25 июня 2017г.
На современном этапе основным источником экономических ресурсов является человек. Обладая различными навыками, способностями, человека можно определить как фактор развития экономики страны. Концепция национального богатства и теории устойчивого развития общества основываются на признании человека движущей силой общественного развития. Изучив разные концепции, мы можем дать определение человеческого капитала как совокупность накопленных знаний, навыков, умений, личных мотивов, а в более широком смысле – как основной фактор движения экономического роста[1].
Развитие человеческого капитала, значение которого возрастает в современных условиях, способствует повышению конкурентоспособности экономики страны[2]. Глобализация придала особое значение знаниям и навыкам в процессе развития как в экономике отдельно взятой страны, так и для конкретного человека. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человеческий капитал является актуальным понятием в теории экономического роста[3].
Неотъемлемой частью, способствующей развитию человеческого капитала, является корпоративная социальная ответственность.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) представляет собой концепцию, при которой организации учитывают интересы общества и выполняет свои социальные обязательства. Большое количество организаций в мире практикуют КСО, тем самым приобретая дополнительные преимущества[4]. На современном этапе мы часто встречаемся с термином корпоративной социальной ответственности в научных публикациях. Концепция КСО непосредственно связана с нормами этики конкретной компании – это способ аргументировать необходимость деятельность компании в обществе, а также возможность повысить репутацию компании в глазах общества[5].
В данной статье мы выявим особенности КСО японских организаций, которые являются лидерами по ответственности в сфере экологии.
Деловая культура в японских корпорациях сформировалась в период послевоенной рецессии экономики государства. Перед руководителями компаний появилась задача восстановить экономическую и социальную жизнь общества. Японские управленцы ознакомились с американским подходом к управлению бизнесом. Руководства компаний решать проблемы начали с применения традиционных схем управления к новым условиям, а позже перешли к применению знаний, полученных от американских практиков. С помощью такого синтеза теоретических основ и сложилась современная концепция корпоративной социальной ответственности в Японии[6].
Долгое время в стране восходящего солнца критерием эффективной работы компании считалась не прибыль, а занимаемая доля рынка. Согласно данным Японской Ассоциации Маркетинга, сейчас большое количество организаций стремятся заполучить доверие потребителей, так как видят в этом главный путь развития. Это стало причиной того, что многие фирмы начали применять КСО, ориентируясь на потребности общества.
Можно сказать, что нормы социальной ответственности заложены в самой культуре Японии еще с древних времен, ведь японцы всегда бережно и с большой ответственностью подходят к своей трудовой деятельности. Это придает КСО Японии определенную особенность. Наряду с использованием западных инструментов корпоративной социальной политики, создаются дополнительные органы по контролю за соблюдением социальных норм. Отличительными особенностями КСО в Японии являются:
1. Особое значение семейного фактора в области социальной помощи;
2. Значимость страховых инструментов в сохранении сильных сторон государства при оказании социальной поддержки;
3. Фирменная благотворительность;
4. Комбинирование централизации и децентрализации в социальной работе.
Крупнейшая в области электроники транснациональная корпорация «Sony» осуществляет различные благотворительные программы помощи детям из разных стран. Известными являются проекты поддержки детей из 12 стран Южной и Центральной Америки 2014 года, а именно «Dream Goal 2014» и «Street Football Stadium». Благодаря этим проектам были построены учебные центры и стадионы, которые помогут более 14000 детей через футбол освоить навыки коммуникации и лидерства. Благотворительный проект «Siyakhona Media Skills» нацелен на помощь молодежи из 11 стран с низким уровнем социального развития. Программа дает возможность пройти курсы по развитию навыков в области создания контента, редактирования видео и фото с использованием техники «Sony» [7].
В большей своей степени система КСО направлена на внутреннюю среду организации. Следуя системе «пожизненного найма» на работу, организация, в которой работает человек, воспринимается как «семья» [8]. В этой «семье» каждый сотрудник является ее равноправным членом. Работники таких компаний могут быть уверенны в завтрашнем дне, так как его «семья» в ответе за него. Система предусматривает гарантированное рабочее место до самой пенсии. В момент выхода на пенсию, работник получает разовую выплату, равную его заработной плате за пять-шесть лет. Однако, данная система существует лишь в крупнейших корпорациях, и если, компания будет в трудной финансовой ситуации, она будет так же вынуждена осуществить увольнения сотрудников, так как соглашение о пожизненном трудоустройстве не отражается в документах. Подобная система трудоустройства также предусматривает поддержку сотрудникам на протяжении всей их жизни: оказывается материальная помощь при рождении ребенка, финансируется их обучение, помощь при покупке жилья.
Вся жизнь человека проходит в рамках одного предприятия. Рождаясь в семье сотрудников конкретной компании, человек сначала идет в детский садик при данной компании, потом в школу, далее в институт. Последним этапом становится гарантированное рабочее место [9].
Японская социальная модель в корпорациях подразумевает сплоченность, наличие коллективного духа, а само ведение бизнеса направлено не просто на получение прибыли, но и на установление правильных общественных ценностей, осознание ответственности в рамках целого общества. Отличительным направлением рассматриваемой модели КСО является упор на экологические ценности, заботу об окружающей среде, повышение уровня образования и культуры в обществе, а также развитие НТП [10].
Примером заботы об экологии может послужить крупнейший производитель автомобилей «Тойота Мотор», который занимается разработками по созданию электромобилей. Одним из приоритетных направлений деятельности компании является минимизация выбросов в атмосферу. Экологическая политика входит в концепцию устойчивого развития компании, которая в дальнейшем станет основой глобального экологического мышления. «Тойота Мотор» так же ставит задачу создания полностью утилизируемых автомобилей, безопасных для экологии [11].
