Тенденция развития машиностроения показывает, что в качестве силовых приводов транспортных средств общего пользования большое распространение получают автоматические коробки передач (АКП), состоящие из гидротрансформатора и многоступенчатого планетарного редуктора – гидромеханические передачи. Их конкурентоспособность во многом определяется техническим уровнем конструкции. Подавляющее большинство таких коробок создано на основе планетарных редукторов (только фирма Honda выпускает коробки передач с неподвижными осями). Как правило, состав планетарных коробок передач современных автомобилей входят два или три планетарных ряда. По сравнению с непланетарными передачами, в которых оси всех зубчатых валов неподвижны, планетарные передачи благодаря применению нескольких промежуточных звеньев (сателлитов) обеспечивают:
- меньшую напряженность зубьев; - разгруженность центральных валов и подшипников опор от радиальных усилий; - при правильном выборе кинематической схемы высокий КПД; - большее количество передач при меньших габаритах [1, 2].
Можно выделить ряд критериев, характеризующих технический уровень современных АКП:
- количество ступеней, что характеризует величину диапазона передаточных отношений коробки передач;
- количество используемых планетарных рядов – сложность и материалоемкость конструкции;
- количество управляемых элементов – сложность системы управления коробкой передач;
- КПД коробки передач [3].
В Табл.1 приведены конструктивные параметры некоторых кинематических схем современных автоматических коробок передач легковых автомобилей.
Таблица 1
|
Модель коробки передач |
Количество планетарных рядов |
Количество управляющих элементов |
Количество передач |
|
Chrysler 45RFE |
3 |
6 |
4 |
|
Ford AXOD |
3 |
7 |
4 |
|
GMC 4T40-E |
3 |
9 |
4 |
|
GMC 4T80-E |
2 |
7 |
4 |
|
Mercedes 722.3 |
3 |
5 |
4 |
|
Nissan RE4R01 |
2 |
6 |
4 |
|
Mitsubishi F4A2 |
2 |
5 |
4 |
|
ZF 4H818 |
2 |
6 |
4 |
|
Ford 5R55E |
2 |
6 |
5 |
|
ZF 5HP18 |
3 |
8 |
5 |
|
Mitsubishi V5A5 |
3 |
6 |
5 |
|
Toyota A350E |
3 |
8 |
5 |
|
Mercedes 722.6 |
3 |
6 |
5 |
|
ZF 6HP26 |
3 |
5 |
6 |
Основные типы дифференциальных механизмов, применяемых при анализе, синтезе кинематических и структурных схем существующих автоматических коробок передач, а также при создании новых планетарных систем в качестве модуля перспективных АКП для транспортных средств, изображены на Рисунке 1.
При торможении одного из коронных колес планетарного ряда сателлиты этого ряда начинают обкатывать его, передавая крутящий момент через оси на водило планетарного ряда. При этом тормоз коронного колеса воспринимает реактивный момент. Далее крутящий момент передается на звено, соединенное с выходным валом. При торможении водила механизм превращается в обычный редуктор, роль реактивного звена играет водило.
Передаточное число между входным и выходным валами определяется выражением [1, 4]:Полученные значения передаточных отношений посчитаны при следующих условиях: z1=29; z6=97; z4=60; z5=90; zH1=34; zH2=23; zH3=27; zH4=15.
Параметры коробки передач на основе новой планетарной системы
|
Переда ча |
Передаточное отношение |
КПД |
ФH1 |
Ф1 |
Ф6 |
Ф5 |
Ф4 |
ФH2 |
Т6 |
ТН |
Т5 |
|
1 |
11,07 |
0,941 |
|
x |
|
|
x |
|
x |
|
|
|
2 |
8,26 |
0,970 |
|
x |
|
x |
|
|
|
x |
|
|
3 |
4,34 |
0,985 |
|
x |
|
|
|
x |
x |
|
|
|
4 |
3,47 |
0,979 |
|
|
x |
|
|
x |
|
|
x |
|
5 |
3,09 |
0,976 |
x |
|
|
x |
|
|
x |
|
|
|
6 |
2,55 |
0,956 |
x |
|
|
|
x |
|
x |
|
|
|
7 |
1,65 |
0,970 |
|
|
x |
|
x |
|
|
x |
|
|
8 |
1,39 |
0,967 |
|
|
x |
|
x |
|
|
|
x |
|
9 |
1,00 |
0,990 |
x |
|
|
|
|
x |
|
|
|
|
10 |
0,71 |
0,991 |
x |
|
|
x |
|
|
x |
|
|
|
N |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗХ |
-5,51 |
0,970 |
|
x |
|
|
|
x |
|
|
x |
Приведенная схема является одним из вариантов использования УДМ в качестве модуля АКП. Приведенная схема реализует 8-11 передач прямого хода, несколько передач заднего хода и нейтраль при двух планетарных рядах и девяти управляющих элементах. Применение коробки передач на основе УДМ может позволить отказаться от применения в конструкции ГТР.
Список литературы
1. Волошко В.В., Галимянов И.Д., Салахов И.И., Мавлеев И.Р. Кинематический и силовой анализ универсального многопоточного дифференциального механизма автоматических коробок передач. [Текст] // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2012. – Т. 1. – № 2 (14). – С. 318-328.
2. Волошко В.В., Мавлеев И.Р., Салахов И.И., Галимянов И.Д. Автоматическая коробка передач с дифференциальным гидромеханическим трансформатором. [Текст] // Новый университет. Серия: Технические науки. – 2013. – № 10 (20). – С. 33-36.
3. Волошко В.В., Мавлеев И.Р. Автоматические трансмиссии с динамическими связями на базе дифференциальных гидромеханичексих вариаторов. [Текст] // Справочник. Инженерный журнал. М: ООО «Издательский дом «Спектр». – 2012. – №9. – С 50-55.
4. Фасхиев Х.А., Салахов И.И., Волошко В.В. Универсальный многопоточный дифференциальный механизм – модуль автоматических коробок передач. [Текст] // Грузовик. – 2010. – № 8. – С. 8-12.
5. Волошко В.В., Салахов И.И. Автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач [Текст]. Патент №2384773 РФ // «Бюллетень изобретений», 2010. – №8.