Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕНДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ ПО ШИРИНЕ ВЕНЦОВ В ЗУБЧАТЫХ ЗАЦЕПЛЕНИЯХ ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН

Авторы:
Город:
Ханты-Мансийск
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2016г.

В трансмиссиях  современных транспортных и технологических  машин широкое применение находят планетарные передачи типа 2К-Н. Практически повсеместно они используются в конечных редукторах, работающих в широких силовом и скоростном диапазонах при нестационарных режимах нагружения.

Известно, что выносливость зубчатых колес планетарных передач зависит от контактных напряжений и напряжений изгиба в зубьях, на величины которых влияют нагрузки, действующие в зацеплениях, и их распределение по ширине венцов. Причиной возникновения неравномерного распределения нагрузки по ширине венцов являются взаимные смешения зубчатых колес в общей нормальной и общей касательной плоскостях.

Характерной особенностью функционирования конечной планетарной передачи является то, что ее водило нагружается значительной по величине радиальной силой, которая зависит от передаваемого крутящего момента и носит переменный характер. Под действием радиальной силы могут происходить деформации деталей корпуса и в результате этого перемещения опор водила, ведущие к дополнительным взаимным отклонениям зубчатых колес в общей нормальной, общей касательной и торцовой плоскостях. Таким образом пeременные крутящий момент и радиальная сила обуславливают переменный характер распределения нагрузки по ширине венцов.

В методических рекомендациях МР 104-84 ―Передачи зубчатые, планетарные с цилиндрическими колесами. Расчет на прочность передач основных  типов‖[2] приводятся рекомендации  по расчету значений коэффициентов, учитывающих распределение нагрузки по ширине венцов в зависимости от углов взаимного перекоса зубьев и деформации скручивания колес. Величины углов перекоса рекомендуется определять с учетом отклонения размеров деталей от номинальных значений, а также деформаций деталей. Значения коэффициентов, учитывающих распределение нагрузки по ширине венцов принимаются постоянными. В технической литературе [3] содержатся рекомендации по определению величин таких углов, но в них не учитывается действие, оказываемое радиальной силой. В связи с этим возникает необходимость оценивать влияние радиальной силы, нагружающей водило, на распределение нагрузки по ширине венцов, а также учитывать их переменный характер при расчете зубьев колес на выносливость.

Многообразие факторов, влияющих на распределение нагрузки по ширине венцов, а также взаимосвязи между этими факторами обуславливают комплексный характер рассматриваемой задачи. Схема перекосов зубчатых колес планетарной передачи типа 2К-Н при нагружении водила радиальной силой представлена на Рисунке 1. Нагружение водила радиальной силой картере и крышке картера, реакций R1  и R2 Ph  приводит к возникновению в опорах, расположенных в

R1  = Ph (a + b) / b ,


R2  = Ph a / b ,                              (1), (2)


где а - расстояние между точкой приложения радиальной силы и серединой опоры водила в картере, м; b - расстояние между серединами опор водила в картере и крышке картера, м.

 Картер и крышка картера нагружаются соответственно радиальными силами P1   и P2 , равными по величине реакциям в  опорах, но противоположными им по направлению, то есть P1 = R1 , P2 = R2 . Под действием  радиальных  сил P1 ,  и      P2 возникают  радиальные  деформации  картера,  крышки  картера  и установленных в них подшипников, которые приводят к перемещениям осей опор соответственно на величины D1   и D 2 . Водило перекашивается при этом относительно первоначального положения на угол  g h   (в первоначальном положении оси зубчатых колес и водила принимаются между собой параллельными). Совместно с водилом перекашивается каждый сателлит на угол g h .

Температуры деталей рассматриваемых планетарных передач не превышает в рабочем состоянии +80ºС, поэтому влияние температуры на деформации деталей и изменение радиальных зазоров в подшипниках, а также между их обоймами и сопрягаемыми деталями не учитывается. Величины перемещений осей опор водила в картере и крышке картера могут быть представлены в виде












где

aa - расстояние между серединными плоскостями зубчатого венца и шлицев плавающей солнечной шестерни, мм.;

g Fa - угол отклонения зубьев солнечной шестерни от заданного направления;

Da- g -   боковой зазор в зацеплениях солнечной шестерни с сателлитами.

Таким образом, установлено:

-    распределение нагрузки по ширине венцов в зацеплениях неплавающей эпициклической шестерни с сателлитами зависит от взаимных перекосов, обусловленных отклонениями размеров деталей от номинальных значений, деформацией взаимного смещения щек водила и нагружающей его радиальной силой, также на распределение нагрузки оказывает влияние угловое положение сателлитов по отношению к направлению действия радиальной силы;

-     в случае плавающей эпициклической шестерни на распределение нагрузки по ширине венцов, а зацеплениях ее зубьев с зубьями сателлитов влияют перекосы, обусловленные отклонениями размеров деталей от номинальных значений, деформацией взаимного смещения щек водила и перемещениями эпициклической шестерни относительно продольной оси при выравнивании нагрузки между сателлитами;

-   распределение нагрузки по ширине венцов в зацеплениях солнечной шестерни с сателлитами зависит от взаимных перекосов, обусловленных отклонениями размеров деталей от номинальных значений, деформацией взаимного смещения дек водила и перемещениями солнечной шестерни относительно продольной оси при выравнивании нагрузки между сателлитами.







Список литературы

1.     Биргер И.А., Шорр Б.Ф.,  Иосилевич Г.Б. Расчет на прочность деталей  машин. Справочник. 3-е изд. перераб. – М.: Машиностроение, 1979. – 702 с.

2.     Передачи зубчатые планетарные с цилиндрическими колесами : Расчет на прочность передач основных типов : Методические рекомендации MP 104-84.: ВНИИМАШ. ГОССТАНДАРТ, 1984.- 192 с.

3.     Планетарные передачи. Справочник. Под ред. В.Н. Кудрявцева и Ю.Н. Кирдяшева. – Л.: Машиностроение, 1977. – 536 с.

4.     Часовников Л.Д. Передачи зацеплением. Зубчатые и Черевячные. – М.: Машгиз, 1969. – 487 с.