Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 марта 2016г.

Укрепление экологической безопасности страны требует значительных затрат на проведение мероприятий по охране природы. Проблемы оценки экономической и социальной эффективности инвестиций в природоохранную сферу еще недостаточно разработаны. В самом общем виде особенности измерения эффективности инвестиций природоохранных мероприятий могут быть сформулированы следующим образом: эффективность затрат на охрану окружающей среды выражается в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения окружающей среды; эффект от природоохранных мероприятий имеет четко выраженный региональный характер; социальный эффект не всегда поддается стоимостной оценке, то есть не может быть измерен.

Все это во многом предопределяется эффективностью работы системы мониторинга, которая должна определять возможные отказы техногенных объектов [1, 2] для их предотвращения, предупреждения и ликвидации ремонтно-строительными работами. Поэтому систему мониторинга необходимо проектировать заранее и совершенствовать по мере практического использования.

Экономическая эффективность затрат на охрану природы определяется путем отнесения величины первичных эффектов к вызвавшим их затратам. В свою очередь первичные эффекты рассчитываются по разности показателей отрицательного воздействия на окружающую среду и по разности показателей состояния окружающей среды до и после проведения мероприятий.

Проблема обеспечения экологической безопасности линейной части магистральных нефтепроводов связана со значительным ростом затрат на восстановление природной среды после аварийных выбросов нефти и нефтепродуктов. Поэтому нефтетранспортные предприятия начали проводить исследования в области обеспечения экологической безопасности путем создания запасов необходимых для ликвидации последствий аварий материально-технических ресурсов, что связано с определенными затратами.

Запасы материально-технических ресурсов в системе экологической безопасности нефтетранспортных предприятий следует рассматривать в двух аспектах: управленческом и технологическом. Оба аспекта должны быть информационно обеспечены и компьютеризированы. Контроль и отслеживание этих аспектов должен обеспечить мониторинг, который  надо  запроектировать. Эффективность мониторинга  и принимаемых с  его помощью  природоохранных  мероприятий  оценивается  с  помощью  технико-экономических  показателей (количество материально-технических ресурсов, их тип, сроки проведения аварийно-восстановительных работ и т.д.), что в свою очередь позволяет существенно сократить продолжительность и объем ремонтно-строительных работ. Организация управления запасами материально-технических ресурсов в количественном выражении относится к организационному управлению; совершенствование технологий информационного обеспечения и планирования эффективного использования имеющихся ресурсов - к технологическому направлению.

Нефтетранспортное предприятие, эксплуатирующее данный магистральный трубопровод, представляет собой целостную единицу процесса планирования и контроля. Во многих исследованиях основное внимание уделяется операциям, связанным с входом и выходом материалопотока; в других интерес сконцентрирован на деталях прохождения продукта внутри предприятия или склада. В нашем случае ведущими факторами управления будут являться: количество материально-технических ресурсов и время их доставки к месту ликвидации последствий аварийных выбросов нефти или нефтепродуктов. При этом экономические показатели выступают в роли критериев по отношению к строительно-техническим решениям в области природоохранной деятельности.

Процесс материально-технического снабжения в нефтяной отрасли требует соблюдения максимальной экономии финансовых и материальных затрат. Эта проблема связана со значительным ростом затрат на содержание запасов. На современном этапе формирования рыночных отношений в нефтяной отрасли необходимо использовать научный  подход  к планированию, контролю и управлению запасами материально- технических ресурсов с целью обеспечения экологической безопасности эксплуатации систем магистральных нефтепроводов. К основным проблемам в рассматриваемой области знаний следует отнести возможность определения необходимого количества запасов материально-технических ресурсов, обладающих определенными технологическими свойствами.

Комплексный анализ определенного типа запасов материально-технических ресурсов позволяет определить пропорции системы обеспечения экологической безопасности и эффективность стоимостных характеристик этих пропорций. Результатом такого анализа является повышение эффективности деятельности нефтетранспортного предприятия, поскольку использование ресурсов осуществляется в нужное время, в определенном месте и в необходимых количествах. А поскольку производственная деятельность, связанная с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, обуславливает неизбежное изменение показателей качества окружающей среды, так как невозможно исключить возможность отказа и выхода конкретного фактора за пределы зоны оптимума, наилучшая организация запасов материально-технических ресурсов позволит предотвратить значительный экологический ущерб, сведя его к минимальному. Проблема надежности трубопроводных систем по функциям экологической безопасности становится весьма актуальной.

Для оценки влияния нефтепромышленного антропогенеза на экологическое равновесие в природе, определяющего экологическую безопасность реальной геотехнической системы, необходимо использовать как минимум четыре группы количественных критериев: абсолютные потери окружающей среды, выражаемые в конкретных единицах измерения; компенсационные возможности экосистемы, характеризующие ее восстанавливаемость в естественном и искусственном режимах; опасность нарушения природного баланса, определяющую вероятность возникновения необратимых потерь и локальных экологических смещений; уровень концентрации экологических потерь, характеризующийся масштабом воздействия промышленного техногенеза на окружающую среду.

Экономический риск [3, 4], характеризуемый совокупным ущербом и потерями, вызванными различными техногенными причинами, рассматривается в следующих основных вариантах: оперативная оценка ущерба в случае произошедшего отказа или аварии; определение ожидаемого ущерба, т.е. прогнозируемого с учетом вероятности возникновения аварийных ситуаций и их последствий.

Рассмотрев экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий, необходимо определить цели, проанализировать стратегии, задачи и практику, исследовать данные воздействия на окружающую среду, при этом должны быть использованы определенные технико-экономические, экономико-математические и вероятностно-статистические методы.

 

Список литературы

1.     Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 682 с.

2.     Вайншток С.М. и др. Технологические регламенты (стандарты организации) Акционерной компании по транспорту нефти Транснефть. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность объектов магистральных нефтепроводов. Товаротранспортные и учетные операции. - М.: Недра-Бизнесцентр, т. 6-7, 2006. - 725 с.

3.     Вишняков Я.Л., Раздаев Н.Н. Общая теория рисков. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

4.     Качалов Р.М. Управление экономическим риском. Теоретические основы и приложения. - М.: Нестор- История, 2012. - 248 с.