УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АСПЕКТЕ ЗДОРОВЬЯ

Город конференции:
  • Пятигорск

Теория человеческого капитала и формирующаяся на ее основе экономическая и социальная политика становятся такой областью соприкосновения и взаимодействия интересов государства, союзов предпринимателей, профсоюзов, партий и других общественных организаций, которая способна создать прочную базу для социального партнерства, жизненно необходимого для дальнейшего успешного проведения реформ в России. Такой подход определяется как общей направленностью развития стран с высокоэффективной рыночной экономикой, вступивших в этап постиндустриального общества, обусловленный становлением преимущественно инновационной экономики, так и национальной спецификой России, связанной с утверждением рыночных механизмов в условиях традиционного для нее государственного патернализма.

Новейшие тенденции социально-экономического развития показывают, что назрела необходимость определения новых приоритетов  и критериев  в трактовке понятия  капитала, в  котором резюмируются основные черты высокоразвитого современного общества. Такая необходимость наглядно отражается в самой эволюции теории капитала.

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имело выделение инвестиционных аспектов в поведении рыночных агентов, переход к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников, признание человеческого времени  в качестве  ключевого экономического ресурса.

Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.

Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д.

Концепция человеческого капитала была разработана во второй половине XX века учеными- экономистами Т. Шульцом и Г. Беккером. Шульц впервые использовал термин «человеческий капитал», под которым подразумевал совокупность инвестиций в человека, повышающих его способность к труду. Г. Беккер развил данную идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический  подход  к  человеческому  поведению.  Он  определяет  человеческий  капитал  как «совокупность врожденных способностей, приобретенных навыков, знаний и мотиваций, воплощенных в человеке, которые используются для производства товаров и услуг и являются источниками дохода для человека и общества».

Формирование человеческого капитала происходит за счет инвестиций, наиболее важными из которых являются вложения в образование и здоровье. Таким образом, в составе человеческого капитала можно выделить два главных компонента: капитал образования и капитал здоровья.

До недавнего времени наиболее активные исследования проводились в отношении капитала образования, рассматривая его главным фактором в формировании человеческого капитала. Однако в настоящее время все больше внимания уделяется капиталу здоровья как неотъемлемой и базовой части человеческого капитала.

Под капиталом здоровья подразумеваются инвестиции в человека, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья и работоспособности. Здоровье является с одной стороны потребительским благом, на которое предъявляется спрос, а с другой стороны – инвестиционным благом, которое определяется по чистой стоимости выгод, получаемых от данного блага. Например, увеличение продолжительности жизни подразумевает прибавление дополнительных периодов трудовой деятельности, в течение которых человек получает доход и инвестирует в свой капитал. Также существуют потери общественного здоровья, которые выражаются в таких показателях как инвалидность, заболеваемость, смертность, которые приводят к значительному экономическому ущербу. Например, ежегодное ухудшение здоровья населения РФ, занятого в экономике, соразмерно потерям 6,5% от ВВП. Поэтому инвестиции в капитал здоровья способствуют увеличению трудоспособного возраста населения, сокращению уровня заболеваемости и смертности, что в целом положительно влияет на человеческий капитал.

В связи с вышесказанным, можно определить два главных довода в пользу необходимости рассмотрения капитала здоровья в качестве основного компонента человеческого капитала:

1)                   улучшение здоровья населения увеличивает уровень производительности труда и уменьшает издержки от нетрудоспособности вследствие заболеваемости или инвалидности;

2)                   инвестиции в здравоохранение способствуют снижению амортизации человеческого капитала, связанной со старением человеческого организма, а также увеличивают период трудоспособного возраста населения.

Капитал здоровья как особая категория человеческого капитала обладает следующими отличительными свойствами:

1)                   здоровье невозможно полностью восстановить или приобрести за короткий срок. Кроме того, капитал здоровья может быть мгновенно уничтожен из-за возникновения непредвиденных происшествий, например, аварии или катастрофы;

2)                   здоровье индивида нельзя повысить выше определенного уровня, обусловленного наследственностью или предрасположенностью к определенным заболеваниям;

3)                   здоровье является капиталом человека, даже при отсутствии его реализации, то есть при отсутствии трудовой деятельности.

