Конструкция современных гидромеханических передач (ГМП) включает: гидротрансформатор, гидравлический насос, как правило шестеренчатый или лопастной, механическую передачу, представленную планетарным механизмом Равиньо, Симпсона, Уилсона или Лепелетье, фрикционную передачу, систему клапанов и гидропоршней, а также электронную систему управления коробкой передач.
Значительные осевые силы, малая площадь контакта и высокие удельные нагрузки, большое количество прецизионных пар трения (сталь-сталь, сталь – металлокерамика, сталь – фрикционная бумага и т.д), высокие температуры (в момент включения фрикционной передач 250-400 ), различные виды трения (граничное, жидкостное и эластогидродинамическое), возникающие при работе ГМП предъявляют высокие требования к противозадирным и противоизносным свойствам масел.
Смазывающую способность, оценивают экспериментальным путем на машинах трения, при этом во время сравнения смазывающих свойств масел особое значение приобретает идентичность геометрических, химических и физических параметров образцов пары трения. В качестве испытательного оборудования используется демонстрационная машина трения по методу Тимкена с парой трения «неподвижный ролик-вращающееся кольцо», где в трении и износе участвуют ролик и наружная обойма реального подшипника качения. [1]
Порядок испытания следующий: в масляную ванну заливается испытуемый смазочный материал. Собирается пара трения из обоймы на вале электромотора и ролика так, что обойма оказывается погруженной в смазочный материал ванны. Посредством рычажной системы и грузов пару трения можно нагрузить как постоянной силой, так и ступенчато увеличивать ее.
Перед каждым новым испытанием ванну необходимо освободить от отработавшего смазочного масла, обезжирить и просушить, ролик заменить на новый, а поверхность обоймы обработать мелкозернистой шлифовальной бумагой. [1]
Для испытаний были отобраны образцы масел для автоматических трансмиссий следующих производителей: BMW, Shell, Toyota, Mobil, Kia, Castrol, Ford.
Оценка противозадирных свойств производится путем ступенчатого нагружения, при постоянной угловой скорости 2800 об/мин. Нагрузка увеличивается до появления первых признаков заедания (резкий свистящий звук, неустойчивое вращение, иногда дымление смазочного материала). После чего работа машины прерывается. Показателем противозадирных свойств является пр – предельная нагрузка заедания: большее значение соответствует лучшим противозадирным свойствам. Результаты испытаний представлены в виде гистограммы (Рисунок 1)
Для оценки противоизносных свойств были отобраны 8 роликов (Рисунок 2), идентичных по геометрическим параметрам и измерены их массы . Каждый ролик получил порядковый номер, и работал с определенной маркой масла.
Таблица 1 Значения основных параметров при испытаниях
|
Список литературы
1. Захаров Н.С Исследование противозадирных свойств всесезонных моторных и трансмиссионных масел [Текст] / Н.С. Захаров, Р.А. Зиганшин, А.В. Зиганшина // Транспортные и транспортно-технологические системы. – 2015. – С. 108 – 112.