Финансовый кризис и обострение проблемы дефицита бюджета обусловливают усиление интереса к налоговой политике как средству оптимизации доходной части бюджета. Можно проследить определенные циклы возрастания интереса к проблематике налога на имущество как элемента налоговой системы государства.
Причем циклический характер проявляется как в отношении налога на имущество физических лиц, так и в отношении налога на имущество юридических лиц.
Проанализируем существующий порядок уплаты и исчисления налога на имущество физических лиц на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также оценим поступления и задолженности налога на имущество физических лиц.
Органы власти округа приняли решение о применении с 1 января 2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы.. Учитывая, что налоговым периодом является календарный год, то впервые уплатить налог, рассчитанный по новым правилам с 01 января 2015 года, потребуется не позднее 01 октября 2016 года.
Рассмотрим налоговые базы за период с 2012 по 2014 год в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В данный период расчет налоговой базы осуществлялся исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Данных по налоговой базе за 2015 году, которая должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, пока нет в свободном доступе. В Табл.1 аккумулированы данные отчетов по налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за период с 2012 по 2014 года.
Таблица 1 Налоговая база по инвентаризационной стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра с 2012 – 2014г
|
Показатели |
2012 г., |
2013 г. |
2014 г. |
Абс. изм. 2014/ 2012 |
Относ изм. 2014/ 2012,% |
|
1. Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, тыс. единиц |
676,75 |
692,44 |
642,29 |
-34,46 |
-5,09 |
|
2. Количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов, тыс. единиц |
459,55 |
469,29 |
475,35 |
+15,80 |
+3,44 |
|
3. Количество строений, помещений и сооружений, по которым налог предъявлен к уплате, тыс. единиц, в т.ч.: |
337,72 |
342,55 |
332,65 |
-5,07 |
-1,50 |
|
-по объектам жилищного фонда |
315,10 |
318,59 |
308,68 |
-6,43 |
-2,04 |
|
-с инвентаризационной стоимостью до 300 000 рублей (включительно) |
97,06 |
92,88 |
85,13 |
-11,94 |
-12,30 |
|
-с инвентаризационной стоимостью свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) |
91,15 |
94,07 |
91,51 |
+0,36 |
+0,39 |
|
-с инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 рублей |
149,51 |
155,59 |
156,01 |
+6,50 |
+4,35 |
|
4. Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, тыс. руб. |
180342,23 |
188451,83 |
187599,78 |
+7257,55 |
+4,02 |
Из данных Табл.1 видно, что количество налогоплательщиков за рассматриваемый период уменьшилось на 5 %, но количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов увеличилось почти на 4,5 %. Наибольшее число составляют объекты налогообложения с инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 руб. Объекты с инвентаризационной стоимостью до 300 000 руб. и объекты в диапазоне от 300 000 до 500 000 руб. примерно находятся на одном уровне. Сказать о динамике показателей однозначно нельзя. Положительная динамика наблюдается только у группы объектов налогообложения с инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 руб. (+4.35%). Отрицательная динамика за рассматриваемый период наблюдается у группы объектов налогообложения с инвентаризационной стоимостью до 300 000 руб. (-12,3%).
Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является сбалансированным и относительно независимым от внешних источников. Доходы и расходы имеют устойчивую тенденцию роста.
Согласно отчету об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2014 год доходы бюджета составили 197 018 719,7 тыс. рублей, расходы - 184 362 621,0 тыс. рублей. Профицит бюджета автономного округа составил 12 656 098,7 тыс. рублей. Наибольшую долю доходов бюджета составляют налоговые доходы.
Далее перейдем, непосредственно, к оценке поступлений и задолженности налога на имущество физических лиц в данном округе. На основании отчетов о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации составлена Табл.2, где отражено начисление к уплате и задолженность налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре за 2013-2015 года.
