Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Нижневартовск
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2018г.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из проблем, с которыми сталкиваются все предприятия, а именно повышение уровня конкурентоспособности в постоянно меняющихся условиях современной экономики. В настоящее время одним из важнейших критериев оценки деятельности предприятия является уровень его конкурентоспособности. Конкурентоспособность предприятия – это способность субъекта, которая характеризуется уровнем реальных и потенциальных возможностей предприятия удовлетворять свои потребности в постоянно меняющихся условиях экономического развития.

Для достижения высокого уровня конкурентоспособности необходимо уделить особое внимание вопросу об управлении конкурентоспособностью. Управление конкурентоспособностью предприятия – постоянный, планомерный, целеустремленный процесс, в ходе которого происходит формирование управленческих решений, направленных на создание возможностей противостояния различным воздействиям внешней среды и достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

На сегодняшний день в теории отсутствует общепринятая методика, с помощью которой можно было бы всесторонне оценить управление конкурентоспособностью предприятия. Постоянно меняющиеся условия внешней среды российских предприятий приводят к появлению новых методов и подходов к управлению конкурентоспособностью. Каждую методику необходимо адаптировать к условиям конкретной организации.

Процесс управления конкурентоспособностью носит циклический характер и начинается с определения цели и задач, которые необходимо решить в ходе этого процесса и заканчивается выполнением всех задач, т.е. достижением конкретного результата. На основе информации о результатах (достижения или недостижения цели) анализируются и конкретизируются ранее поставленные задачи, разрабатываются новые, возможно, устанавливается новая цель, и цикл начинается заново.

В большинстве случаев, при управлении конкурентоспособностью основные объекты, на которые направлено управление это финансовые ресурсы предприятия, предназначенные для обеспечения текущих затрат, постоянный состав работников, производственный потенциал, а также процессы, от которых зависит уровень качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Разработка того или иного управленческого решения напрямую зависит от соответствия фактического состояния процесса с его характеристиками, заданными программой управления.

На всех уровнях управления конкурентоспособностью предприятия происходит воздействие на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции и услуг оптимального качества и возможность их полноценного использования для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что целью управления конкурентоспособностью является обеспечение производства продукции, отвечающей существующим на рынке в настоящий момент времени требованиям конкуренции при минимизации затрат, и что немаловажно – с учетом интересов потребителя и отвечающим требованиям безопасности и экологичности продукции.

Управление конкурентоспособностью требует постоянного анализа и корректировки процесса производства и использования ресурсов для того, чтобы на рынке был представлен уже конкурентоспособный товар или услуга. Также управление должно быть направлено на снижение влияния случайных, внутренних и внешних факторов.

Достижение поставленной цели и решение задач на пути к этой цели, а также содержание планируемого состояния предприятия призваны обеспечивать управляющие органы всех уровней и ответственные лица, которые выступают субъектом управления.

Другими словами, субъект управления – понятие в теории управления, характеризующее лицо или группу лиц, принимающих решения и управляющих процессами, объектами и взаимосвязями между ними через воздействие на управляемую систему для достижения поставленных целей.

Способ организации эффективного взаимодействия управляющих и исполнительных структур и конкретных лиц, участвующих в процессах проектирования, производства, проверки качества, сервисном обслуживании продукции и ее использовании называется системой управления конкурентоспособностью. В современных условиях экономического развития сложность систем управления конкурентоспособностью предприятий постоянно возрастает, это объясняется беспрерывным внутренним развитием, которое происходит на предприятии, постоянным изменением и совершенствованием способов управления конкурентоспособностью. Немаловажную роль играют изменения внутренних и внешних условий функционирования, что в конечном итоге приводит к изменениям взаимосвязей между всеми элементами системы и всей системы управления в целом.

В современных условиях развития экономики актуальным вопросом является формирования такой системы управления, которая в большей степени соответствовала бы требованиям современности, нацеленности на инновационный путь развития и модернизацию экономики в целом. Другими словами, предприятие должно обладать высоким адаптационным потенциалом.

