04 сентября 2016г.
Тюбинг (англ. tubing, от tube — труба) — элемент сборного крепления подземных сооружений (шахтных стволов, тоннелей и проч.). Наиболее распространены тюбинги тоннельной обделки, обычно кругового очертания. Тюбинги изготовляют из металла (чугуна, стали), железобетона. Тюбинги являются отдельными сегментами тоннельного кольца. Каждое такое кольцо состоит из ключевого сегмента, двух смежных и нескольких нормальных сегментов. Кольца собираются в тюбинговую крепь. Для герметизации фиксированных швов чугунной тюбинговой крепи в шахтах, тоннелях в качестве чеканочного материала используются свинцовая проволока, эллиптического поперечного сечения. Чеканка швов железобетонной обделки производится расширяющимся цементом. В частности, тюбинги применяются при строительстве и являются частью конструкций метрополитена. [1]
При строительстве или ремонте крупных железобетонных или металлических водоводов (дюкеров), тоннелей, метро, стволов шахт и др., между элементами конструкций (кольца, тюбинги, блоки), в период эксплуатации возникают вибрации и подвижки (расхождения и сужения элементов). В качестве уплотнений в деформационных и податливых швах, применяются резиновые прокладки кулачковая резина, шпонки, рамки и др. Однако со временем (через 2-3 года) они теряют эластичность, карбонизируются, трескаются и легко пропускают воду.
Предлагается использовать более надежный материал выпускаемый ООО НПП «Графпласт» - набухающие компенсаторы.
ООО НПП «Графпласт» для качественной и надежной гидроизоляции производит гидроактивные, набухающие компенсаторы из Графпласт™ К, которые специально предназначены для устройства герметизации и гидроизоляции антисейсмических, деформационных и податливых
швов,
раскрываемостью
и сжимаемостью от 200 до 500% в сборных железобетонных и стальных конструкциях, подверженных вибрациям, сейсмическим и тектоническим сдвигам и гидроударам.
Преимущество компенсаторов и профилей Графпласт К
1.
Они не гниют, не усыхают и не карбонизируются;
2.
Механическая прочность в 30 раз выше, чем у инъектируемого материала;
3.
Возможность герметизации при постоянном поступлении воды (активные протечки);
4.
Технологичность, простота и легкость установки приклеиванием или запрессовкой;
5.
Увеличиваются в объеме в два раза за 12-24
часа, в 3,5 раза — за 3 суток;
6.
Масса компенсатора состоит из закрытых пор. Он уже прошел период усадки и работает только на набухание;
7.
Многообразие форм и конфигураций, дает возможность устанавливать их в любые стыки, примыкания и сопряжения в конструкциях;
8.
Высокая механическая прочность полиуретановых изделий позволяет выдерживать различные нагрузки, возникающие в процессе работы;
9.
Компенсаторы, профили сохраняют упругость, эластичность и прочность в период расширения;
10. Легко склеиваются, с бетоном и между собой на пересечениях однородным, по составу материалом;
11.
|
В отличие
от шпонок не вовлекают воздух в
шов;
|
|
12.
|
Температурный диапазон работы от –60 —
+110ºС;
|
|
13.
|
Многократность циклов набухания-высыхания без изменения свойств;
|
| |
14.
Механизм герметизации основывается на закупорке набухающим компенсатором шва и давлением на его стенки;
15.
Ресурс долголетия более 30 лет. [2]
Уникальной особенностью набухающих изделий является то, что защитой от воды является сама вода, которая проникая
в материал компенсатора,
капсулируется, увеличивает
его объем
и «запирает» деформационный шов. Суспензия из «Графпласт™ К», выполняющая роль
водостойкого соединения
(клея), прочно «сваривает» изделие с бетоном. При расхождении
стыков
шва
(до 500 %) изделие растягивается, не теряя герметичности и контакта с герметизируемыми поверхностями. При сужении шва происходит процесс сжатия компенсатора.
Способность изделий из «Графпласт™ К» к
восстановлению и «лечению», позволяют в процессе эксплуатации следить за состоянием антисейсмических деформационных швов и, в случае протечек и разуплотнения, производить замену участков компенсатора. Работы по герметизации проводятся при сухом
и мокром бетоне.
Традиционные уплотнители используемые для гидроизоляции и уплотнения тюбингов при строительстве стволов шахт и тоннелей метрополитена (резина Хорольского), в виде лент, жгутов не приклеиваются к поверхности бетона с достаточной адгезией. При таком способе между резиной и бетоном, на границе раздела фаз, возможно образование воды, просачивающейся сквозь волосяные трещины. При контакте с агрессивной водой, растворами солей, резина карбонизируется, теряет упругость, эластичность
и становится хрупкой. Резина несет скорее технологическую, а не гидроизоляционную функцию и может лишь временно (на момент монтажа) остановить протечки.
Рамка-компенсатор из «Графпласт К» приклеивается к бетону суспензией Графпласт К, материала однородного по составу с компенсатором.
Монтаж тюбингов, обрамленный рамкой-компенсатором, ничем не отличается от обычного монтажа. При хорошем качестве бетона склейку можно исключить.
Большое различие и преимущество состоит в том, что после установки тюбингов и поступлении воды в фиксированные или деформационные швы, рамка-компенсатор самоуплотняется в шве, заполняя свободное пространство, и запирает шов своей эластичной, каучукоподобной и упругой массой.
Практически исключается гидроизоляция чеканочной канавки, так как основную функцию гидроизоляции выполняет набухающий компенсатор-рамка.
Работы проводятся в любых погодных условиях (дождь, снег, мороз). В отличие от зарубежных аналогов гидрофильных, расширяющихся резин и глин, которые не используются в подвижных и деформационных швах, компенсаторы из «Графпласт К» специально созданы для деформационных, температурных и антисейсмических швов. [2]
Список литературы
1. Электронный ресурс Википедия. https://ru.wikipedia.org/
2. Электронный ресурс. Информационный портал Proektstroy.ru
http://www.stroyca.ru/publications/view/8743