Японская модель КСО имеет скрытую форму, что подразумевает официальные и неофициальные институты государства, где социальная ответственность организаций включает в себя определенные правила, традиции, обязательные для исполнения и существующие формально [12].
Активное участие государства в планировании, надежный правовой фундамент для корпоративного поведения и определение правильных жизненных ценностей являются базовыми характеристиками при описании японской модели.
В Японии существует проблема переработок. Термин «karoshi» был введен японцами, и означает смерть от переутомления на рабочем месте. Из-за продолжительного рабочего дня, который в среднем составляет 12 часов, у японцев остается недостаточно времени на хобби. Для того, чтобы снизить столь частую переработку и стимулировать потребление японское правительство выступило с инициативой
«Премиум пятница»: теперь каждая последняя пятница месяца объявлена сокращенным днем. Это нововведение позволяет трудящимся раз в месяц заканчивать работу намного раньше и использовать свободное время для саморазвития и отдыха. Многие частные и государственные компании поддержали инициативу правительства. Министерство экономики считает, что данная мера способна увеличить потребительский спрос в стране [13] .
По словам экспертов, в Японии прослеживается взаимосвязь между свободным временем сотрудников и их расходами. Если большая часть рабочих будет участвовать в «Премиум-пятнице», то есть вероятность, что личное потребление будет увеличиваться примерно на 124 млрд йен. Это будет способствовать росту частного потребления страны, что составляет порядка 60% экономики.
Японская система социальной поддержки сотрудников характеризуется наличием такого элемента, как фирменная благотворительность, которая предоставляет сотрудникам компании дополнительную помощь. Основными направлениями этого феномена, прежде всего, являются [14]:
Предоставление от компаний дополнительных пенсий пожилым людям;
1. Помощь при организации развлекательных мероприятий для отдыха работников. За счет поддержки данной сферы становится очевидным то, что японцы могут себе позволить часто путешествовать.
2. Поддержка компаний в решении жилищных проблем сотрудников. В связи с тем, что жилье в Японии очень дорогое, многие компании предоставляют комфортабельные общежития, как для холостых, так и для семейных сотрудников. Предоставляются также ссуды под невысокие проценты на приобретение жилья. А крупные компании иногда сами строят жилье для своих подчиненных.
3. Возможность сотрудников участвовать в прибыли организации осуществляется в виде предоставления дополнительных денежных бонусов (премии за определенное количество месяцев).
4. Выделение финансовой помощи на образование детей работников как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях.
При всем при этом, японские предприятия оказывают значительную поддержку и в других жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются их подчиненные.
Корпоративная социальная ответственность является философией, которой следуют японские компании. Защита интересов общества является таким же важным направлением данной философии, как и непосредственное получение прибыли.
Список литературы
1. Human capital contribution into innovation progress: world experience Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud N.Y. Life Science Journal. 2014. Т. 11. №11. С. 626-629. Human capital contribution into innovation progress: world experience
2. Юрьев В.М., Касаева Т.В. Императивы воспроизводства человеческого капитала. Социально-экономические явления и процессы. 2014. №3 (61). С. 143-148.
3. Касаева Т.В. Развитие человеческого капитала как ответ на вызовы постиндустриальной экономики, Пятигорск, 2015.
4. Касаева Т.В. Корпоративная здоровьеформирующая деятельность как фактор воспроизводства человеческого капитала// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 5. С.187- 190
5. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс]. –http://revolution.allbest.ru/management/00468066_0.html
6. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс]. –http://studopedia.ru/14_74026_korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost.html
7. Новинки и технологии [Электронный ресурс]. – http://club.dns-shop.ru/hi-tech-news/Sony-объединяет-усилия-компаний-входящих-в-структуру-Sony-Group/
8. Касаева Т.В., Кертбиев З.М. К вопросу о состоянии корпоративной социальной ответственности в странах// В сборнике: Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ -мировое сообщество Симпозиум XXI "Актуальные мировые проблемы в рамках глобализации мирохозяйственных связей" Симпозиум XXII "Совершенствование государственного строительства и законодательства субъектов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ". Симпозиум XXIII "Гуманитарные технологии и социальная инноватика; Симпозиум XXIV "Молодежь против экстремизма и терроризма, за гуманизм и сотрудничество. 2013. С. 30-35.
9. Касаева Т.В. Социальная ответственность бизнеса на современном этапе// В сборнике: Теоретические и прикладные аспекты современной экономики Межвузовский сборник научных трудов. Черкесск, 2010. С.42-47.
10. Касаева Т.В. Социальная ответственность государства на современном этапе// В сборнике: Университетские чтения - 2007 материалы Научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор: Заврумов З.А.. 2007. С. 98-103.
11. «Тойота Мотор» официальный сайт автоконцерна [Электронный ресурс]. –https://www.toyota.ru/world-of-toyota/about-company/environment/index.json
12. Модели корпоративной социальной ответственности [Электронный ресурс]. – http://studopedia.ru/6_97017_tema--modeli-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-zarubezhniy- opit.htm
13. Япония вводит премиум-пятницы для роста потребления [Электронный ресурс]. –http://www.vestifinance.ru/articles/79559
14. Социальная работа в странах Азии [Электронный ресурс]. –http://studopedia.ru/1_45122_yaponskaya-model-sotsialnoy-raboti.html