Целью исследования является выявление динамики изменений функциональных возможностей учащихся 9-11 классов в процессе общего среднего образования. Методы: 12-минутный тест ходьбы и бега Кеннета Купера; функциональная проба частоты сердечных сокращений до физической нагрузки, во время ее проведения и в период восстановления; методы математической статистики, сравнительного анализа результатов.
Содержание физической культуры включает в себя валеологические ценности, к которым относятся накопленные знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения умственной работоспособности и психоэмоциональной устойчивости.
Приоритетная роль отводится формированию у обучающихся школьников установок на освоение ценностного потенциала физической культуры, здорового образа жизни, актуализацию физического самовоспитания и здоровьесберегающего поведения у людей. С пассивным двигательным стилем жизни связано и снижение общих адаптационных возможностей человека [2, с. 338].
Выявление функциональных возможностей восстановления организма школьников при современном их малоподвижном образе жизни и при постоянно возрастающем потоке учебной информации указывает на актуальность исследования и позволяет проанализировать степени восстановления деятельности сердечно- сосудистой системы организма с учетом гендерных различий. В структуре факторов, формирующих здоровье человека, в последние десятилетия резко возросло значение двигательной активности и влияние ее на частоту заболеваемости отдельных категорий населения страны.
В современных условиях среднего общего образования школьникам необходим достаточно высокий уровень развития двигательного качества – выносливости. По мнению Н.Г. Озолина, общая выносливость – это способность продолжительно выполнять любую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системам [3, с. 463]. Знание исходных показателей функциональных и физических возможностей организма старшеклассников, а также их динамики на протяжении обучения в 9-11 классах среднего общего образования (СОШ) в школах позволяет распределить учебную нагрузку по годам обучения.
Исследование уровней физической и функциональной подготовленности старшеклассников 9-11 классов проводилось на базе СОШ № 4,8,56 и гимназии №1 Ленинского района и СОШ Приволжского района Астраханской области. Всего в исследовании приняло участие человек, из них школьника 9-х классов, человека 10-х классов, человек 11-х классов.
Для определения уровня функциональной подготовки применялась методика исследования функциональной кривой пульсометрии. Первая проба частоты сердечных сокращений фиксировалась в течение 1 минуты до физической нагрузки, вторая – сразу после нагрузки и третья – через 5 минут во время восстановления пульса в покое. Результаты пульсометрии, выраженные количеством сердечных сокращений в минуту в периоды до получаемой физической нагрузки, сразу после нее и в течение пяти минут восстановления с полным отдыхом, представлены в Табл.1.
После анализа и сравнения полученных данных пульсометрии в покое у учащихся 9 классов СОШ № 4,8,56 и Гимназии №1 и СОШ Приволжского района, нами было отмечено следующее.
Для определения среднего показателя частоты сердечных сокращений в покое у девятиклассников СОШ Ленинского Района и ЧСС школьников СОШ Приволжского были подсчитаны результаты пульсометрии как у девушек, так и у юношей (Табл.1).
Таблица 1
Средние показатели ЧСС в покое у девятиклассников до физической нагрузки (уд./мин.)
|
№ |
СОШ Ленинского р-на |
Пульс (уд/мин) девушки |
Пульс (уд/мин) юноши |
Среднее значение |
|
1 |
СОШ № 4 |
78,33 |
76,4 |
77,37 |
|
2 |
СОШ № 8 |
79,12 |
84,21 |
81,71 |
|
3 |
СОШ № 56 |
78,25 |
94,86 |
86,56 |
|
4 |
Гимназия №1 |
86,43 |
88,75 |
87,59 |
|
Среднее значение СОШ Ленинского р-н |
80,53 |
86,06 |
83,31 |
|
|
Среднее значение СОШ Приволжского р-на |
59,5 |
65 |
62,25 |
|
Средний показатель ЧСС в покое у девятиклассников Ленинского Района намного выше данных ЧСС школьников СОШ Приволжского как у девушек (> на 21,03 удара в минуту), так и у юношей (> на 21,06 удара в минуту).
Как видно из Табл.1, у школьников 9-х классов СОШ № 4 наблюдается самый низкий показатель состояния пульса в покое с тенденцией к возрастанию, входящий в показатель нормы у людей.
Причем, у юношей СОШ № 56 частота сердечных сокращений имеет наивысший показатель.
После сравнения полученных данных ЧСС в покое у учащихся 10-х классов, были получены следующие результаты пульсометрии (Табл.2).