Если говорить о структуре капитала здоровья, то в его составе можно выделить две части: базовый и приобретенный капитал. Базовый капитал представляет собой совокупность физиологических свойств индивида, получаемых им при рождении. Приобретенный капитал здоровья формируется при использовании физических свойств человека в процессе осуществления трудовой деятельности. В течение жизни происходит износ этого капитала, который ускоряется с возрастом индивида. Инвестиции в капитал здоровья способны замедлить темп данного процесса и продлить время функционирования человеческого капитала.

Значительный вклад в разработку капитала здоровья, как одного из основных компонентов человеческого капитала, внес американский экономист М. Гроссман. Он считал, что медицина и здравоохранение – отрасли, которые занимаются производством капитала здоровья. Потребители обращаются за медицинской помощью для того, чтобы улучшить свое здоровье или вылечить болезнь. Таким образом, здоровье, по мнению ученого, является потребительским благом и, одновременно, средством получения прибыли. В последнем случае здоровье представляет собой компоненту человеческого капитала. Ученый утверждает, что здоровье представляет собой товар длительного пользования, необходимый для формирования и развития человеческого капитала.

В модели Гроссмана поведение человека соответствует поведению рационального инвестора, который стоит перед выбором: чем он готов пожертвовать в настоящее время для улучшения своего здоровья и увеличения продолжительности жизни в будущем. В данном случае объем инвестиций каждого человека зависит от его долгосрочных предпочтений.

В экономике объем капитала учитывается через инвестиции, поэтому инвестиции в человеческий капитал служат основой оценки человеческого капитала и операций с его движением.

Инвестиции в здоровье - физическое и эмоциональное состояние -, осуществляемые государством или самим человеком и повышающие его производительность, будут общими.

Инвестиции в здоровье - один из видов инвестиций в человеческий капитал, складывающийся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий. Инвестиции в здоровье приводят к сокращению заболеваемости и смертности, продлевают продолжительность трудоспособной жизни человека, а, следовательно, времени функционирования самого человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, одна часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

В экономической литературе состав и величины инвестиций в человеческий капитал оцениваются по-разному. Так, А.И. Добрынин и С.А. Дятлов отмечают, что «из множества инвестиций в человеческий капитал наиболее важным являются вложения в здоровье и образование. Охрана здоровья, снижение заболеваемости, смертности, продлевает жизнь человека, следовательно, время функционирования человеческого капитала. В течение жизни человека происходит естественный износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способствуют замедлению этого процесса.

Капитал здоровья можно рассматривать как на микроуровне, так и на макроуровне. При этом здоровье населения складывается под влиянием ряда социально- экономических, экологических, природно- климатических условий страны и ее регионов.

Основными социально-экономическими факторами, непосредственно влияющими на формирование, развитие и воспроизводство капитала здоровья в России являются: заболеваемость населения, инвалидность, смертность, средняя продолжительность жизни населения, расходы на здравоохранение и профилактические осмотры с целью выявления болезней на ранней стадии.

В нашей стране к системе здравоохранения относятся как к затратной отрасли народного хозяйства, которая оказывает нагрузку на бюджет и в целом является экономически убыточной для страны. Считается, что данная отрасль не производит никакой продукции и дотируется в основном из средств государственного бюджета. Подходы к финансированию здравоохранения основываются, прежде всего, на исполнении государством морального долга перед населением, а не на расчете экономической эффективности работы системы здравоохранения.

Подтверждением служит проект закона о бюджете, опубликованный Минфином. Общий объем ассигнований по статье здравоохранение составил 362 млрд. рублей против 544 млрд. рублей в уточненной росписи бюджета 2016 г. Если сравнивать с цифрами, указанными в законе о бюджете, общая сумма расходов на здравоохранение сокращена в 2017 г. на 20%, расходы на стационарную помощь упали на 34%, расходы на амбулаторную помощь — на 10%.

Показательно, что примерно половина населения (53%) считает, что здравоохранение как отрасль находится в плохом состоянии. При наличии обширных гарантий бесплатной медицинской помощи 29% людей, обращающихся за медицинской помощью, полностью или частично оплачивают свое лечение. Неуклонно растет число пациентов стационаров, платящих за лечение в руки медицинским работникам. При этом возможности для рационального привлечения личных средств населения ограничены, а развитие рынка платных медицинских услуг не сопровождается необходимым развитием его регулирования в интересах потребителей и обеспечения эффективной конкуренции. Проблема состоит в том, что и те, кто лечится бесплатно, и те, кто платит, сильно рискуют столкнуться с низкой квалификацией медицинских работников, невниманием и отсутствием действенных механизмов защиты прав пациентов.