Таблица 2 Начисление и задолженность налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по Ханты-Мансийскому автономного округу -Югре за 2013 - 2015 гг.
|
Показатели |
В 2013 г., млн. руб. |
В 2014 г., млн. руб. |
В 2015 г., млн. руб. |
Абс. изм. 2015/2013, млн. руб. |
Относ. изм. 2015/2013, % |
|
Начисление налоговых доходов всего в бюджет ХМАО-Югры |
1626053,34 |
1855091,52 |
1920573,22 |
+294519,88 |
+18,11 |
|
Начисление налогов на имущество физических лиц в ХМАО-Югре |
420,78 |
435,74 |
416,93 |
-3,85 |
-0,91 |
|
Задолженность по налогам и сборам всего в бюджете ХМАО-Югры |
9568,64 |
9638,81 |
10296,81 |
+728,17 |
+7,61 |
|
Задолженность по налогу на имущество физических лиц в ХМАО-Югре |
289,55 |
340,94 |
367,77 |
+78,22 |
+27,02 |
На основе данных Табл.2 видна динамика роста налоговых доходов в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. [7]
Таким образом, размер налоговых начислений в 2015 году вырос по сравнению с 2013 годом на 294519,88 млн. руб., что равно 18 %.
В 2014 году произошел рост налогов на имущество по сравнению с 2013 годом на 3,5%, но затем
произошел спад даже ниже первоначального уровня. Так по состоянию за 2015 год объем налогов на имущество физических лиц по сравнению с 2013 г. снизился почти на 1 %.
Размер задолженности по налогам и сборам согласно данным таблицы 7 в ХМАО-Югре в 2015 году вырос по сравнению с 2013 годом на 7,61 % (728,17 млн. руб.). Кроме того, наблюдается значительный рост задолженности по налогам на имущество физических лиц: с 2013 года задолженность возросла на 27%, что составило 78,22 млн. руб.
На Рисунке 1 мы отразили динамику изменения объема начислений налогов на имущество физических лиц и задолженности, а также их соотношение за период с 2013 по 2015 гг.
В целом изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с начала 2015 года, предусматривают новый порядок расчёта налоговой базы налога на имущество физических лиц: она будет определяться исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Помимо его индивидуальных характеристик ценовое влияние на кадастровую оценку оказывает ряд других факторов: экономическая ситуация в регионе, величина субъекта РФ, удалённость объекта от центра населённого пункта и др.
Рассмотрим проблемы и достоинства введения усовершенствованного налога на имущество физических лиц, и является ли это рациональным шагом в развитии налогообложения.
Во-первых, новый механизм взимания налога предполагает более справедливое налогообложение недвижимости.
Во-вторых, новый налог позволит увеличить объём поступлений в бюджеты муниципальных образований. Учитывая, что инвентаризационная стоимость нового жилья в многоквартирных домах в последнее время становится эквивалентной рыночной, применение новых процентных ставок позволит снизить налоговую нагрузку на собственников таких квартир.
Также к положительным моментам введения «нового» налога на недвижимость, бесспорно, можно отнести его отличительные особенности: методику расчета стоимости недвижимости, дифференциальный метод расчета размера налога, социальную составляющую, отчисления в региональные бюджеты.
Некоторые аналитики и специалисты рынка недвижимости и сферы налогообложения довольно критично относятся к введению нового налога на недвижимость, мотивируя это следующими аргументами:
1) Дополнительная финансовая нагрузка на малообеспеченных граждан, владеющих жильем в центральных районах крупных городов.
2) Несовершенство и неполнота единого кадастра недвижимости России.
3) Отсутствие единого подхода к классификации жилых и нежилых зданий и помещений.
4) Создание дополнительных условий для коррупции в регионах.
5) Создание предпосылок для переезда людей с небольшим уровнем доходов в отдельные районы (возникновение привилегированных кварталов и гетто).
Таким образом, «новый» налог несет и положительные, и отрицательные последствия.
В заключение хотелось бы отметить, что развитие имущественного налогообложения в РФ идёт в русле современной налоговой теории и мировой практики. Вступившие в силу изменения в налоге на имущество физических лиц позволят значительно пополнить местные бюджеты, что даст толчок к дополнительному развитию социальной, дорожной инфраструктуры и др.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СПС «Гарант».
2. Майбурова, И.А. / Налоги и налогообложение // -Изд- Юнити-Дана, -2012 г.,
3. Богуславская Н. – Налог на имущество физических лиц: проблемы и пути совершенствования // Вестник ХГАЭП, 2006 г., №2/
4. Жевакин С. Н. Общие проблемы налоговой системы в Российской Федерации // Государство и право. 2011. № 1.
5. Лермонтов Ю.М. – Тенденции развития налогового законодательства Российской Федерации // Экономика и жизнь, 2010 г., №3.
6. «Как рассчитывается налог на имущество физических лиц» // По материалам БСС "Система Главбух", 2016.
7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://www.nalog.ru/rn86/
8. Официальный сайт «Мониторинг Югра» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.monitoring.admhmao.ru/hmao