Информатизация общества подарила человеку большой спектр профессий, но требования к работнику резко возросли. Миру требуются специалисты, которые могут грамотно использовать информационно- технологические ресурсы, легко адаптироваться к меняющимся условиям современности. Следовательно, спрос на квалифицированных работников увеличивается. Главная задача общества сводится к созданию категории хорошо подготовленных специалистов, которые будут отвечать всем требованиям современного рынка труда. Профессиональный потенциал личности представляет собой синтез, состоящий из стремления достигать новые высоты, совершенствовать навыки и умения, постоянно развиваться в условиях быстро меняющегося информационно-технологического пространства.
Однако на практике сегодня все чаще молодые люди выбирают профессию спонтанно, необдуманно, что подчеркивает актуальность выбранной нами темы. Юношам и девушкам свойственно инфантильность в выборе профессии, решение за них принимают родители. На втором месте влияющим фактором в выборе профессии является прагматизм или «здоровый» расчет и таким образом выбирается профессия хорошо оплачиваемая, «чтобы жить не хуже других». Часто выбор профессии происходит спонтанно, выбирается скорее вуз, его удобное местоположение, хороший уровень профессиональной подготовки, а не сама профессия [6].
Эта несамостоятельность, ориентация на внешнюю атрибутику в будущем несет ряд негативных последствий для человека и общества в целом. Неправильно выбрав профессию, человек обрекает себя всю жизнь заниматься не любимым делом, что неблагоприятно влияет на его душевное и физическое состояние. Обычно категория таких людей склонна к наркомании, суициду, пьянству, депрессии. Специалисты в системе образования – педагоги, психологи стремятся решить вопросы: как правильно выбрать профессию? Как помочь человеку с выбором? Какие факторы лежат в основе выбора профессии?
Профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Существует ряд концепций, отражающих процесс профессионального становления человека. Ярким примером является, концепция профессионального развития Д. Сьюпера – генетическая теория. Данная концепция профессионального формирования связывает феноменологические концепты и отличительную психологию и считается наиболее известной за границей. Д. Сьюпер акцентирует внимание на следующих этапах профессионального становление: стадия «пробуждения»; стадия «исследования»; стадия «сохранения»; стадия «снижения». Стадии профессионального развития соотносятся с этапами жизненного пути, т.е. с возрастом человека. Важную роль автор отводит стадии «исследования» (возраст индивида от 15 до 24 лет). Девушки и юноши пытаются разобраться в своих интересах, увлечениях, способностях, возможностях. Таким образом, происходит самоанализ, основываясь на его результатах ребята просчитывают возможные варианты карьеры. К завершению этого этапа молодые люди обычно находят подходящую профессию [7]. Особое значение в процессе профессионального становления А. Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид Мак Клелланд отводят потребностям человека, которые и являются основой формирования мотивов.
Рассмотрим теорию мотивации А. Маслоу. Основу этой теории составляет анализ потребностей человека и их строгая иерархическая последовательность, структурность. По мнению Абрахам Маслоу поведение, а не сознание человека является предметом психологии. Основу поведения формируют потребности человека. Их можно разделить на 5 групп: а) физиологические потребности, необходимые для существования (еда, вода, отдых, жилья) б) потребность в безопасности, в) социальные потребности (потребность в принадлежности), г) потребность в общественном признании, уважении окружающих, чувстве поддержки, д) потребность самовыражения [3]. На группе студентов был проведен тест «Пирамида потребностей», основателем которого является А. Маслоу. Исследование проведено со студентами факультета управления, приняло участие 27 человек из них 14 девушек и 13 юношей. Целью исследования явилось выявление доминирующих потребностей у студентов.
Социальные потребности стоят на первом месте у 26 % студентов. Эти потребности очень часто играют важную роль для человека и общества в целом. Для 24% участников главной потребностью является – безопасность. Постепенное обособление от родителей вызывает у молодых людей чувство незащищенности, опасности. Поступая в ВУЗ, перед юношей или девушкой встает ряд проблем, с которыми они раньше не сталкивались. Социальная ситуация развития в вузе кардинально меняется. Ослабление внешних детерминант (обучение вдали от дома, изменение родительской позиции) принуждает индивида самому искать решения в поворотные моменты своей жизни [5]. С одной стороны – полная свобода, с другой – такая же мера ответственности, что порождает высокую тревожность.
Всего 11% участников основной потребностью, считают потребность в самовыражении. Это потребность подталкивает человека выделится из толпы, быть особенным и непохожим на всех. Данная потребность проявляется в манере одеваться, говорить, в мировоззрении.
Следующая методика, какую мы применили в изучении профессиональной направленности – психогеометрия, автор Сьюзен Деллингер. Психогеометрия – это система анализа личности, помогающая быстро определить тип характера человека, качества, которые ему свойственны.35% предпочли треугольник. Треугольники-лидеры. Самая характерная особенность треугольников концентрироваться на цели. Треугольники – уверенные в себе люди. Такому типу свойственна четкая речь, энергичная походка, широкие жесты.
18% участников выбрали основной фигурой круг. Круг – это символ гармонии, спокойствия. Люди, которые выбирают круг, заинтересованы, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Круг – самая доброжелательная фигура. 31% из данной группы после круга поставили квадрат. Можно сделать вывод о том, что такие люди умеют не только хорошо строить взаимоотношения, но и качественно выполнять работу
6% поставили зигзаг на первое место. Творчество и креативность девиз этих людей. Это самая уникальная фигура. Все те, кто выбирают зигзаг основной фигурой, являются инакомыслящими, в большей степени они используют правое полушарие . 10 % «зигзагов» после своей фигуры выбрали треугольник. Такой выбор говорит, о сильном лидерском начале и независимости взглядов.