Управление конкурентоспособностью является неотъемлемой частью адаптивного управления производством. Адаптивное управление – это управление социально-экономической системой, ориентированное на скорейшее достижение нормативного уровня адаптивности при минимальных адаптационных затратах.

Смысл управления конкурентоспособностью предприятия выражается в осуществлении следующих взаимосвязей:

-      Обеспечение внешней   (маркетинговой) и   внутренней (ресурсной) конкурентоспособности предприятия.

-    Выделение трех уровней управления конкурентоспособностью: стратегического, тактического и текущего (оперативного).

На уровне высшего руководства предприятия осуществляется стратегическое управление, оно ориентировано на долгосрочные перспективы развития (от трех лет и более). Целью стратегического управления конкурентоспособностью предприятия является создание, поддержание и развитие стратегического конкурентного преимущества – глобального, т.е. устойчивого во времени и привлекающего постоянное внимание со стороны внешнего окружения предприятия. Результат стратегического управления может быть охарактеризован ростом или падением рыночной доли предприятия на рынке.

Следующим уровнем выступает тактическое управление конкурентоспособностью. Оно нацелено на разработку тактики обеспечения конкурентоспособности, включающей систему приемов и способов конкурентной борьбы, которыми предприятие будет руководствоваться и применять против конкурентов на рынке, также с их помощью оно сможет достичь поставленную цель.

Достигнутый уровень в создании, развитии и поддержании стратегического конкурентного преимущества, который характеризуется совокупностью результатов будет являться показателем тактического управления. Тактическое конкурентное преимущество приобретает устойчивость во времени, вызывает достаточно ограниченное, но постоянно растущее внимание как со стороны конкурентов, так и со стороны потребителей. Конкурентам в отношении тактического конкурентного преимущества сложно предпринять какие-либо действия для его ослабления.

Текущее, или другими словами оперативное управление конкурентоспособностью предполагает постоянное конкурентное маневрирование, которое представлено комплексом мероприятий, разрабатываемых и применяемых с целью устранения ситуаций, не предусмотренных на ранних этапах. Текущее управление – предмет оперативного менеджмента, т.е. деятельности, ориентированной организацию и управление процессами по решению текущих вопросов, требующих незамедлительного решения.

Понятие «конкурентоспособность предприятия» носит системообразующий характер. А значит, необходим такой подход к его определению, который бы позволил всесторонне отразить организационно- экономические составляющие предприятия и позволить ему путем рационального и эффективного использования ресурсов производить и реализовывать свою продукцию в конкурентных рыночных условиях.

В заключении можно сказать, что грамотно построенное управление конкурентоспособностью, в современных экономических условиях способно не только удержать предприятие на определенном уровне с сохранением товарооборота при минимизации затрат, но и превзойти конкурентов и выйти на новый уровень. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий приведет к повышению уровня конкурентоспособности российской экономики в целом.

 

Список литературы

 

1    Зяблицкая Н.В. Современные положения теории адаптации // Н.В. Зяблицкая // Управление Экономическими системами. – 2011. №12. – С. 5-6.

2     Зяблицкая Н.В. Адаптивное управление современными компаниями // Н.В. Зяблицкая // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. –С. 2-3.

2      Коваленко, А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // А.И. Коваленко // Современная конкуренция. – 2013. № 6. – С. 65-79.

3   Фокин Н. И. Экономический толковый словарь «В начале было слово» [Электронный ресурс] / Н.И. Фокин. – Режим доступа: http://dictionaryeconomics.ru/word/.

4    Шаталова Т.Н. Диалектико-дуалистический подход к определению экономической категории «Конкурентоспособность промышленного предприятия». – 2012. –№ 11 (часть 6) // Журнал Фундаментальные исследования – С. 1550-1554

5   Чебыкина М.В. «Организационно-экономическая сущность конкурентоспособности предприятия как системообразующей категории» // Вестник Самарского государственного технического университета. – Самара, 2012. – №1(5). – С. 66-74.