В настоящее время в условиях высокой конкурентной борьбы за ведущие места на рынке и утверждении нового типа экономики – «экономики знаний» в изучении экономических категорий предприятиями предпочтение отдается вопросам управления знаниями, его инструментарию и дальнейшим перспективам [3]. Знания определяют конкурентные преимущества и в совокупности с профессионализмом сотрудников ложатся в основу развития предприятия посредствам оперативного решения экономических, технических и организационных проблем [4].
По своей сути знание отличается от данных наличием структурности и активности, иными словами появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. Знание – это один из основополагающих ресурсов, на которых базируется деятельность любого предприятия, включающий в себя уникальный аккумулированный практический опыт специалистов и данные, используемые, циркулирующие и генерируемые в определённой организации.
Фундаментом для построения жизнеспособной системы управления знаниями является четкое представление о жизненном цикле (ЖЦ), который проходит знание на предприятие. На основе его можно разработать бизнес-процессы по управлению знаниями определенной организации.
Знание на предприятии проходит 7 последовательных этапов, которые представлены на Рисунке 1. Рассмотрим более подробно каждый из них с учетом соответствующего инструментария.
· Карта знаний организации – это графическое изображение с помощью визуальных средств (диаграммы, схемы и т. д.) того, где, у кого и какие знания находятся на предприятии [2]. Различают карту знаний специалиста и корпоративного знания: в первом случае это перечень требований к знаниям специалиста, работающего или планирующего работать на конкретной должности, в ней отражены все важнейшие процедуры управления знаниями, в которых участвует этот специалист; во втором случае – это формализованная и визуализированная структура распределения знаний в организации, которая строится на основе организационной структуры, то есть она содержит распределение элементов знаний по различным организационным объектам – функциям, процессам, организационным единицам и др.
· Единое информационное хранилище, представляющее собой предметно-ориентированную, интегрированную и содержащую историю, неизменяемую совокупность данных, целью которой является поддержка процесса принятия решений. Данный инструментарий активно применяется на предприятиях ОАО «РЖД» [1];
· Библиотека лучших практик – это по своей сути удачные типовые решения, уже опробованные на практике.
Далее следует этап, на который собственно направлена система управления знаниями, на распространение их среди сотрудников и постоянное использование знаний. Распространение осуществляется с помощью информационной системы и/или имеющихся материалов в случае формализованного знания или с помощью системы наставничества, корпоративных университетов – в случае персонализированных знаний. Стоит отметить, что целью управления знаниями является процесс создания корпоративной памяти, которая аккумулирует ценные знания предприятия и структурирует их в соответствии с критериями области применения и важности. Структура таких знаний может иметь следующий вид:
· Знания о клиентах;
· Знания о конкурентах (стратегии);
· Знания о выпускаемом продукте или услуге (занимаемое им место на рынке, соотношение цены- качества, степень удовлетворения потребности покупателя и т. д.);
· Знания о сотрудниках (мотивация, повышение квалификации, профессиональный уровень и т.д.);
· Знание о процессах (технологии, методы управления и т. д.).
Данное структурирование способствует распространению и использованию знаний на предприятии максимально эффективно и оперативно. Ускоряется трансфер знаний от сотрудника к сотруднику, появляется открытость потока знаний, и становится понятно, какими вопросами занимается тот или иной сотрудник и какими знаниями он обладает. На данном этапе активно применятся следующие инструменты управления знаниями:
· Обучение персонала, которое происходит через организацию различных семинаров, тренингов или же внутренних конференций;
· Программа наставничества заключается в том, что обучение новых сотрудников, иными словами распространение знаний происходит с помощью более опытных кадров через управление карьерой, развитие персонала;
· Сообщества практиков – это тематические форумы ведущих специалистов предприятия в своих областях;
· Центры знаний.
Завершающим этапом жизненного цикла знания является коррекция содержания и практики знаний, иными словами необходимо постоянно проводить в организации мониторинг результатов работы системы управления знаниями по выбранным центрам ответственности. И в случае выявления отклонений в функционировании системы необходимо внести соответствующие коррекции, в обратном случае – перенести опыт хорошей практики на остальные подразделения.
В заключение стоит отметить, что изучение вопроса управления знаниями на предприятии, а в частности жизненного цикла знания, способствует решению проблем, связанных с информационной перегруженностью (хранение и применение устаревших информационных ресурсов, трата значительной части рабочего времени на поиск необходимой информации и т. д.), затрудненной коммуникацией между подразделениями (дублирование должностных обязанностей сотрудниками) и неэффективным применением индивидуального и коллективного опыта (частые повторяющиеся ошибки в производственном процессе, появление лишней работы, слабая адаптация новых сотрудников и т. д.). Поэтому если предприятие планирует удерживать конкурентное преимущество, ему необходимо разработать и внедрить эффективную систему управления знаниями.
Список литературы
1. Дулецкий В.А. Единое корпоративное информационное хранилище МПС: взгляд с уровня дороги [Электронный ресурс] // Автоматика, связь, информатика. URL: http://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&id=5490 (дата обращения: 19.04.2016)
2. Духнич Ю. Карта знаний [Электронный ресурс] // URL: http://www.smart-edu.com/karta-znaniy.html (дата обращения: 19.04.2016)
3. Макаров В. В., Блатова Т. А. Информационно-коммуникационные технологии как индикатор развития экономики знаний // Российский гуманитарный журнал. 2014. №4 С.275-281.
4. Макаров В. В., Гусев В. И., Синица С. А. Методический подход к оценке информационных ресурсов // Информационные технологии и телекоммуникации. 2013. Вып. 3. С. 72–78.