1 Kasaeva T.V., 2 Petrosyan R.V.
(1 Kasaeva T.V., Pyatigorsk State University, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics, Management and Finances Department; 2 Petrosyan R.V.)
Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russian Federation
Аннотация: В статье рассматривается государственное регулирование, направленное на человеческий капитал которое представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством и направленных на поддержание, развитие и воспроизводство человеческого капитала, который в последствии сможет быть использован в производственной сфере.
Ключевые слова: человеческий капитал, экономика США, государственное регулирование, здравоохранение, образование, качество жизни.
Abstract: the article examines the state regulation directed on human capital, which is a complex of measures taken by the government aimed at maintaining, development and reproduction of the human capital, which subsequently can be used in the industrial sector.
Key words: human capital, US economy, government regulation, health care, education, quality of life.
В современных условиях человек является одним из основных экономических ресурсов. Теории устойчивого развития общества и концепция национального богатства базируются на признании человека движущей силой общественного развития. В рыночной экономике человек, выполняя многообразные экономические функции, является носителем производительных сил общества. [1] В структуре производительных сил различают способность к труду и способность к потреблению. Человек, обладая совокупностью разнообразных сил и способностей, представляет собой фактор экономического роста. Вследствие этого концепция человеческого капитала занимает важное место в теории экономического роста. [2]
В начале XXI века в экономике ведущих стран мира произошли столь, значительные изменения, что можно говорить о формировании основ новой экономики – экономики знаний. Специфика экономики, основанной на знаниях, приводит экономическую мысль к новому пониманию позиции человека в общественном производстве. Он, как и прежде, остается единственным активным началом в общественной производительной комбинации, однако теперь является не просто субъектом производительного труда, но выступает в качестве актора, носителя способностей к творческому труду, к производству знаний, обладающего широким кругом разнообразных потребностей. [3].
Одним из условий повышения конкурентоспособности экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне возрастает. Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам – центральное значение в достижении экономического успеха, как для отдельных личностей, так и для стран и народов. Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической активности и тенденции к большей индивидуальной ответственности и автономии изменили требования в том числе к обучению. [4]
По итогам исследования различных подходов к толкованию понятия «человеческий капитал», обобщив и критически оценив наиболее достоверные научные взгляды экономистов [5] согласимся со следующим определением «человеческого капитала – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. Причем, эффективное функционирование человеческого капитала представляется возможным лишь при условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства направленных, с одной стороны, на формирование и воспроизводство человеческого капитала, а, с другой стороны, на обеспечение высокого качества жизни, вследствие чего происходит приращение человеческого капитала и повышение эффективности функционирования уже существующего человеческого капитала в интересах общества и личности» [6]
Определив понятие «человеческого капитала», представляется необходимым представить структуру человеческого капитала индивида, дополненную системообразующими элементами, связывающими его структуру в единую систему, на основе которой индивид интегрируется в трудовые отношения, представленная через: разграничение структурных элементов на первичные и вторичные; к первичным элементам отнесено здоровье как первооснова человеческого капитала, что соответствует биологической природе человека, определяющее его физические и психические способности к труду; в качестве вторичных обоснованы элементы, выступающие как надстройка и соответствующие социальной природе человека, – образование, информация, социокультурный компонент, определяющие его интеллектуальные способности к труду; выделение связующих элементов: 1) самоорганизации, играющей интегрирующую роль для всех составляющих структуры человеческого капитала, основой которой выступает интеллект, трактуемый как высший универсальный способ взаимодействия индивидуума с внешней средой на основе целеполагания, предопределяющий место индивидуума в системе разделения труда; 2) трудовой мотивации, обеспечивающей взаимосвязь индивидуального человеческого капитала с внешней средой и обусловленной исторически сложившимся типом социально-экономических отношений, что позволило сформулировать императив устойчивости индивидуального человеческого капитала как внутренне интегрированной, структурно сбалансированной и целостной системы, ориентированной на достижение целевой функции (самореализацию личности) и адаптацию к влиянию окружающей среды (социально-экономических процессов). [7]
Рассмотрев теоретические аспекты, представляется логичным перейти к анализу роли государства в формировании и развитии человеческого капитала.
В современной рыночной экономике роль государства в формировании и развитии человеческого капитала очень велика. Это связано с тем, что инвестиции в человеческий капитал на текущем этапе социально-экономического развития во многом возложены на государство и создаются и потребляются в массе своей как общественные, а не частные блага. Собственно, поэтому следует признать, что роль государства в создании и интенсификации использования человеческого капитала является главенствующей. Человеческий капитал определяет экономический рост предприятий и эффективность экономики в целом. Большая часть исследователей полагают, что человеческий капитал-это самый ценный ресурс общества.
Способности человека - это результат целенаправленных усилий, которые предпринимаются как со стороны самого его владельца, так и людей, которые его окружают. Поэтому можно утверждать, что в любом человеке заключено определенное количество прошлого труда, которое используется им и служит своеобразным капиталом, то есть в отличие от рабочей силы, которая продается или покупается в системе наемного труда, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования и развития.