0%.Никто из участников теста не выбрал в качестве основной фигуры прямоугольник. Это временная форма личности. Так как никто не поставил прямоугольник на первое место, следует, что все участники находятся в комфортной и устойчивой зоне.
Таблица 3
Иерархия потребностей для психогеометрии.
|
Потребности |
треугольник |
квадрат |
круг |
зигзаг |
прямоугольник |
|
Социальные |
25 |
25 |
35 |
15 |
|
|
Самореализация |
30 |
10 |
20 |
40 |
|
|
Самоактуализация |
25 |
30 |
29 |
16 |
|
|
Безопасность |
10 |
44 |
29 |
17 |
|
Основываясь на результатах первого и второго теста можно сделать следующие выводы :
1. Социальные потребности и для треугольников, и для квадратов занимают одинаковые позиции. Треугольники стремятся удовлетворить в первую очередь потребность «Для себя», в то время как квадраты стараются удовлетворить потребность «Для других». Для кругов социальные потребности важнее, чем для треугольников и квадратов. Это может быть вызвано тем, что круги нуждаются в социальных связях сильнее, чем другие фигуры. Для кругов на первом месте стоят хорошие межличностные отношения. Зигзаг меньше всего заинтересован в удовлетворении социальных потребностей, потому что эта фигура стремится к независимости.
2. Потребность в самореализации остро стоит для зигзагов. Они креативные и творческие личности, стремящиеся к достижению творческих успехов. Для треугольников потребность в самореализации стоит далеко не на последнем месте, это фигура-лидер, которая концентрируется на цели и стремится к достижению карьерного успеха. Квадраты, склонные к консерватизму, в самореализации заинтересованы меньше всего.
3. На первом месте потребность в самоактулизации стоит для квадратов, на втором месте для треугольников, на третьем для кругов и на последнем для зигзагов. Таким образом, методичные, последовательные, в чем-то ригидные квадраты в большей мере стремятся к самоактуализации, чем творческие зигзаги, обремененные желанием выделиться, завоевать уважение, приобрести статус, а треугольники в равной степени стараются удовлетворить социальные потребности и потребность в самоактулизации, уверенность, заложенная в них природой, помогает им сохранить этот баланс.
4. Потребность в безопасности на первом месте стоит у квадратов. По своей натуре они консерваторы, главная задача которых обеспечить условия комфортной и безопасной жизнедеятельности. Круги, стремящиеся к стабильному бесконфликтному существованию, так же как и квадраты стараются избегать опасностей. Для треугольников и зигзагов потребность в безопасности занимает низкий процент в силу их независимости.
Итог профессионального становления во многом зависит от способностей и качеств личности, от сформировавшейся концепции взаимоотношений и ценностей. Треугольники, квадраты проявляют в большей мере осознанный выбор, так как у них есть точные цели. Но существует противоречие – квадраты с одной стороны стремятся к самоактуализации, но часть из них обеспокоена вопросами безопасности, тогда возможно ранжирование «самоактуализирующиеся квадраты» и «квадраты с потребностью в безопасности», степень осознанности выбора у них будет разная. Круги, миротворцы по натуре, выбирая профессию, руководствуются мнением близких людей, но в тоже время они склоняются к работе, где смогут реализовать социальные потребности, которые являются для них доминирующими. Можно предположить, что в большей степени круги делают выбор сознательно. Зигзаги ищут возможность самовыражения, это потребность контролирует их выбор. Для того чтобы удовлетворить ее зигзаги часто идут на риск, это говорит о том, что выбор их профессии во многом зависит от спонтанных ситуаций, которые несут в себе шанс реализации самовыражения.
Выводы проведенной работы подтверждают правомерность гипотезы о том, что мотивы, которые направлены на удовлетворение потребностей и личные интересы лежат в основе осознанного профессионального выбора. Потребности, которые занимают высшие ступени «Пирамиды потребностей» А. Маслоу определяют осознанный выбор, удовлетворенность будущей профессией, желание ее постигать, осваивать, и наоборот, мотивы, находящиеся на низших ступенях свидетельствуют о внешнем выборе, безучастном отношении к собственному профессиональному будущему. Интересным с точки зрения практического применения является использование данных методик в школе при профориентационной диагностической деятельности, что поможет психологу в решении задач важнейших задач профессионального выбора.
1. Гуревич П. Психология личности: учебное пособие – М.: ЮНИТ-ДАНА, 2012. – 559с.
2. Кавун Л. Психология личности. Теории личности зарубежных психологов: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – 107 с.
3. Маслоу А.Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – 2- е изд., испр. – М.: Смысл: Альпина нон- фикшн, 2016. — 496 с.
4. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. – М.: Наука, 1982. – 398 с.
5. Сысоева Л.В., Петренко Т.В. Личностная и ситуативная тревожность в студенческом возрасте как показатель незавершенных сепарационных конфликтов на предшествующих этапах развития // сборник «Современная наука; теоретический и практический взгляд», международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 276-280.
6. Сысоева Л.В. Успешная сепарация как необходимое условие становление профессиональной идентичности в студенческом возрасте// сборник «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы». Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 320-324.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. Толстых А. В. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. – 344 с.