Современная педагогическая практика дошкольного обучения и воспитания стоит перед необходимостью обоснования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО [4,5]. Данные требования касаются всех образовательных областей, в том числе и физической культуры [2,3].
С целью решения данной проблемы на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка № 4 Краснооктябрьского района г. Волгограда» ведется экспериментальная деятельность в рамках региональной инновационной площадки.
В ее рамках была проведена серия поисковых экспериментов. Нами были получены научные данные, указывающие на то, что детям старшего дошкольного возраста не свойственно наличие отклонений в параметрах физической, морфофункциональной и двигательной подготовленности. Однако, оценка сформированности игровой деятельности детей, не показала нам высоких результатов (таблица 1). Приведенные диагностические материалы констатируют нарушения в таких характеристиках игры как распределение по ролям, умения выдерживать правила, использовать предметы-заместители, специальной речи.
Таблица 1
|
Критерии игровой деятельности |
Уровни игровой деятельности |
|||
|
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
|
|
Распределение ролей |
0 |
2 |
12 |
7 |
|
Основное содержание игры |
0 |
0 |
10 |
11 |
|
Ролевое поведение |
0 |
2 |
6 |
13 |
|
Игровые действия |
0 |
1 |
7 |
13 |
|
Атрибуты, предметы- заместители |
0 |
1 |
9 |
11 |
|
Использование роевой речи |
0 |
3 |
6 |
12 |
|
Выполнение правил |
0 |
1 |
11 |
9 |
Полученные экспериментальные данные позволили нам определить цели педагогического воздействия физического воспитания старших дошкольников, которые направлены не только на их гармоничное физическое развитие, но и на формирование ведущих параметров психической сферы.
Проведенный теоретический анализ позволил определить теоретико-методологическую платформу разрабатываемого педагогического процесса. Она представлена философским, общенаучным и частнонаучным уровнями. В качестве ведущего подхода ними выделяется деятельностный (рисунок 1).
Также теоретический анализ позволил нам обосновать механизмы интеграции образовательных областей с технологиями физической культуры. В качестве ведущих методических рекомендаций здесь нами были взяты разработки М.В. Лазаревой [1], которые и позволили раскрыть искомый формат педагогического процесса (рисунок 2).
Продолжая теоретическую работу, мы осуществили классификацию используемых игровых технологий. Первую группу здесь составили подвижные и спортивные игры, используемые в практике дошкольного физического воспитания. Во вторую группы были отнесены игры-драматизации, основанные на воспроизведении хорошо знакомых детям сюжетных линий при помощи движений. И в последнюю группу были отнесены сюжетно-ролевые игры, которые организуются и воспроизводятся детьми самостоятельно.
Путем логических рассуждений мы обосновали алгоритм сочетания структурных элементов сюжетно- ролевой игры и физкультурной деятельности. Они, по логике своего развития и функционирования имеют много совпадений (рисунок 3).
Таким образом,
теоретические
и
эмпирические
методы исследования
позволили
нам провести подготовительную работу к организации и проведению основного педагогического эксперимента.
1. Лазарева, М. В. Интегрированное обучение в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис. … докт. пед. Наук. – Москва, 2010. – 53 с.
2. Максимова, С. Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : автореф. дис. … докт. пед. наук. – Волгоград, 2014. – 46 с.
3. Максимова, С.Ю., Животова С.С. Эффективность игровых физкультурных занятий в практике адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. - № 1 (83). – С. 86-90.
4. Максимова, С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова, Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. - № 1. С. 63-65.
5. Фомина Н.А., Максимова С.Ю. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2015. - № 5. – С. 57-58.