В современных условиях человек является одним из основных экономических ресурсов. Теории устойчивого развития общества и концепция национального богатства базируются на признании человека движущей силой общественного развития. В рыночной экономике человек, выполняя многообразные экономические функции, является носителем производительных сил общества[1]. В структуре производительных сил различают способность к труду и способность к потреблению. Человек, обладая совокупностью разнообразных сил и способностей, представляет собой фактор экономического роста. Вследствие этого концепция человеческого капитала занимает важное место в теории экономического роста[2 С. 127].
В начале XXI века в экономике ведущих стран мира произошли столь значительные изменения, что можно говорить о формировании основ новой экономики – экономики знаний. Специфика экономики, основанной на знаниях, приводит экономическую мысль к новому пониманию позиции человека в общественном производстве. Он, как и прежде, остается единственным активным началом в общественной производительной комбинации, однако теперь является не просто субъектом производительного труда, но выступает в качестве актора, носителя способностей к творческому труду, к производству знаний, обладающего широким кругом разнообразных потребностей[3C.25].
Одним из условий повышения конкурентоспособности экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне возрастает. Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам – центральное значение в достижении экономического успеха, как для отдельных личностей, так и для стран и народов. Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической активности и тенденции к большей индивидуальной ответственности и автономии изменили требования, в том числе к обучению[4].
По итогам исследования различных подходов к толкованию понятия «человеческий капитал», обобщив и критически оценив наиболее достоверные научные взгляды экономистов, согласимся со следующим определением «человеческого капитала – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. Причем, эффективное функционирование человеческого капитала представляется возможным лишь при условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства направленных, с одной стороны, на формирование и воспроизводство человеческого капитала, а, с другой стороны, на обеспечение высокого качества жизни, вследствие чего происходит приращение человеческого капитала и повышение эффективности функционирования уже существующего человеческого капитала в интересах общества и личности»[5].
Инвестиции в человеческий капитал дают его обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества эти вложения обеспечивают длительный и интегральный экономический и социальный эффект. Инвестиции в образование считаются самыми прибыльными. « Это очень рентабельный бизнес – на 1 рубль вложения получается 2 рубля прибыли»[6].
Инвестиции в человеческий капитал представляют собой благо длительного пользования: средний период инвестирования в образование составляет 15 – 20 лет, а в капитал здоровья человек производит вложения в течение всей жизни. Кроме того, человеческий капитал не отделим от индивида и отличается от физического капитала по степени ликвидности. От решений индивида зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения определяется интересами человека, его предприимчивостью, предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, общим уровнем его образования и культуры.
Большое значение имеет создание для работников благоприятной окружающей среды, в которой человек может чувствовать себя свободным, и не будет заточать себя в рамки, работник будет мотивирован к творческой работе. Немаловажными критериями, поддерживающими инновационную активность, являются разнородность окружающей среды, открытость, сплоченность людей на основе не только профессиональных позиций, но и жизненных, а также обмен знаниями и опытом.
Рассмотрев теоретические аспекты, представляется логичным перейти к изучению креативного человеческого капитала.
Креативный капитал – это способность не только воссоздавать в сознании окружающий мир, но и воспринимать его нестандартно, видеть возможности и скрытые проблемы, что позволяет генерировать новые знания и информацию; находить действенные решения в непростых условиях, обучаться и изменяться.
Еще не так давно творчество было сферой исключительно людей искусства и не имело никакого отношения к работе крупных компаний. В настоящее же время все больше и больше представителей как малого, так и крупного бизнеса используют стратегии раскрытия творческого потенциала своих сотрудников.
В поисках повышения конкурентоспособности компании стали задействовать гораздо более широкий спектр ресурсов. Кроме человеческого и акционерного капитала организации начали подсчитывать и искать свой креативный капитал – способность создавать новые идеи и извлекать из них ценность.
Все эти процессы привели к появлению нового класса в экономике – креативного класса. Впервые о его существовании заявил Р. Флорида в своей работе «Креативный класс. Люди, которые меняют будущее». Флорида отмечает, что «базой креативного класса является экономика… Креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности. Таким образом, в него входит великое множество работников интеллектуального труда, символических аналитиков, а также лиц свободных профессий и технических специалистов, но принципом объединения служит их реальная роль в экономике. Члены креативного класса обычно не владеют какой-либо существенной собственностью в материальном смысле. Их собственность, проистекающая из творческих способностей, не имеет физической формы, поскольку располагается буквально у них в мозгу» [7.С84].
Таким образом, креативный человеческий капитал является основным фактором эффективной социальной и экономической деятельности в современном обществе, характеризующимся непрерывным интеллектуально-инновационным развитием [8].