В 50-е и 60-е годы ХХ века США занимались разработкой теории человеческого капитала, целью которой было раскрытие факторов формирования и воспроизводства рабочей силы. Многие американские экономисты: Т. Шульц, Г. Беккер, Д. Минцер, Л. Туроу, Д. Кендрик и др. работали над теорией человеческого капитала. Во многом благодаря данной теории в США, начиная с середины ХХ века, взгляд на инвестиции в образование и подготовку кадров, затраты на здравоохранение перестали рассматриваться как неизбежные издержки в процессе общественного производства, а стали трактоваться как важнейшие инвестиции в будущее развитие.
На сегодняшний день доля человеческого капитала от общего показателя национального богатства США составляет 77%. Накопленная стоимость социально-производственной инфраструктуры (около 19%). Природно-ресурсный потенциал (около 4%). [8] Данное процентное соотношение в разы преобладающей долей человеческого капитала над другими факторами заверяет об успешно проделанной работе по формированию конкурентоспособного человеческого капитала, который обеспечивает национальной экономике высокие темпы экономического роста.
К основным направлениям государственного регулирования, направленного на человеческий капитал относятся: социальная защита населения, здравоохранение, улучшение образования, повышение качества жизни, пропаганда здорового образа жизни, развитие культуры, науки и др.
«Так, в США ключевыми статьями расходов федерального бюджета являются социальные расходы, а собственно расходы на социальное страхование (21%), здравоохранение, включая программу медицинского обслуживания «Медикэр» (23%), и обеспечение доходов населения (15%). В бюджетах штатов и местных органов власти главное место также занимают социальные расходы, а именно финансирование образования (около 35% расходов); 13% - социальные пособия; 9% - на систему здравоохранения и развитие транспорта; 8% - на финансирование общественной безопасности (включая полицию, исправительные учреждения, пожарную охрану и т.д.). В меньшей пропорции распределяются расходы на обеспечение санитарных требований и охрану окружающей среды, на поддержание жилищного строительства и коммунального хозяйства, а также на другие нужды.» [9]
Особого внимания заслуживает миграционная политика США по привлечению высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Уровень безработицы в США достаточно низкий (до 5%), привлечение иммигрантов обусловлено несколькими причинами: во-первых, это связано с низкой рождаемостью, а, следовательно, с низким воспроизводством национального человеческого капитала; во- вторых, это обусловлено преимущественной социально-гуманитарной направленностью учебных заведений и недостатком специалистов естественно-научного направления. Проведение данной политики дважды выгодно для США: во-первых, США избегают социальных издержек на «взращивание» специалистов; а во- вторых, создают брешь в человеческом капитале государства-донора. [10],
Также хотелось бы отметить, что в США самая дорогая система здравоохранения в мире. США тратит на систему охраны здоровья больше, чем любая другая страна. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Соединенные Штаты тратят на здравоохранение на душу населения ($8,608), и на здравоохранение в процентах от ВВП (17%). Здравоохранение финансируется с помощью таких программ, как Medicare, Medicaid, а также программой медицинского страхования для детей и ветеранов. [11] Соединённые Штаты занимают ведущее место в мире по уровню и результативности научных исследований. Здравоохранение в США обеспечено самым совершенным медицинским оборудованием, лекарствами и расходными материалами. Сегодня большую часть Нобелевских премий в области медицины получают представители США. [12]
В завершении хотелось бы еще раз отметить, что США уделяют большое внимание формированию конкурентоспособного человеческого капитала. Государство осознает всю важность данного направления: выделяет денежные средства и создает необходимые условия для наиболее естественного функционирования этого механизма. Основной упор США делают на сферу образования. Уровень расходов на образование в США, выраженный в процентах от ВВП достигает 5,4%. Это 52 место в рейтинге стран по уровню расходов на образование. По доле расходов на образование в ВВП США опережают Россию, которая занимает 98 место (4.1%). Первое место занимает Лесото (13%), второе место - Куба (12.9). ОАЭ занимает самую низкую позицию - 153 место (1.0%). [13] Уровень развития системы образования в стране носит многоцелевой и многофункциональный характер (от проведения фундаментальных исследований и предоставления базовых и наиболее общих знаний до узкой специализации выпускников образовательных учреждений различных уровней). Учебные заведения характеризуются значительным научно- педагогическим потенциалом, обеспечивается создание научных лабораторий с передовым оборудованием, а кроме этого США проводят активную политику по привлечению перспективных ученых из-за рубежа. Эффективное внедрение мер государственного воздействия направленных на формирование человеческого капитала позволяет США сохранять высокий уровень НТП и устойчивый рост национальной экономики.
Список литературы
1. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х., Глушко И.В., Городова Т.В., Курушина Е.В., Минакова И.В., Бурдейный А.А., Политова И.П., Фокина О.А., Шмакова М.В., Кузнецова Ю.А. Проблемы социально-экономического развития общества St. Louis, 2013.
2. Касаева Т.В. Проблемы и особенности функционирования человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011. - 167с.
