В условиях интенсивного роста рынка логистических услуг, с одной стороны, а также осложнений в рыночной экономике, вызванных финансовым кризисом, с другой стороны, неуклонно встаѐт необходимость изменений и оптимизации различного рода логистических процессов. Многие предприятия сталкиваются с такими проблемами как:
- излишек товарно-материальных запасов,
- замедление оборачиваемости оборотных средств,
- недостаточный уровень сервиса,
- отсутствие удовлетворенности потребителей и другое.
Выходом из ситуации может стать пересмотр существующих методов управления в логистике и внедрение интегрированного логистического подхода.
Интегрированная логистика основана на функциональном принципе, когда все структурные подразделения участвуют в обеспечении жизненного цикла продукта, начиная разработкой идеи и заканчивая послепродажным сервисом. Интегрированная логистика с точки зрения экономической науки есть не что иное, как обеспечение движения продукции путѐм пошагового увеличения стоимости через последовательную и непрерывную цепь этапов такого движения. При этом каждый новый этап содержит в себе операции по повышению стоимости товара, услуги или работы для последующих потребителей. Задачей логистического управления в данном случае становится интеграция функций снабжения, производства и сбыта таким образом, чтобы достигнуть синхронизации товарных потоков.
При этом следует учитывать как вклад каждой логистической области в общую специализацию предприятия, так и умение высшего руководства осуществлять единое управление и координацию данных функциональных областей, рассматривая их как части единого интеграционного пространства.
Таким образом, интегрированная логистика в упрощенном виде имеет следующую структуру (Рисунок 1):
Рис.1. Упрощенная структура интегрированного логистического процесса.
Преимущества интегрированного подхода заключаются в следующем (Табл.1): Особенности интегрированного подхода в логистике.
Таблица 1 Особенности интегрированного подхода в логистике.
|
№ п/п |
Свойство |
Обоснование |
|
1 |
Дифференциация вопросов управления закупками, сбытом и производством |
Ликвидация разногласий между функциональными областями логистики и отвечающими за них подразделениями предприятия |
|
2 |
Устранение нестыковок между производством и маркетингом |
Минимизация возможных противоречий и несогласованности действий |
|
3 |
Единообразие информационной базы |
Создание упорядоченной системы информационных потоков |
|
4. |
Создание общей логистической базы |
Координация функций различных функциональных подразделений, областей и звеньев логистической системы |
1. Формирование логистического видения у сотрудников предполагает следующее:
- компетенция менеджмента всех уровней в области интеграции и связанных с нею понятий общих усилий, экономичности, управляемости;
- информированность работников предприятия, основанная, прежде всего, на возможности оперативного доступа к комплексу информации.
2. Формирование логистической инфраструктуры базируется, в первую очередь, на том, что все структурные подразделения предприятия являют собой интегрированные элементы в общей структуре логистической системы организации.
Понятие инфраструктуры лежит в основе логистической системы и состоит из следующих аспектов (Табл.2):
Таблица 2 Логистическая инфраструктура.
|
№ п/п |
Группа |
Объекты |
|
1 |
Области логистики |
- транспортная - информационная - финансовая и др. |
|
2 |
Функции логистики |
- управление запасами - вопросы снабжения - грузопереработка и др. |
|
3 |
Подразделения |
- отдел сбыта - отдел обслуживания клиентов - производственный отдел и др. |
|
4 |
Взаимосвязь с другими областями |
- маркетинг - информационное обеспечение - продажи и др. |
|
5 |
Связи с контрагентами |
- поставщики - агенты - дилеры и др. |
|
6 |
Географическая структура |
- подразделения - филиалы - магазины и др. |
Интегрированная логистика способствует повышению качества работы предприятий во многих областях их деятельности: удовлетворение потребителей, снижение затрат, создание оптимальных цепочек поставок, преодоление разногласий между подразделениями и отдельными предприятиями, объединение интересов различных сфер деятельности и многое другое. Таким образом, интегрированная логистика – это качественно новая стратегическая система, столь необходимая в современных условиях.
Интегрированный подход строится на следующих принципах:
1. Осознание роли рыночных механизмов в логистике как инструмента повышения конкурентоспособности предприятия и его развития на данном рынке.
2. Развитие логистических сетей как новой формы организации, учитывающей тенденции и перспективы интеграции субъектов логистических цепочек товародвижения.
3. Использование технологических возможностей в сфереинновационных информационных технологий, которые позволят применять новейшие формы управления различными процессами и операциями производственно-коммерческой деятельности.
Интегрированная логистика, как уже упоминалось выше, задействует несколько уровней управления, вплоть до объединения организаций в логистические сети, обеспечивающих для своих участников огромные преимущества в рамках постоянно меняющегося рынка. Так, предприятия-участники логистической сети получают возможности:
- снижения рисков в системе,
- уменьшения общих затрат,
- повышения качества работы на рынке,
- уменьшения конкуренции,
- стабильности фондов,
- максимизации прибыли,
- сохранности ресурсов,
- повышения эффективности управления и другие.
Таким образом, говоря о внедрении интеграционного подхода в логистических системах предприятий, можно надеяться, что это позволит как самим предприятиям упрочить своё место на рынке, повысив эффективность их работы по ряду критериев, так и будет способствовать общему становлению интегрированной логистической системы, позволяющей эффективно реализовывать более масштабные цели и стратегии государства и бизнеса в целом.