Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

В предкризисный период в России наблюдалось значительное повышение уровня государственного пенсионного обеспечения: накопленные средства Резервного фонда в условиях экономического кризиса 2008- 2009 гг. позволили увеличить размер пенсий таким образом, что реальный размер пенсий в 2009 году вырос, а не сократился в отличие от других элементов доходов населения, что стало источником потребительского спроса и способствовало смягчению последствий экономического кризиса для домохозяйств с пенсионерами.

Вместе с тем, повышение уровня государственного пенсионного обеспечения привело к существенному росту финансовой нагрузки на государственный бюджет, при этом прогнозируемое старение населения, как ожидается, сделает невозможным поддержание коэффициента замещения трудового заработка пенсией на уровне 40%, а комплекс негативных экономических условий, сложившийся к середине 2016 г. (высокая инфляция, низкие и снижающиеся реальные доходы населения, отсутствие функционирующих финансовых рынков), не оставляет надежд будущим пенсионерам на накопительный элемент пенсионной системы.

В Правительстве РФ активно обсуждается осуществление мер по реформированию пенсионной системы: Министерство труда и социальной защиты предлагает повысить пенсионный тариф, сделать добровольной накопительную пенсионную систему, увеличить минимальный стаж для получения страховой пенсии до 30 лет, увеличить стаж до 40 лет для получения досрочной пенсии для учителей и врачей, отменить отраслевые льготы; Министерство экономического развития предлагает при сохранении накопительного элемента пенсионной системы повысить пенсионный возраст, снизить величину индексации пенсии, отменить пенсии работающим пенсионерам при высоком годовом доходе, отменить досрочную пенсию для учителей и врачей; Министерство финансов предлагает сделать добровольной накопительную пенсионную систему, увеличить и выровнять пенсионный возраст для мужчин и женщин на уровне 65 лет, снизить индексацию пенсий, отменить пенсии работающим пенсионерам, отменить право на досрочную пенсию для работающих пенсионеров. Повышение пенсионного возраста аргументируется органами исполнительной власти необходимостью поддержать численность населения трудоспособного возраста в условиях, когда эта численность сокращается, но также неявно подразумевается и, в первую очередь, необходимость сократить дефицит пенсионного бюджета.

    

Таблица 1  

Ожидаемая продолжительность жизни населения, достигшего 60 лет


Страна

2005-2010

2010-2015

Изменение, %

Россия

17,26

18,35

6,32

Швеция

23,60

24,27

2,84

Великобритания

22,93

23,52

2,57

Италия

24,08

25,09

4,19

Франция

24,46

25,18

2,94

Германия

22,90

23,51

2,66

Китай

19,18

19,43

1,30

Япония

25,44

25,84

1,57

Канада

22,77

23,33

2,46

США

23,88

24,71

3,48

Источник: рассчитано автором по данным World Mortality Report 2015. UN, Department of Economic and Social Affairs [5]

 

Несмотря на значительное увеличение продолжительности жизни населения в возрасте 60 лет в предшествующие текущему экономическому кризису пять лет (Табл.1), ожидаемая продолжительность жизни населения в России остается по-прежнему на крайне низком уровне. При этом стоить отметить, что в России сохраняется и значительный уровень дифференциации продолжительности жизни по регионам.

Комплекс мер по реформированию пенсионной системы на современном этапе должен не только учитывать интересы современных пенсионеров (текущая реальная величина пенсий) и будущих пенсионеров (функционирование накопительного элемента пенсионной системы [3]), но также должен комплексно затрагивать состояние традиционно проблемных секторов российской экономики:

–      рынка труда, включая низкий уровень заработных плат при низкой безработице, наличие высокой доли сектора неформальной занятости, где занятые не делают пенсионных отчислений;

–      реального сектора экономики, который не создает достаточного количества рабочих мест;

–      системы здравоохранения, функционирование которой нельзя назвать удовлетворительным ввиду высоких коэффициентов смертности населения трудоспособного возраста;

–      системы социального обеспечения с низкой адресностью социальных выплат и низкой эффективностью распределения бюджетных средств в этой сфере.

