Большая часть поступлений в доходную часть бюджета Российской Федерации поступает от внешней торговли энергоносителей. В Табл.1 представлены данные по экспорту Российской Федерации сырой нефти и природного газа в 2000 – 2014 годах.
Таблица 1
|
Годы |
Сырая нефть |
Природный газ |
||
|
Количество, млн. т. |
Стоимость, млн. долл. США |
Количество, млрд. куб. м. |
Стоимость, млн. долл. США |
|
|
2000 |
144,4 |
25271,1 |
193,9 |
16644,1 |
|
2001 |
164,5 |
24990,3 |
180,9 |
17770,0 |
|
2002 |
189,5 |
29113,1 |
185,5 |
15897,3 |
|
2003 |
228,0 |
39679,0 |
189,4 |
19980,9 |
|
2004 |
260,3 |
59044,4 |
200,4 |
21853,2 |
|
2005 |
252,2 |
83438,0 |
209,2 |
31670,5 |
|
2006 |
248,4 |
102282,9 |
202,8 |
43806,2 |
|
2007 |
258,6 |
121502,8 |
191,9 |
44837,4 |
|
2008 |
243,1 |
161147,0 |
195,4 |
69107,1 |
|
2009 |
247,5 |
100593,2 |
168,4 |
41974,4 |
|
2010 |
250,7 |
135799,3 |
177,8 |
47739,3 |
|
2011 |
244,5 |
181812,4 |
189,7 |
64290,1 |
|
2012 |
240,0 |
180929,7 |
178,7 |
62253,3 |
|
2013 |
236,6 |
173669,6 |
196,4 |
67232,3 |
|
2014 |
223,4 |
153887,9 |
173,3 |
52240,3 |
Энергоносители – общее понятие всех видов топлива. Их можно разделить на две большие группы. Первая группа - это традиционные источники энергии (газ, нефть, уголь, и. т. д.). Ко второй группе относятся альтернативные источники энергии (энергия воды, солнца, ветра, биомассы) – бурно развивающаяся в последнее время отрасль производства энергии. Основные агрегатные состояния энергоносителей – твердые, жидкие и газообразные.
Рассмотрим основные виды транспорта, которыми осуществляется транспортировка грузов.
Виды транспорта, их преимущества и недостатки, а также возможности применения того или иного вида для транспортировки энергоносителей представлены в Табл.2.
Таблица 2
|
Вид транспорта |
Преимущества |
Недостатки |
Использование для транспортировки энергоносителей |
|
Автомобильный транспорт |
1. Высокая скорость перевозки на короткие расстояния. 2. Низкая стоимость перевозки на короткие расстояния. |
1. Малая грузоподъемность. 2. Длительный срок перевозки на большие расстояния. |
Перевозка энергоносителей от портов и железнодорожных узлов к местам потребления. |
|
Железнодорожный транспорт |
1. Низкая себестоимость. 2. Большая пропускная способность. 3. Высокая стоимость транспортировки. 4. Безопасность и надежность. 5. Возможность транспортировки массивных и негабаритных грузов. 6. Минимальное негативное воздействие на окружающую среду. |
1. Отсутствие разветвленной железнодорожной сети в некоторых регионах Земного шара. 2. Разная ширина железнодорожной колеи в некоторых странах. |
Перевозка твердых и жидких энергоносителей на средние и большие расстояния. |
|
Воздушный транспорт |
Высокая скорость перевозки. |
1. Низкая грузоподъемность. 2. Высокая стоимость перевозки. 3. Невозможность перевозки крупногабаритных грузов. |
Нерационально использовать данный вид транспорта в качестве перевозчика энергоносителей. |
|
Морской транспорт |
1. Возможность перевозки крупногабаритных грузов. 2. Низкая себестоимость. |
1. Продолжительность перевозки. 2. Отсутствие речных и морских путей в некоторых частях земного |
Перевозка твердых и жидких энергоносителей на средние и большие расстояния. |
|
|
|
шара. |
|
|
Трубопроводный транспорт. Линии электропередач. |
1. Транспортировка на дальние расстояния. 2. Высокая скорость транспортировки. 3. Возможность функционирования в различных климатических зонах. 4. Возможность постоянного контроля. |
1. Опасность для окружающей среды. 2. Сложность прокладки в районах со сложным рельефом. 3. Высокая стоимость строительства. |
1. Использование трубопроводного транспорта для транспортировки жидких и газообразных энергоносителей. 2. передача электроэнергии по линиям электропередач. |
При транспортировке энергоносителей через таможенную границу необходимо производить таможенное декларирование товаров. Его порядок определен Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Таможенным Кодексом Таможенного Союза.
При экспорте энергоносителей используется трубопроводный транспорт и линии электропередачи. Общий порядок и особенности перемещения этими видами транспорта указаны в Главе 47 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
Таможенному декларированию подлежит ввезенное или вывезенное фактическое количество электрической энергии. Количество электрической энергии определяется на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии, актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки и других документов, подтверждающих фактическое перемещение электрической энергии, как сальдо-переток электрической энергии (алгебраическая сумма перетоков электрической энергии в противоположных направлениях по всем находящимся в работе межгосударственным линиям электропередачи всех классов напряжения) за каждый календарный месяц.
Рассчитанное значение сальдо - перетока корректируется на величину имеющих место при перемещении электрической энергии потерь электрической энергии в сетях в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами.
Для того чтоб определить какое количество товаров вывозится в соответствии с ТК ТС используются приборы учета, которые могут располагаться на территории таможенного союза, на месте пресечения таможенной границы так и в нее в соответствии с международным договором.
Так же для определения количества экспорта используются: договоры поставки, актов сдачи-приемки, сертификатов качества товаров и других аналогичных документов, подтверждающих адресное распределение объемов произведенных, поставленных и потребленных товаров, перемещаемых за расчетный период.
В заключение отметим, что совершенно не определен порядок перемещения через таможенную границу энергоносителей, выработанных на основе возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). В силу стремительного сокращения запасов традиционных источников энергии, задача производства энергии на основе ВИЭ станет первоочередной. Необходимо разработать такой порядок производства, транспортировки и перемещения энергии на основе ВИЭ, чтобы стимулировать ее производство на территории Российской Федерации, сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке энергоносителей, осуществлять экспорт таких энергоносителей.