Таблица 2
Средние показатели ЧСС в покое у десятиклассников до физической нагрузки (уд./мин.)
|
№ |
Школа |
Пульс (уд/мин) девушки |
Пульс (уд/мин) юноши |
Среднее значение |
|
1 |
СОШ № 4 |
79,75 |
81,84 |
80,84 |
|
2 |
СОШ № 8 |
76,18 |
72,37 |
73,77 |
|
3 |
СОШ № 56 |
- |
- |
- |
|
4 |
Гимназия №1 |
86,06 |
83,43 |
84,745 |
|
Среднее значение |
80,66 |
79,21 |
79,79 |
|
|
СОШ Приволжского р-на |
65 |
59,5 |
62,25 |
|
Как видно из Табл.2, среди учащихся 10-х классов наивысший показатель состояния пульса в покое у девушек гимназии № 1 Ленинского района. В то же время сравнительный анализ школ двух районов указывает, что ЧСС покоя у школьников 10-х классов Ленинского района намного выше, чем у соответствующего возраста учеников СОШ Приволжского района. Пульсометрия состояния покоя старшеклассников, обучающихся в 10-х классах Приволжского района, находится в пределах нормы.
Далее было проведено аналогичное исследование полученных данных пульсометрии в покое перед выполнением бегового теста Купера у учащихся 11-х классов. Результаты пульсометрии состояния организма учащихся 11-х классов отображены в Табл3.
Средние показатели ЧСС в покое у учеников 11-х классов до физической нагрузки (уд./мин.)
|
№ |
Школа |
Пульс (уд/мин) девушки |
Пульс (уд/мин) юноши |
Среднее значение |
|
1 |
СОШ № 4 |
79,84 |
81,76 |
79,84 |
|
2 |
СОШ № 8 |
81,64 |
85,53 |
83,59 |
|
3 |
СОШ № 56 |
- |
- |
- |
|
4 |
Гимназия №1 |
83,43 |
86,06 |
84,75 |
|
Среднее значение |
81,64 |
84,45 |
82,73 |
|
|
СОШ Приволжского р-на |
72,5 |
79,4 |
75,95 |
|
Таким образом, у учащихся 11-х классов выявилось, что у девушек СОШ Приволжского района состояние пульса покоя в норме, а у юношей наблюдается тенденция к нормальному. Школьники 11-х классов Ленинского района в среднем имеют завышенные показатели пульса в покое.
Далее были проанализированы показатели пульсометрии сразу после 12-минутного бега теста Кеннета Купера (Табл.4).
Таблица 4
Средние показатели ЧСС сразу после физической нагрузки у учащихся 9-11 классов (уд./мин.)
|
№ |
|
Школа |
|
Пульс (уд/мин) девушки |
|
|
Пульс (уд/мин) юноши |
|
Среднее значение |
|||
|
СОШ |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
9 |
10 |
|
11 |
|
|
|
1 |
СОШ № 4 |
94,37 |
93,81 |
|
95,45 |
101,61 |
102,17 |
100,53 |
97,99 |
|||
|
2 |
СОШ № 8 |
102,56 |
115,14 |
120,72 |
122,11 |
119,74 |
130,27 |
118,42 |
||||
|
3 |
СОШ № 56 |
140,75 |
- |
|
- |
144 |
- |
|
- |
142,38 |
||
|
4 |
Гимназия №1 |
86,43 |
96,34 |
|
85,48 |
142 |
121,67 |
|
94,23 |
104,36 |
||
|
Ср. значение СОШ Ленинского р-на |
106,03 |
101,76 |
100,55 |
127,43 |
114,53 |
108,34 |
115,79 |
|||||
|
Ср. значение СОШ Приволжского р-на |
88,2 |
|
100,83 |
112,75 |
72,5 |
111,25 |
|
125,4 |
101,93 |
|||
|
Ср. значение по всей выборке испытуемых |
97,12 |
101,3 |
106,65 |
99,965 |
112,89 |
116,87 |
108,86 |
|||||
Как видно из Табл.4, у учащихся всей выборки классов СОШ № 4 самый низкий показатель пульсометрии, а наивысший пульс наблюдается в СОШ № 56 (142,38 уд/мин).
Последнее может указывать, что в данном образовательном учреждении в недостаточной мере уделяется внимание физическому здоровью учащихся.
Сам факт того, что в СОШ № 56 практически отсутствуют занятия по физической культуре в старших 10- 11 классах и заменяются другими общешкольными мероприятиями.
Далее были проанализированы результаты пульсометрии учащихся 9-11 классов районов Астраханской области, измерение которых проходило по истечению 5-ти минут отдыха после 12-ти минутного бега.
Результаты данного критерия показаны в Табл.5.
