В последние два десятилетия возросло применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в различных целях. Их применение обуславливается простотой обслуживания, отсутствием необходимости подготовки лётного состава и аэродромной инфраструктуры, сравнительно низкой стоимостью самих аппаратов и их обслуживания. Всё большее распространение БПЛА требует создание серийной технологии с применением современного оборудования и программного обеспечения. В настоящей работе рассмотрено изготовление формообразующих оснасток для деталей беспилотника, имеющих сложную форму, с применением современных программных комплексов.
Существующая конструкция центроплана БПЛА (Рисунок 1, а) состоит из деталей обшивки и каркаса (Рисунок 1, б). Все соединения являются клееными.
интегральностью и при этом не терять в технологичности. Одним из эффективных путей снижения цикла изготовления композитных конструкций является повышение степени их интегральности, которая подразумевает объединение нескольких деталей в одну. Основными преимуществами интегральности является:
- сокращение времени и ресурсов на сборку и доводочные операции;
- точное взаимное расположение частей друг относительно друга;
- сокращение количества формообразующей оснастки.
Оптимальной была выбрана схема, предусматривающая разделение центроплана на две основные композитные детали и крышки лючков (Рисунок 2).
Для формования наиболее сложной детали - нижней секции центроплана, спроектирована ФО, изображенная на Рисунке 3. Моделирование деталей центроплана и формообразующих оснасток осуществлялось в программном продукте Siemens NX 8.0.
Сложность геометрии детали (наличие подсечек в зонах лючков, острых углов в зонах стыка нервюр, обшивки и обратного угла по всей длине передней кромки) повлекло за собой усложнение конструкции оснастки.
Для облегчения работы с оснасткой в зоне между элементами поз. 4 (Рисунок 3) была предложена концепция раздельной выкладки на вспомогательную оснастку. Для её реализации спроектирована оснастка для преформирования, включающая в себя поз. 4 экспериментальной оснастки (Рисунок 4).
Ввиду большой трудоёмкости изготовления, высокой стоимости алюминиевого сплава для изготовления экспериментальной оснастки и оснастки для преформирования был выбран модельный пластик Renshape плотностью 0,65-0,7 г/см3и теплостойкостью 75-80°C.
Для изготовления верхней секции центроплана спроектирована трёхсоставная оснастка, представленная на Рисунке 5.
По всему контуру рабочей зоны оснастки предусмотрен канал сечением 10х10 мм, а по переднему контуру канавки сечением 1х2 мм для беспрепятственного создания вакуума в технологическом пакете.
Для изготовления крышек лючков была спроектирована оснастка, представленная на Рисунке 6. С целью оптимизации технологического процесса предусмотрено изготовление всех деталей за одно формование с последующей обрезкой технологического припуска.
Для изготовления экспериментальной оснастки выбран алюминиевый сплав Д-16Т.
Дальнейшие работы будут осуществляться в следующих направлениях: анализ и подбор материалов по критериям наименьшего времени и температуры полимеризации, обеспечивающих требуемую серийность выпуска деталей.
Список литературы
1. Халиулин В.И., Шапаев И.И. Технология производства композитных изделий. Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та, 2003.