А теперь рассмотрим креативный человеческий капитал на примере США. В современном мире «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток, период «полураспада» навыков в наиболее наукоемких отраслях составляет менее 2,5 лет. Появление новых знаний приводит к смене бизнес среды, что заставляет меняться компании и работающих в них людей.
В соответствии с этим в США большое внимание уделяется переподготовке специалистов, для того чтобы навыки и уровень образования работников соответствовал требованиям современной экономики. Так как одной из особенностей американской экономики на сегодняшний день является несоответствие между набором навыков американской рабочей силы и требованиями рынка труда. Переподготовка, как звено непрерывного профессионального образования имеет вполне конкретную функцию - обновление, расширение профессионального профиля в рамках данной профессии в соответствии с требованиями изменяющегося производства. Преимущество профессиональной переподготовки рабочих в том, что она позволяет в сравнительно короткие сроки осуществить обновление знаний и повышение квалификации функционирующих рабочих.
Вторым, но не менее важным приоритетом, является развитие мотивации к обучению, для получения наибольшего эффекта от обучения необходимо убедиться, что работник руководствуется положительными мотивами и вместе с этим обучение будет полезным для организации.
Мотивация происходит следующим образом. После завершения обучения по одной специальности рабочему присваивается некоторое число баллов. Он может получить прибавку к зарплате, набрав соответствующую сумму баллов. При установлении размера заработной платы определяющими факторами выступают число освоенных «единиц квалификации», уровень мастерства по каждой из них, квалификация по освоенным специальностям.
В условиях глобализации мировой экономики особую роль занимает конкуренция на рынке труда, которая мотивирует работников накапливать новые знания. Ситуация в США обостряется и в связи с миграцией. США заинтересованы в экономическом росте и прогрессе, а также в увеличении производительности: делать больше с меньшими затратами. Рост производительности труда является ключом к долгосрочному экономическому росту и повышению уровня жизни. А квалифицированные иммигранты способствуют росту производительности труда. И поэтому государственная миграционная политика США направлена на привлечение лучших специалистов самых разных профессий из разных стран мира. Каждый год 675 тысяч иностранцев получают визы с правом на работу. Рассчитывать на такую визу может каждый квалифицированный представитель профессии, входящей в число наиболее востребованных в стране в данный период.
Анализирую ситуацию США при подготовке профессиональных кадров, следует отметить, опыт США показывает, что инвестиции в «человеческий капитал» на 25% выгоднее, чем привлечение в компанию подготовленного работника, окупаемость и рентабельность этих инвестиций достаточно высоки и, соответственно, степень риска низкая.
Многие из программ помогают работникам усовершенствовать свои навыки и добиться карьерного роста. Также в США имеется возможность наращивания потенциала своих работников изнутри путем инвестирования в «человеческий капитал» иммигрантов. Работодатели в партнерстве с образовательными учреждениями инвестируют в обучение рабочих-иммигрантов путем охвата секторов с нехваткой квалифицированных работников. Они также помогают раскрыть потенциал высококвалифицированных профессиональных иммигрантов, путем поддержки программ, которые снимают барьеры этих иммигрантов. Инвестиции в человеческий капитал, образование, навыки и языковую подготовку иммигрантов являются стимулом экономического процветания США в долгосрочной перспективе.
Таким образом, США испытывает спрос на работников с более высокой квалификацией и более высоким уровнем образования. Поэтому в настоящее время политика США направлена на формирование и становление креативного человеческого капитала.
Список литературы
1. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х., Глушко И.В., Городова Т.В., Курушина Е.В., Минакова И.В., Бурдейный А.А., Политова И.П., Фокина О.А., Шмакова М.В., Кузнецова Ю.А. Проблемы социально-экономического развития общества St. Louis, 2013-194c.
2. Касаева Т.В. Проблемы и особенности функционирования человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011.- 167с.
3. Касаева Т.В., Касаев А.Ю. Экономика эффективного человеческого капитала// В сборнике: Развитие экономики и менеджмента в современном мире Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 22-25.
4. Касаева, Т.В., Бондарская, Т.А. Креативный человеческий капитал как движущая силы современной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (130). – С. 51-56.
5. Касаева Т.В. Политэкономические императивы воспроизводства индивидуального человеческого капитала. Автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.01 / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2014.
6. Чикалов В. Инвестиции в образование – это инвестиции в будущее страны. [Электронный ресурс].- режим доступа: http://gazeta.aif.ru/online
7. Третьякова Т. И. Интеллектуальный капитал человека // ОАО «УРАЛСИБ» , 2013. С. 6-7
8. Дресвянников В.А., Лосева О.В. Экономический (предпринимательский) интеллектуальный капитал: понятие, структура, алгоритм управления. http://www.scientific-notes.ru/pdf/018-010.pdf.