Таблица 5 Средние показатели ЧСС после 5-ти минут отдыха в покое физической нагрузки у учащихся 9-11 классов (уд./мин.)
|
№ |
|
Школа |
Пульс (уд/мин) девушки |
|
Пульс (уд/мин) юноши |
|
Среднее значение |
||||
|
СОШ |
|
9 |
10 |
11 |
9 |
|
10 |
|
11 |
|
|
|
1 |
|
СОШ № 4 |
94,64 |
97,67 |
97,87 |
101,33 |
103,67 |
101,17 |
99,39 |
||
|
2 |
|
СОШ № 8 |
81,67 |
89,56 |
93,43 |
87,67 |
87,5 |
98,12 |
89,66 |
||
|
3 |
|
СОШ № 56 |
96.13 |
- |
- |
98,94 |
- |
|
- |
97,54 |
|
|
4 |
Гимназия №1 |
98,71 |
93,34 |
98,87 |
110,63 |
94,46 |
97,07 |
99,85 |
|||
|
Среднее значение СОШ Ленинского района |
91,67 |
93,52 |
96,72 |
99,64 |
95,21 |
98,79 |
95,93 |
||||
|
Среднее значение СОШ Приволжского района |
82,25 |
78,5 |
82,25 |
94,6 |
89,75 |
|
93 |
86,73 |
|||
|
Среднее значение по всей выборке испытуемых |
86,96 |
86,01 |
89,49 |
97,12 |
92,48 |
95,9 |
91,33 |
||||
Из Табл.5 наблюдается, что показатели пульса в покое после 5-ти минут отдыха у старшеклассников всех средних учебных заведений общего образования не соответствуют норме, как у девушек, так и у юношей.
Для определения уровня физической подготовленности применялась методика 12-минутного бега и ходьбы Кеннета Купера [1].
При оценке качественных показателей уровня физической подготовленности превосходный уровень оценивался в 6 баллов, отличный – в 5 баллов, хороший – в 4 балла, удовлетворительный – в 3 балла, плохой – в 2 балла, а очень плохой – 1 балл.
Результаты проведенной методики Кеннета Купера по выявлению уровней физической подготовленности школьников, выраженных в баллах, отображены в Табл.6.
Качественный уровень физической подготовленности старшеклассников СОШ Ленинского и Приволжского районов по методике К. Купера (в баллах)
|
Качественный уровень физической подготовленности |
СОШ Ленинского района |
СОШ Приволжского района |
Среднее значение |
||||||||||
|
Оценка |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
|||||||
|
юн |
дев |
юн |
дев |
юн |
дев |
юн |
дев |
юн |
дев |
юн |
дев |
|
|
|
Очень плохо |
1984 «1» |
|
1743 «1» |
1521 «1» |
1845 «1» |
|
1843 «1» |
|
1943 «1» |
|
1932 «1» |
|
1830 |
|
Плохо |
|
|
|
|
|
1657 «2» |
|
1713 «2» |
|
1780 «2» |
|
1755 «2» |
1726 |
|
Удовлетворительно |
|
1937 «3» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1937 |
|
Хорошо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отлично |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Превосходно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее значение по всей выборке |
1831 |
||||||||||||
Как видно из Табл.6 оценивания уровня физической подготовленности старшеклассников по всей выборке, средний показатель у девушек выше, чем у юношей. Но в целом диапазон разброса данного показателя колеблется от «Очень плохо» (58 % учащихся) и «Плохо» (33 %) до «Удовлетворительно» (только у 8,33 % старшеклассников). Следует отметить, что наивысшее значение уровня аэробной выносливости наблюдается среди девушек 9-х классов средних образовательных учреждений Ленинского района г. Астрахани. Примечательно, что девушки СОШ Приволжского района физически более подготовлены, чем юноши по всей выборке исследуемых школьников 15-18 лет. Юноши, обучающиеся в школах как Ленинского, так и Приволжского районов, стабильно показывают низший результат по аэробной выносливости. В целом, выявленные уровни физической подготовленности говорят об плохих функциональных возможностях адаптации к учебной нагрузке и о необходимости срочного пересмотра зачетного комплекса нормативов по дисциплине «Физическая культура» в сторону снижения (Рисунок 1).
Далее измерялась мышечная сила обеих кистей рук у старшеклассников способом кистевой динамометрии. Результаты кистевой динамометрии в целом по выборке старшеклассников показаны в Табл.7 и на Рисунке 2.
Как видно из Табл.7, в целом по выборке силовой показатель кисти оказался выше у старшеклассников средних образовательных учреждений Приволжского района. Причем, сила левой кисти у девушек СОШ обоих районов Астраханской области выше, чем правой руки.
Результаты пульсометрии, выраженные количеством сердечных сокращений в минуту в периоды до получаемой физической нагрузки, сразу после нее и в течение пяти минут восстановления с полным отдыхом, представлены в Табл.8.
