05.2017)

9.        Human Development Report. URL: http://hdr.undp.org/en/content/expenditure-education-public- gdp (дата обращения: 15.05.2017)

10.     Мангутова И.В. Частно-государственное партнёрство в образовании. – М.: АНО «Центр социальных исследований и инноваций», 2009.

 

 

Bibliographic list

 

1.                   Burnjasheva L.A., Gazgireeva L.H., Glushko I.V., Gorodova T.V., Kurushina E.V., Minakova I.V., Burdejnyj A.A., Politova I.P., Fokina O.A., Shmakova M.V., Kuznecova Ju.A. Problemy social'no- jekonomicheskogo razvitija obshhestva St. Louis, 2013

2.                   Kasaeva T.V. Problemy i osobennosti funkcionirovanija chelovecheskogo kapitala v uslovijah formirovanija innovacionnoj jekonomiki. Krasnodar: Izd-vo JuIM, 2011. – 167 p.

3.                   Kasaeva, T.V., Bondarskaja, T.A. Kreativnyj chelovecheskij kapital kak dvizhushhaja sily sovremennoj jekonomiki // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. – 2014. – № 2 (130). – P. 51-56.

4.                   Kasaeva T.V., Kasaev A.Ju. Jekonomika jeffektivnogo chelovecheskogo kapitala// V sbornike: Razvitie jekonomiki i menedzhmenta v sovremennom mire Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh, 2015. P. 22-25.

5.                   K voprosu o klassifikacii podhodov k opredeleniju sushhnosti chelovecheskogo kapitala. Kasaeva

t.v. v sbornike: universitetskie chtenija – 2014: materialy nauchno-metodicheskih chtenij PGLU. Otvetstvennyj redaktor Z.A. Zavrumov. 2014. P. 19-26.

6.                   Politjekonomicheskie imperativy vosproizvodstva individual''nogo chelovecheskogo kapitala. Kasaeva T.V. avtoreferat dis. ... doktora jekonomicheskih nauk : 08.00.01 / Tambovskij gosudarstvennyj universitet im. G.R. Derzhavina. Tambov, 2014.

7.                   Struktura individual''nogo chelovecheskogo kapitala: jelementy i soderzhatel''nye harakteristiki. kasaeva t.v. v sbornike: molodezh'', nauka, innovacii Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. P. 285-293.

8.                   Russia Today. URL: https://russian.rt.com/article/49938 (date of the application: 02.05.2017)

9.     Human Development Report. URL: http://hdr.undp.org/en/content/expenditure-education-public-gdp (date of the application: 15.05.2017)

10.   Mangutova I.V. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo v obrazovanii. – Moskva, 2009.