На данном этапе необходимо принятие мер для разрешения накопившихся проблем:

1)                   преимущественная ориентация на лечение заболеваний, а не на их предотвращение, слабая координация мер по развитию медицинской отрасли с усилиями по улучшению немедицинских факторов укрепления здоровья (образ жизни, развитие физической культуры, решение экологических проблем и т. д.), недоиспользование потенциала этих факторов;

2)                   недостаточная и резко дифференцированная фактическая доступность качественной медицинской помощи, слабая защищенность прав пациентов, риски непомерных вынужденных затрат на лечение при его формальной бесплатности, отсутствие лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в составе государственных гарантий оказания медицинской помощи для большинства населения; между тем сегодня лекарственные препараты являются наиболее эффективным средством вторичной профилактики хронических заболеваний;

3)                   отсутствие надлежащих условий и стимулов для максимально эффективного использования ресурсов системы здравоохранения.

Имеющееся медицинское оборудование используется зачастую с низкой эффективностью. Одна из главных причин этого — недостаток адекватно подготовленных кадров. С этой же проблемой столкнулись и при организации работы новых федеральных центров, построенных на периферии. Между тем в распределении государственных средств, и в частности, в национальном проекте «Здоровье», повышение квалификации медицинских работников и изменения в системе их подготовки — фактически низки приоритетные направления.

Более 30% госпитализаций могут быть перенесены на амбулаторный этап без ущерба для здоровья больного. При этом практически у всех субъектов общественной системы здравоохранения пока нет серьезной мотивации к повышению эффективности использования ресурсов.

Новые вызовы системе здравоохранения предъявляет идущее с высокой скоростью развитие медицинских и информационных технологий. Новые технологии открывают возможности радикального повышения результативности в выявлении индивидуальных факторов риска заболеваний, их ранней диагностики, сокращении объемов стационарной помощи благодаря развитию малоинвазивной, амбулаторной хирургии, телемедицины, дистанционного мониторинга состояния больного. Внедрение новых технологий будет стимулировать структурные сдвиги в системе оказания медицинской помощи, рост потребностей населения в новых медицинских услугах и одновременно рост ожиданий в отношении обеспечения государством их доступности. Существующая модель организации медицинской помощи к этому не приспособлена и должна быть достроена применительно к особенностям периода постоянных, интенсивных и дорогостоящих инноваций.

Очевидно, что в России на сегодняшний день существует проблема низкого накопления капитала здоровья. Решение данной проблемы состоит в разработке продуманной долгосрочной стратегии обеспечения высокого качества жизни и здоровья населения и применение ее в практической деятельности. Однако здесь необходимо понимать, что государство призвано помочь в формировании и развитии капитала здоровья, а не полностью взять на себя его поддержание, так как это в большей степени сфера индивидуальной ответственности человека.

В марте 2012 г. был публикован «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия 2020: Новая модель роста— новая социальная политика». В нем были выделены ключевые направления социально- экономического развития по группам, одной из которых является «Здоровье и среда обитания человека (Лев Якобсон, Сергей Шишкин)».

Основными конечными целями Стратегии являются поиски решений следующих задач:

1)                   создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни;

2)                   совершенствование системы организации медицинской помощи;

3)                   конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;

4)                   улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы ОМС;

5)                   повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;

6)                   развитие медицинской науки; информатизация здравоохранения.

В последние годы государство весьма последовательно реализует меры по отношению к различным составляющим образа жизни, оказывающим влияние на воспроизводство человеческого капитала в контексте здоровья.

Государственное финансирование здравоохранения выросло в период 2000–2017 гг. в 3 раза в реальном выражении. Дополнительные средства позволили реализовать ряд масштабных государственных программ: дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий населения (с 2005 г.), приоритетный национальный проект «Здоровье» (2006–2013 гг.), региональные программы модернизации здравоохранения (2011–2013 гг.).

Модернизации подверглась система обязательного медицинского страхования (ОМС), созданная в начале 1990-х годов как дополнение к системе бюджетного финансирования. С 2015 г. оказание населению почти всех видов медицинской помощи, гарантируемых государством, полностью финансируется из средств ОМС. Обновленная система ОМС позволила существенно уменьшить неравенство в размерах финансового обеспечения медицинской помощи гражданам в разных регионах: различия в размерах доходов территориальных фондов ОМС в расчете на одного жителя, достигавшие в 2010 г. 4,2 раза, составили в 2014 г. 1,9 раза.