Таблица 8 Изменения средних показателей сердечного ритма учащихся 9-11 классов в целом до нагрузки, во время физической нагрузки и после 5-минутного отдыха
|
Время подсчета ЧСС |
СОШ № 4 № |
СОШ № 8 № |
СОШ № 56 5 |
Гимназия № 1 |
Среднее значение ЧСС уч-ся СОШ Ленинского района |
Среднее значение ЧСС уч-ся СОШ Приволжского района |
Среднее значение |
|
До нагрузки в покое |
80,84 |
73,03 |
83,94 |
87,59 |
81,35 |
68,91 |
75,13 |
|
Сразу после нагрузки |
127,2 |
102,7 |
128,2 |
138,72 |
122,87 |
101,94 |
112,41 |
|
Через 5 минут в покое |
97,99 |
87,7 |
97,69 |
104,68 |
97,02 |
82,73 |
89,87 |
Как видно из Табл.8, частота сердечных сокращений в состоянии покоя соответствует норме только у старшеклассников средней образовательной школы Приволжского района Астраханской области (68,91). В остальных исследуемых школах Ленинского района данный показатель имеет тенденцию к тахикардии.
Следует отметить, что в целом по всей выборке исследуемых старшеклассников при сравнении показателей пульса в состоянии покоя до и после 5-ти минутного отдыха у девочек и у юношей наблюдается в среднем недостаточное восстановление до исходного уровня (на 14,74 удара в минуту).
Для определения динамики сердечных сокращений измерялся пульс учащихся сразу после окончания беговой нагрузки и по истечению 5-ти минут после нее в состоянии полного покоя учащихся (Табл.9).
Таблица 9 Показатели восстановления учащихся 9-11 классов СОШ Ленинского и Приволжского районов при сравнении ЧСС до выполнения нагрузки и по окончанию 5-ти минутного отдыха после физической нагрузки
|
|
СОШ Ленинского р-на |
СОШ Приволжского р-на |
||||||
|
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Кол-во учащихся, без восстановления пульса (%) |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Кол-во учащихся, без восстановления пульса (%) |
|
|
Девушки |
-11,14 |
-12,86 |
-15,08 |
56,259 |
-22,75 |
-13,5 |
-9,75 |
52,777 |
|
Юноши |
-13,58 |
-16 |
-14,34 |
65,511 |
-29,6 |
-30,25 |
-13,6 |
54,226 |
|
В целом |
-12,36 |
-14,43 |
-14,71 |
60,885 |
-26,18 |
-21,88 |
-11,68 |
53,502 |
Итак, установлено, что в целом по выборке исследуемых у более половины старшеклассников сердечно- сосудистая система организма не успевает восстановить сердечный пульс до уровня исходного состояния покоя, что говорит о дезадаптации к физической нагрузке нормативного характера на уроках физической культуры.
Результаты восстановления сердечно-сосудистой системы организма старшеклассников после отдыха, выраженные в процентном содержании, отображены в Табл.10.
Таблица 10
Количество учащихся 9-11 классов Ленинского и Приволжского районов Астраханской области с недовосстановлением ЧСС после аэробной физической нагрузки (%)
|
|
СОШ Ленинского р-на |
СОШ Приволжского р-на |
Среднее значение в целом (%) |
||||
|
|
9 класс |
10 класс |
11 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
|
|
Юноши |
66,694 |
83,31 |
46,528 |
40,179 |
62,5 |
60,0 |
59,869 |
|
Девушки |
51,003 |
61,933 |
55,84 |
66,665 |
66,665 |
25,0 |
54,518 |
|
Среднее |
58,849 |
72,622 |
51,184 |
53,422 |
64,583 |
42,5 |
57,193 |
Как видно из данных, приведенных в таблице 10, количество старшеклассников с недовосстановлением пульса, выраженное в процентном соотношении, у юношей 9 и 11 классов СОШ Ленинского района выше, чем у школьников соответствующих классов СОШ Приволжского района.
В результате исследования обнаружилось слабые функциональные возможности адаптации сердечно- сосудистой системы к нагрузке, а уровень физических возможностей выявился ниже среднего значения по всей выборке исследуемых.
1. Гуменный В.С., Лошицкая Т.И. Комплексный контроль физической подготовленности студентов политехнических вузов / Кременчугский государственный политехнический университет. Пост. в ред. 26.06.2003 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: // 1 ib.sportedu.ru/Books/XXPI/2003N4/p97-104.htm (дата обращения 03.12.2013).
2. Марочкина Н.В. Сравнительный анализ уровней физической подготовленности и функционального состояния организма студентов инженерных специальностей. // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: сборник статей по материалам XXXV международной научно-практической конференции. (11 декабря 2013г.). Copyright © 2013. All Rights Reserved (дата обращения 30.05.26).
3. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 863 с.