Отсутствие стратегических решений в каждой из этих сфер обрекает действия правительства по реформированию пенсионной системы на неудачу. Так, как уже упоминалось, повышение пенсионного возраста может быть аргументировано увеличением продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла на 10 лет для мужчин и на 5 лет для женщин за последние 10 лет (динамика ожидаемой продолжительности жизни в возрасте 60 лет приведена в Табл.1). Согласно «Демографическому прогнозу до 2030» года Росстата [1], отношение численности людей пенсионного возраста к численности людей трудоспособного возраста увеличится на 0,1 с 0,43 до 0,53, а приток иммигрантов составит 5 млн человек. Однако при росте производительности труда и замедлении роста продолжительности жизни (быстрый рост продолжительности жизни в 2010-е гг. можно объяснить, в том числе,  эффектом низкой базы) повышение пенсионного возраста может оказаться нецелесообразным ввиду сокращения потребности экономики в рабочей силе и привести к увеличению безработицы и существенному снижению уровня жизни населения. Ожидаемая динамика производительности труда в современной России связана как с изменением отраслевой структуры экономики, так и задействованием в посткризисный период незадействованных производственных мощностей, однако в долгосрочном периоде изменение производительности труда будет связано только с особенностями организации производств и скоростью внедрения технологических изменений.

С другой стороны, откладывание пенсионной реформы в части накопительного элемента пенсионной системы укладывается в рамки гипотезы об отложенной стабилизации в макроэкономической политике [4, с. 287], однако такое промедление не в интересах  российского общества, особенно поколения будущих пенсионеров.

Реформирование пенсионной системы (повышение пенсионного возраста, принцип работы накопительной пенсии), а также кризисные решения 2016 года (отмена индексации страховой пенсии), связанные с нехваткой бюджетного финансирования, связано со значительными последствиями для социально-экономического положения пенсионеров. Согласно данным Росстата [2], доходы пенсионеров  в значительной степени определяются величиной получаемых пенсий (в среднем, 52% дохода в среднем на члена домохозяйств в домохозяйствах с пенсионерами приходится на пенсии), при этом это объясняется ростом в период с 2005 по 2014 гг. численности получателей пенсий, а также увеличение среднего размера реальных пенсий, введение социальных доплат для пенсионеров до прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации (с 2010 года). Таким образом, система пенсионного обеспечения занимает ключевое положение как мера социальной поддержки населения, и комплекс мер по модернизации пенсионной системы тесно связан с реформой социальной поддержки в России, направленной на повышение адресности социальных выплат (реформой, которая продолжается более десяти лет, но до настоящего момента не завершена). При этом, согласно данным Росстата, для социально-экономического положения российских домохозяйств с пенсионерами высоко значим и доход от трудовой деятельности (34,8% денежного дохода в среднем на члена домохозяйства в 2013 году [2]), и этот источник доходов становится все более значимым (в период 2005-2015 гг. численность пенсионеров увеличилась на 8,2%, а численность работающих пенсионеров – на 60%).

 

Список литературы

1.     Демографический прогноз до 2030 года // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

2.     Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах, 2014 // Федеральная служба государственной статистики, 2015. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vndn/survey0/index.html

3.     Пенсионная система перед бурей: То, что нужно знать каждому о финансовом будущем своей страны / Котликофф Л., Бёрнс С. Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 348 с.

4.     Цыплаков А.В. Политическая экономия государственных расходов в современной России / Российские корпорации в условиях антимонопольного регулирования: монография / / Р.С. Дзарасов, О.Е. Рязанова, Г.П. Журавлева и др.; Под ред. О.Е. Рязановой. – Москва: ИИУ МГОУ, 2016. – с. 283-294