Классическая монопланная конструктивно - силовая схема (КСС) летательного аппарата (ЛА) уже почти доведена до совершенства и вероятность новых существенных прорывов в улучшении ее характеристик невелика, тогда как многие иные КСС, сегодня уступающие классической схеме по ряду параметров, имеют существенно больший диапазон возможных базовых и параметрических усовершенствований. В настоящее время в ведущих авиационных центрах мира исследуются новые проекты ЛА неклассического облика, многие из которых будут обладать свойством адаптации к режимам полета, вплоть до преобразования внешнего облика.
Одной из наиболее перспективных концепций конструктивно-силовой схемы (КСС) является ЛА с замкнутой системой несущих поверхностей [1,2,3]. При поиске оптимальной компоновки в этом классе ЛА возникают сложные проблемы, связанные с наличием интерференции аэродинамических поверхностей и их взаимным влиянием через скосы потока. На начальном этапе проектирования конструкции необходимо определить: удлинение, сужение, стреловидность, поперечное V, выносы продольной и вертикальной осей верхнего и нижнего крыла, а также углы установки крыльев относительно продольной оси, профили и крутку верхнего и нижнего крыла.
1. Оценка веса крыла
Оценка веса продольного силового набора конструкции крыла Gкр, воспринимающей изгиб, а это основная составляющая веса, на значение которой можно эффективно воздействовать, может быть выполнена посредством интегрирования значений изгибающего момента (в общем случае его модуля) и соответствующих характеристик крыла вдоль его осевой линии:
При изготовлении конструкции из алюминиевого сплава Д16 уровни весового совершенства моноплана и самолета с замкнутым крылом приблизительно совпадают, поскольку уровень действующих напряжений в крыле невысок и потребные толщины элементов меньше технологических ограничений.
Таблица 1
Основные характеристики ЛА.
|
Длина самолета, м |
7,25 |
|
Размах, м |
10,3 |
|
Площадь крыльев, кв.м |
14 |
|
Удлинение переднего крыла |
16 |
|
Удлинение заднего крыла |
12 |
|
Аэродинамическое качество |
20 |
|
Взлетный вес макс, кг |
2310 |
|
Платная нагрузка, кг |
590 |
|
Скорости, км/ч. взлетная |
135 |
|
посадочная |
128 |
|
крейсерская |
450 |
|
Дальность полета, км |
5000 |
На этапе аванпроекта рассмотрено 10 возможных компоновок проекта. Исследование силовых конструкций в балочной идеализации на основе оптимизационного комплекса позволило сопоставить различные силовые компоновки ЛА по суммарным весовым характеристикам и деформациям и выбрать лучшую, облик которой представлен на рис. 3. Замкнутая система крыльев предоставляет большие возможности для воздействия на напряженно-деформированное состояние (НДС) конструкции путем вариации заделок, установки шарниров, механизмов силового нагружения, разгрузки и перекоса системы.
1. Эффект аэроупругого управления
Большой интерес вызывают результаты анализа вариации круток сечений переднего крыла (ПК) и заднего крыла (ЗК). На ПК крутки под нагрузкой были отрицательными с максимальными значениями до 4°, на ЗК положительные до 6°. Обнаружена - возможность данной несущей системы быть основой для создания аэроупругого механизма обеспечения продольной устойчивости ЛА в полете.
Замкнутая система крыльев, идеализированная в форме балочной расчетной схемы, представляет собой 6 раз статически неопределимую систему, которая может продолжать нести нагрузку при “врезке” в нее шарниров с согласованной ориентацией, снимающих несколько степеней свободы. Указанные шарниры допускают определенные линейные и вращательные степени свободы взаимных перемещений ветвей конструкции, и позволяют вводить по этим направлениям усилия извне. Число рациональных сочетаний шарниров и зон их расположения на крыле достаточно велико, что позволяет решать многие технические задачи.
Было посчитано несколько вариантов конструкции с разными модулями упругости материалов и типами защемления корневых отсеков несущих поверхностей, полученные результаты исследования позволяют говорить о возможности использования аэроупругого принципа создания продольной устойчивости этих компоновок ЛА, как о конструктивной особенности, присущей замкнутому крылу.
Список литературы
1. Новосельцев С.В., Семенов В.Н. Исследование аэродинамических и прочностных характеристик самолета с замкнутой бипланной системой крыльев // - М.: ТВФ, N 7, 1984. – С. 1-5.
2. Semenov V.N. A comparison of the weight ration of the airframe designs of aircraft with a cantilever wing and with a closed wing system. // NASA TM-77842. Apr.1985.
3. Wolkovitch J. The Joined Wing: An overview.// Journal of Aircraft, v. 23, No. 3, 1986. - pp. 161-178.