Если же рассматривать финансовое обеспечение базовой программы ОМС, то территориальных различий здесь больше нет. Реально расширены возможности для граждан получения бесплатной медицинской помощи за пределами своего региона, выбора медицинской организации, врача. Участниками ОМС стало большое количество негосударственных медицинских организаций.

Основная часть российских граждан получает медицинскую помощь бесплатно. Так, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, в 2015 г. 87% граждан, обращавшихся за амбулаторной помощью, получили ее без какой-либо оплаты, а 74% пациентов стационаров лечились в них полностью бесплатно. За счет роста государственного финансирования значительно увеличены объемы бесплатной профилактической и высокотехнологичной медицинской помощи: численность населения, прошедшего диспансеризацию, выросла за период с 2008 по 2015 г. в 3,9 раза (с 5,8 млн. до 22,5 млн. чел. в 2015 г.); число больных, получивших высокотехнологическую медицинскую помощь, возросло за период с 2005 по 2015 г. в 13,7 раза (с 60 тыс. до 823,3 тыс. чел.).

С 2005 г. развивается льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет федерального бюджета в рамках государственной социальной помощи, обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей. За счет региональных бюджетов осуществляется лекарственное обеспечение больных жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни или инвалидности.

Введение в 2011 г. механизма регистрации цен на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, позволило существенно сдерживать рост цен на эти препараты по сравнению с ценами на лекарства, не включенные в указанный перечень.

Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г., принятой Минздравом России в 2013 г., предусматривается реализация в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные препараты на основе формирования системы референтных цен.

Реализация Национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения позволили обеспечить медицинские учреждения современным оборудованием. В 2011– 2013 гг. поставлено в государственные и муниципальные медицинские учреждения 389,7 тыс. ед. медицинского оборудования, в результате чего в 2013 г. фондооснащенность учреждений здравоохранения увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2011 г. и составила 19,0 тыс. руб. на 1 кв. м против 7,7 тыс. руб. Обеспечено довольно широкое внедрение в организациях здравоохранения медицинских информационных систем, началось развитие интернет-сервисов для пациентов (в большинстве регионов созданы системы онлайн-записи на прием), стремительно развиваются региональные медицинские информационные системы.

Лечение в нашей стране становится привлекательным для иностранцев: в 2015–2016 гг. численность граждан других стран, 14 приехавших за получением медицинской помощи в российские клиники, выросла на 87%6. Но потенциал развития медицинского туризма в нашей стране гораздо выше и не доиспользуется.

Проведена реорганизация систем оказания специализированной медицинской помощи при заболеваниях, вносящих наибольший вклад в показатели смертности. Так, в рамках программы борьбы с сердечнососудистыми заболеваниями создана система региональных сосудистых центров (их число достигло 128 в 2015 г.) и первичных сосудистых отделений (415 в 2015 г.). Уровень смертности от болезней системы кровообращения уменьшился за период с 2007 по 2015 г. в 1,3 раза. В 2012–2015 гг. осуществлено развертывание трехуровневой системы травмоцентров вдоль федеральных и региональных автодорог (их число составило 1501 в 2015 г.). Уровень смертности от дорожно-транспортных происшествий уменьшился за период с 2007 по 2015 г. в 1,5 раза. Большие усилия были направлены на совершенствование службы родовспоможения. В 2008–2012 гг. построено 23 перинатальных центра, ведется строительство еще 32. Младенческая смертность уменьшилась за период с 2012 по 2015 г. в 1,3 раза. С 2006 г. происходит снижение показателей смертности, с 2009 г. наблюдается стабилизация показателей заболеваемости населения.

В 2012 г. Президентом Российской Федерации принято решение о повышении размеров оплаты труда врачей к 2018 г. до 200% от средней заработной платы по экономике региона (в 2012 г. это соотношение составило 125%), а размеров оплаты труда среднего и младшего медицинского персонала — до 100% от средней зарплаты по экономике региона (в 2012 г. — 73 и 48% соответственно). С 2012 по 2016 г. средняя заработная плата врачей в номинальном выражении выросла в 1,54 раза, среднего медицинского персонала — в 1,45 раза, младшего медицинского персонала — в 1,44 раза. В реальном выражении, с учетом индекса роста потребительских цен, увеличение зарплаты было более скромным: у врачей — на 8%, у среднего медицинского персонала — на 3%, у младшего — на 2%.

