Эффективность использования новой техники, чаще всего оценивается ее производительностью. С целью определения эффективности использования трактора класса 1,4 с дополнительным ведущим мостом и меняющимся сцепным весом в условиях Амурской области были проведены сравнительные хозяйственные испытания экспериментального машинно-тракторного агрегата (МТА) при проведении предпосевных сельскохозяйственных работ в реальных условиях эксплуатации. При сравнении в качестве энергетического средства был принят серийный вариант трактора класса 1,4 с колесной формулой 4К2. На экспериментальный трактор установлено гидравлическое устройство для перераспределения сцепного веса и дополнительный ведущий мост [3]. Сравнение было выполнено методом сплошного хронометража всего рабочего времени.
Основной целью проведения хронометражных хозяйственных испытаний является нахождение параметров, характеризующих эффективность работы МТА. К ним относятся:
- производительность в час времени движения;
- производительность в час чистого рабочего времени;
- средняя скорость движения;
- расход топлива на единицу обработанной площади [1,2].
Обработка полученных данных проводилась на основании общепринятых методик [4,5]. Производительность в час чистого рабочего времени
Сравнительные хозяйственные испытания были проведены на таких сельскохозяйственных операциях, как сплошная культивация, прикатывание, боронование. Полученные данные приведены в таблицах 1-3
Таблица 1
Результаты сравнительных хозяйственных испытаний на бороновании
|
Показатели |
Состав МТА (МТЗ-80+БЗСС-1.0 (15 шт.)) |
||
|
Серийный |
Экспериментальный |
||
|
Длина гона, м |
920 |
920 |
|
|
Ширина захвата, м |
конструктивная |
15,00 |
15,00 |
|
рабочая |
14,91 |
14,92 |
|
|
Скорость движения, м/с |
2,52 |
3,16 |
|
|
Производительность, га/ч |
в час времени движения |
6,29 |
7,87 |
|
в час основного рабочего времени |
6,57 |
8,14 |
|
|
Коэффициент использования времени движения |
0,88 |
0,86 |
|
|
Коэффициент использования времени смены |
0,84 |
0,80 |
|
|
Расход топлива на единицу обработанной площади, кг/га |
1,58 |
1,38 |
|
Таблица 2
Результаты сравнительных хозяйственных испытаний на прикатывании
|
Показатели |
Состав МТА (МТЗ-80+3ККШ-6 (2 шт.)) |
||
|
Серийный |
Экспериментальный |
||
|
Длина гона, м |
914 |
914 |
|
|
Скорость движения, м/с |
2,46 |
3,11 |
|
|
Производительность, га/ч |
в час времени движения |
4,33 |
5,47 |
|
в час основного рабочего времени |
4,70 |
5,94 |
|
|
Коэффициент использования времени движения |
0,87 |
0,85 |
|
|
Коэффициент использования времени смены |
0,85 |
0,81 |
|
|
Расход топлива на единицу обработанной площади, кг/га |
1,75 |
1,56 |
|
Таблица 3
Результаты сравнительных хозяйственных испытаний на сплошной культивации
|
Показатели |
Состав МТА (МТЗ-80+КПС-4) |
||
|
Серийный |
Экспериментальный |
||
|
Длина гона, м |
930 |
930 |
|
|
Ширина захвата, м |
конструктивная |
4,00 |
4,00 |
|
рабочая |
3,98 |
3,98 |
|
|
Скорость движения, м/с |
2,30 |
2,94 |
|
|
Производительность, га/ч |
в час времени движения |
1,71 |
2,17 |
|
в час основного рабочего времени |
1,80 |
2,29 |
|
|
Коэффициент использования времени движения |
0,85 |
0,83 |
|
|
Коэффициент использования времени смены |
0,83 |
0,85 |
|
|
Расход топлива на единицу обработанной площади, кг/га |
4,56 |
4,21 |
|
Анализ таблицы 3 показывает, что использование трактора МТЗ-80 с дополнительным ведущим мостом и устройством для перераспределения сцепного веса при прикатывании позволило повысить производительность МТА в час основного рабочего времени на 23,8% и снизить расход топлива на единицу обработанной площади на 14,4% по сравнению с трактором МТЗ-80, работающим в серийном варианте. Аналогичные результаты получены при сплошной культивации и бороновании. Так, при сплошной культивации увеличение производительности в час основного времени у трактора с дополнительным ведущим мостом составило 27,2%, и при этом снижение расхода топлива на единицу обработанной площади составило 12,1%. Использование трактора МТЗ-80 с дополнительным мостом при бороновании позволило повысить производительность в час основного рабочего времени на 27,1% и снизить расход топлива на единицу обработанной площади на 8,3%.
Результаты сравнительных хозяйственных испытаний показали, что использование трактора класса 1,4 с дополнительным ведущим мостом и устройством для перераспределения сцепного веса позволило повысить производительность в час основного рабочего времени и снизить расход топлива на единицу обработанной площади по сравнению с серийным трактором на прикатывании, сплошной культивации и бороновании.
Список литературы
1. Кузнецов Е.Е., Щитов С.В., Худовец В.И. Использование многоосных энергетических средств класса 1,4: Монография. ДальГАУ-Благовещенск, 2013. - 153 с.
2. Кузнецов Е.Е. Дополнительные догружающие устройства в ходовой системе тракторов // Сельский механизатор. – 2015, № 10. - С.9-11.
3. Устройство-цилиндро-прижимной механизм для распределения собственной нагрузки с передней оси колесного трактора на дополнительно установленный движитель/ Кузнецов Е.Е., Щитов С.В.// Пат. на на изобретение № 2480343 Рос. Федерация заявитель и патентообладатель Дальневосточный гос. агр. университет. заявл. 01.11.2011, зарегистрирована 01.11.2011, опубл. 27.04.2013, Бюл.№ 12. - 10 с.
4. Щитов С.В. Пути повышения агротехнической проходимости колёсных тракторов в технологии возделывания сельскохозяйственных культур Дальнего Востока: дис.докт.техн.наук:05.20.01: защищена 20.05.09/Щитов Сергей Васильевич; ДальГАУ-Благовещенск,2009. - 325 с.
5. Щитов С.В., Кузнецов Е.Е., Поликутина Е.С. Влияние перераспределения сцепного веса между мостами трактора на ширину захвата, буксование и производительность машинно-тракторного агрегата // АгроЭкоИнфо. – 2017, №1. http://agroecoinfo.narod.ru/journal/STATYI/2017/1/st_106.doc.