04 ноября 2017г.
Реализация любых мероприятий в области совершенствования эффективности функционирования дорожно-транспортного комплекса городов невозможна без создания эффективно функционирующей системы. Для создания качественных инструментов выработки управленческих решений по формированию эффективной, безопасной и устойчивой транспортной системы города необходимо решить три задачи:
- создать модель транспортного спроса;
- создать модель транспортного предложения;
- разработать систему мониторинга состояния и условий движения улично-дорожной сети.
Оценка состояния и условий движения на улично-дорожной сети – необходимый этап при создании системы моделирования и прогнозирования транспортных потоков, параметров транспортной безопасности.
Система мониторинга состояния и условий движения на улично-дорожной сети города включает себя:
- анализ количественного состава и технического состояния парка АТС города;
- анализ режимов работы улично-дорожной сети города с использованием современных геоинформационных систем.
Анализ режимов работы улично-дорожной сети города проводится отдельно по четырем группам перегонов города:
1) участки УДС городского центра (зона А);
2) участки УДС в центральных районах города, прилегающих к городскому центру (зона В)
3) участки УДС в удаленных районах (зона С);
4) участки УДС на въездах и выездах из города.
При этом исследуется суточная интенсивность транспортных потоков, недельные и сезонные колебания интенсивности, структура и скоростные параметры транспортных потоков.
Существует несколько подходов к решению задач по построению систем мониторинга состояния и режимов функционирования дорожно-транспортного комплекса:
- оптимизация объемов дорожного движения путем рационального землепользования и размещения объектов массового посещения со специализацией улиц и дорог по функциональному назначению;
- сбалансированное использование общественного транспорта противовес личному транспорту;
- совершенствование методов управления дорожным движением;
- перераспределение объемов дорожного движения при помощи фискальных и административных механизмов;
- повышение транспортной культуры населения и стимулирования развития немоторизированных видов передвижения;
- проведения анализа использования территории с точки зрения ее потенциала и возможностей в удовлетворении транспортных возможностей населения.
Все работы по сбору информации о параметрах транспортного планирования (ТП) необходимо проводить с учетом динамически меняющейся ситуации на УДС города. Способы получения данных и список поставщиков получения информации по каждому показателю представлены в таблице 1.
Для каждого показателя разработана структура БД хранения информации и способы ее отображения на электронном плане города средствами ГИС и программного модуля «Транспортные потоки».
Таблица 1. Периодичность проведения работ по мониторингу транспортных потоков, способ получения данных и список поставщиков информации
Показатель
|
Единица
измерения
|
Метод сбора
информации
|
Место сбора
информации
|
Периодичность
|
Поставщик
информации
|
Интенсивность
движения (суточные колебания)
|
Авт./мин.
|
Исследования с
помощью датчиков пассажиропотока
|
280 узловых
точек УДС города
|
1 раз в 3 года
|
Определяется
на конкурсе среди организаций дорожной отрасли
|
Интенсивность
движения (недельные колебания)
|
Авт./мин.
|
Исследования с
помощью датчиков пассажиропотока
|
6 узловых точек
УДС города
|
1 раз в год
|
Интенсивность
движения (суточные колебания)
|
Авт./мин.
|
Исследования с
помощью датчиков пассажиропотока
|
6 узловых точек
УДС города
|
Ежегодно
|
Суточная
интенсивность структурированн ого транспортного потока (ЛК, ГР автом.)
|
Авт./мин.
|
Исследования с
помощью датчиков пассажиропотока
|
280 узловых
точек УДС города
|
1 раз в 3 года
|
Суточная
интенсивность движения общественного транспорта
|
Ед./мин.
|
Отчетно-
статистические данные
|
Маршруты
движения
|
Ежегодно
|
Министерство
транспорта Департамент дорог и
транспорта
города
|
Схема
|
-
|
Исследования
|
с
|
Узлы
|
и
|
Ежегодно
|
Дирекция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
организации
движения в узле (разрешенные направления движения)
|
|
помощью датчиков
пассажиропотока и отчетно- статистических данных
|
перекрестки на
УДС города
|
|
дорожного
движения города
|
Схема
организации движения на перегоне (одностороннее движение, ограничение скоростного режима, стоянки и т.п.)
|
-
|
Отчетно-
статистические данные
|
На перегонах
|
Ежегодно
|
Дирекция
дорожного движения города
|
Схема
расстановки светофоров Тип светофора
|
-
|
Отчетно-
статистические данные
|
Узлы и
регулируемые перекрестки на УДС города
|
Циклы и фазы
светофорного регулирования
|
С
|
Отчетно-
статистические данные
|
Узлы и
регулируемые перекрестки на УДС города
|
Средняя
скорость транспортного потока (суточные колебания)
|
Км/ч
|
Аэрофотосъемка,
передвижные лаборатории
|
На перегонах
|
1 раз в год
|
Определяется
на конкурсе среди организаций дорожной отрасли
|
Средняя
суммарная задержка транспорта
|
С
|
Передвижные
лаборатории
|
Количество ТС
припаркован- ных вне мест постоянного хранения в течении дня
|
Ед.
|
Космические
снимки, электронные датчики слежения
|
УДС города
|
Ежегодно
|
Количество ТС
одновременно передвигаю- щихся по магистралям города
|
Ед.
|
Космические
снимки, электронные датчики слежения
|
Таким образом, развитие нормативной базы и стандартов является необходимой предпосылкой развития городского, регионального и национального транспортного планирования на основе моделей в России.
Список литературы
1. Куфтинова Н.Г., Боровков А.О. Анализ транспортных потоков с помощью программных средств имитационного моделирования // XVII Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Теория и практика применения информационных технологий впромышленности, строительстве и на транспорте» // Автоматизация и управление в технических системах. – 2017. – № 2. URL: auts.esrae.ru/23-460
2. Куфтинова Н.Г. Технология динамической пакетизации автоматизированного диспетчерского управления городским пассажирским транспортом // Организация и безопасность дорожного движения: Материалы X международной научно-практической конференции, 16 марта 2017 г. В 2 т. / отв. редактор Д. А. Захаров. – Тюмень: ТИУ, 2017. Т. 1.– 494 с
3. Якубович А.Н., Куфтинова Н.Г., Рогова О.Б., Информационные технологии на автотранспорте учебное пособие Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2017 г., 252с. ISBN: 978-5-7962-0214-2