В 2013 г. государство начало реализацию целого комплекса мер по сдерживанию табачной эпидемии. Были приняты Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», предусматривающий существенное расширение перечня мест, свободных от табачного дыма, и Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон «О рекламе», запрещающий рекламу табачной продукции и ограничивающий места продажи табачной продукции. Россия последовательно придерживается принятых в рамках Рамочной конвенции по борьбе с табаком (РКБТ) обязательств. Это выражается в принятии необходимого регулирующего законодательства, продвижении на федеральном и региональном уровне идей отказа от курения и приверженности принципам здорового образа жизни, а также регулярном увеличении акцизов на табачную продукцию. Проводимые меры оказались результативными: по данным обследований ВЦИОМ, начиная с 2014 г. доля курящих в России стала постепенно снижаться (35% в 2014 г.; 34% в 2015 г. и 31% в 2016 г.).

В 2009 г. Правительством Российской Федерации была одобрена «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения», которая в целом достаточно полно реализовывалась в последующие годы. Значительно повышались ставки акцизного налога на алкогольные напитки (в 2011– 2014 гг.), введена минимальная цена водки, установлен запрет на продажу спиртных напитков в ночные часы, существенно ужесточились наказания за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, а также за употребление алкоголя в общественных местах. Запрещена продажа алкоголя в киосках и других мелких торговых точках. В результате начиная с 2012 г. наблюдается последовательное сокращение продажи спиртных напитков, как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу взрослого населения. Так, в 2011 г. средний объем продаж алкоголя в пересчете на чистый спирт составлял 10,6 л на одного взрослого, а в 2016 г. — 8,1 л. В 2011 г. было продано 13,1 л водки и 90 л пива в расчете на одного жителя, а в 2016 г. — 8,0 и 65 л соответственно.

В 2009 г. правительством были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» и «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В составе реализуемых мер особое 7 место отводится поэтапному введению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Здоровье человека – в большей степени, сфера его индивидуальной ответственности. Государство призвано помочь ему в формировании капитала своего здоровья, а не полностью взять на себя его поддержание Конечно, роль государства в охране здоровья граждан более чем значима. Однако его основная функция состоит не в лечении и избавлении от заболеваний, а в их предупреждении, профилактике.

В России на настоящий момент имеются различные демографические прогнозы на ближайшие 50 лет. Они разработаны ООН, Федеральной службой государственной статистики (Росстат), исследовательскими центрами ведущих российских вузов, Бюро Цензов США и т. д. Расходятся они лишь в уровне оптимистичности оценки численности населения, которая будет неуклонно падать. По самому пессимистичному прогнозу к 2051 г. численность россиян может сократиться до 71 млн. человек.

Забота о здоровье – не ответственность государства, однако, именно оно призвано создавать всевозможные условия для реализации гражданами своего права на получение медицинской помощи. Из этого следует, что первоочередными для государства являются проблемы нерациональной системы здравоохранения, а также пробелы в нормативно-правовой базе здравоохранения РФ, связанные с проблемами в сфере укрепления здоровья и профилактикой заболеваний.

В процессе модернизации здравоохранения РФ важно не упустить из вида не только актуальные вопросы управления и финансирования, но и расставить приоритеты в самой архитектуре системы охраны здоровья, уделяя первоочередное значение вопросам профилактического характера.

Подводя итог, можно отметить, что для развития в России системы здравоохранения необходимо определиться с выбором оптимального набора инструментов государственной политики, адекватной как потребностям населения, так и глобальным вызовам современности. Она станет базой для создания условий, которые обеспечат максимально высокое качество предоставляемых медицинских услуг и повысят уровень человеческого капитала страны.

Для того, чтобы повысить эффективность воспроизводства человеческого капитала и капитала здоровья в нашей стране, важно уметь выстраивать и поддерживать диалог с населением и заинтересованными общественными группами по вопросам совершенствования системы здравоохранения. В конечном счете, перманентно осуществляемая государством пропаганда здорового образа жизни должна преследователь одну лишь цель – желание и готовность каждого гражданина РФ применить к себе такие категории, как укрепление здоровья и профилактика заболеваний.