3. Касаева Т.В., Касаев А.Ю. Экономика эффективного человеческого капитала// В сборнике: Развитие экономики и менеджмента в современном мире Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 22-25
4. Касаева, Т.В., Бондарская, Т.А. Креативный человеческий капитал как движущая силы современной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (130).– С. 51-56.
5. Касаева Т.В. К вопросу о классификации подходов к определению сущности человеческого капитала. В сборнике: Университетские чтения-2014 материалы научно методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2014. С. 19-26.
6. Касаева Т.В. Политэкономические императивы воспроизводства индивидуального человеческого капитала. Автореферат дис. … доктора экономических наук: 08.00.01/Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2014.
7. Касаева Т.В. Структура индивидуального человеческого капитала: элементы и содержательные характеристики. В сборнике: молодежь, наука, инновации. Материалы III Всероссийской научно - практической конференции. 2014. С. 285- 293.
8. ЦИРЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=32
9. Интернет–портал Вести Экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/infographics/5891
10 .Касаева Т.В. К вопросам о финансовых источниках человеческого капитала // Экономический вестн ик Ростовского Государственного Университета: Сб. науч. тр. – Ростов, 2007. — Т. 5. – № 2. – Ч. 2.– С. 124– 130.
11 .Расходы США на здравоохранение [Электронныйресурс]. – Режим доступа:https://en.wikipedia.org/wiki/Health_care_in_the_United_States
12 .Здравоохранение в США Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1% 85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A1%D0%A8%D0%90
13 .Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info
14 .Касаева Т.В. Государственное регулирование, направленное на человеческий капитал // Социально экономические явления и процессы. 2013. № 8 (54). С. 58-62.
15 .Касаева Т.В. Касаев А.Ю. К вопросу об участии государства в процессе расширенного воспроизводства человеческого капитала в сборнике: Университетские чтения –2016 Материалы научно методических чтений ПГЛУ. 2016. С. 25-32.
16 .Касаева Т.В. Индивидо-ориентированная политика регулирования воспроизводства человеческого капитала // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 2 (60). С. 39-42.
Bibliographic list
1. Burnyasheva L. A., Gazgireeva L. Kh., Glushko I. V. gorodova T. V., Kurushina E. V., Minakova I. V., burdeinyi, A. A., Politova I. P., Fokina O. A., Shmakova M. V., Kuznetsova Yu. a. problems of socio- economic development society St. Louis, 2013.
2. Kasaeva T. V. Problems and peculiarities of human capital in the conditions of formation of innovative economy. Krasnodar: publishing house of UIM, 2011.167с.
3. C. 25 Kasaeva T. V., Kasaev A. Y. effective Economy of human capital// In the book: economic Development and management in the modern world a Collection of scientific papers on the results of international scientific-practical conference. Voronezh, 2015. S. 22-25
4. Kasaeva T. V., Bondarskaya T. A. Creative human capital as driving forces of the modern economy // Vestnik of Tambov University. Series: Humanities. – 2014. – № 2 (130). – S. 51-56.
5. The question of classification of approaches to defining the essence of human capital. Kasaeva T. V. In the collection: University of reading-2014 proceedings of the scientific-methodical readings of pslu. Responsible editor: Z. A. Sarumov. 2014. S. 19-26.
6. The political economy imperatives of the reproduction of the individual human capital. Kasaeva T. V. the author's abstract dis. ... doctor of economic Sciences: 08.00.01/Tambov state University. G. R. Derzhavin. Tambov, 2014.
7. The structure of individual human capital: elements and characteristics of. Kasaeva T. V. In the book: youth, science, innovations. Proceedings of the III all-Russian scientific - practical conference. 2014. P. 285- 293.
8. CYRE [Electronic resource]. - Access mode: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=32
9. The Internet portal of the News Economy [Electronic resource]. - Access mode: http://www.vestifinance.ru/infographics/5891
10. Kasaeva Т.V. On the issue of financial sources of human capital / / Economic Bulletin of Rostov State University: Sat. Sci. Tr. - Rostov, 2007. - T. 5. - No. 2. - Part 2. - P. 124-130.
11. US expenditures on health [Electronic resource]. - Access mode: https://en.wikipedia.org/wiki/Health_care_in_the_United_States
12. Public health in the US Electronic resource]. - Access mode: https://en.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1% 85%D1 % 80% D0% B0% D0% BD% D0% B5% D0% BD% D0% B8% D0% B5_% D0% B2_% D0% A1% D0% A8% D0% 90
13. Rating of the countries of the world on the level of expenditure on education Electronic resource]. - Access mode: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info
14. Kasaeva Т.V. State regulation aimed at human capital // Socio-economic phenomena and processes. No. 8 (54). Pp. 58-62.
15. Kasaeva Т.V. Kasaev A.Yu. To the question of state participation in the process of expanded reproduction of human capital in the collection: University readings -2016 Materials of scientific- methodical readings of the PGLU. 2016. P. 25-32.
16. Kasaeva Т.V. The individual-oriented policy of regulation of human capital reproduction // Socio- economic phenomena and processes. 2014. No. 2 (60). Pp. 39-42.