 

Список литературы

 

1.        Джаримова М.  А. Интеллектуальный капитал как доминирующий фактор развития экономики, развитие теории человеческого капитала // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №17. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-kapital-kak-dominiruyuschiy-faktor-razvitiya-ekonomiki- razvitie-teorii-chelovecheskogo-kapitala (дата обращения: 06.02.2018).

2.        Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В.; под ред. д.э.н., профессора В.Т. Смирнова. – М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ, 2005. – С.8-9.

3.        Shultz T. Investment in Human Capital. – N.Y., 1971.

4.        Becker G.S. Human Capital. – N.Y.: Columbia University Press, 1964.

5.        Человеческий капитал и инновационные факторы его развития. И.В. Цапенко, Д.Д. Миронова, ЮРГУЭС, г. Шахты. 2012. – С.153-157.

6.        Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения//Труды XII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том 12, часть 1. СПБ., 2017. – С.12.

7.        Ткаченко А.В. Здоровье как один из важнейших факторов воспроизводства человеческого капитала// Власть и управление на востоке России. – 2012. – № 1. – С. 140–144.

8.        Егорова Е. О. Капитал здоровья как компонента человеческого капитала / Е. О. Егорова; науч. рук. Е. А. Аникина // Экономика России в XXI веке: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции "Экономические науки и прикладные исследования", г. Томск, 17-21 ноября 2015 г.: в 2 т. — Томск: Изд-во ТПУ, 2015. — Т. 1. — С. 387-392.

9.        Сорокина С.Э. Здоровье населения как капитал экономики // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. – 2013. – № 2. – С. 111–118.

10.     Участие  органов государственной  власти в  воспроизводстве человеческого капитала в аспекте здоровья. Постников Д.Д. – Электронный ресурс- URL: http://izron.ru/articles/razvitie-ekonomiki-i- menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodn/sektsiya-2- ekonomika-i-upravlenie-narodnym-khozyaystvom-spetsialnost-08-00-05/uchastie-organov- gosudarstvennoy-vlasti-v-vosproizvodstve-chelovecheskogo-kapitala-v-aspekte-zdorovya/дата        обращения 05.02.2018).

11.     Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В.; под ред. д.э.н., профессора В.Т. Смирнова. – М.: Машиностроение-1, Орел: Орел ГТУ, 2005. – С.76-154.

12.     Руденко Дмитрий Юрьевич, Тилимбаева Альбина Бабировна Оценка взаимосвязи инвестиций в человеческий капитал и уровня социально-экономического развития стран мира // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2013. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vzaimosvyazi-investitsiy-v-chelovecheskiy- kapital-i-urovnya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-stran-mira (дата обращения: 05.02.2018).

13.     NN «Кто в курсе» Просто об экономике. – Электронный ресурс. - URL: http://ktovkurse.com/rossiya/rashody-na-zdravoohranenie-v-2017-godu-sokratyat-na-33 (дата обращения 02.02.2018).

14.     Политика охраны здоровья в «Стратегии-2020». Часть 1 // Менеджер здравоохранения. 2012. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politika-ohrany-zdorovya-v-strategii-2020-chast-1 (дата обращения:05.02.2018).

15.     Википедия — свободная энциклопедия. Стратегия 2020. – Электронный ресурс- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B 8%D1%8F_2020 (дата обращения 2.02.2018).

16.     Диссертации        по         гуманитарным        наукам        –        Электронный        ресурс        –        URL: http://cheloveknauka.com/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossii-v-usloviyah- modernizatsii#ixzz567rLmGgA (дата обращения 04.02.2018).

17.     Как изменилась страна за 18 лет президентства Путина. ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА «ВЗГЛЯД» 8 января 2018.        –                                             Электронный           ресурс                                                - URL:https://news.rambler.ru/politics/38837370/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_sou rce=copylink (дата обращения 06.02.2018).

18.     Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития [Текст]: докл. к XVIII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 11–14 апр. 2017 г. / рук. авт. кол. С. В. Шишкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.:Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — С. 6-14.

19.     Вишневский: Развитие России: роль демографического фактора. ИЭПП // Научные труды. – М.,2003. – С. 53.

20.     А.В. Ткаченко. Здоровье как один из важнейших факторов воспроизводства человеческого капитала - Электронный ресурс – URL: http://pandia.ru/text/77/367/19030.php 9дата обращения 05.02.2018).