Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ (ТОННЕЛИ) НА УРОВНИ ШУМА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2016г.

В последнее время в крупных городах, в том числе и в Москве, возросло шумовое воздействие автотранспорта. Для снижения этого воздействия предлагаются различные меры. В частности, одна из таких мер – уменьшение использования горожанами личных автомобилей при передвижении по городу, за счѐт развития сети общественного транспорта. При этом, надо понимать, что люди не будут пересаживаться с личного транспорта на общественный, если в общественном транспорте не будут созданы комфортные условия, сопоставимые с личным автотранспортом. Эти условия включают в себя много параметров. Одним из важных параметров является акустический комфорт.

Современные санитарные нормы [1] устанавливают предельные уровни звукового давления в октавных полосах звуковых частот со среднегеометрическими значениями от 31,5 до 8000 Гц, а также предельный эквивалентный уровень звука для водителей и пассажиров автобусов (Табл.1).

Таблица 1 Предельно допустимые уровни звукового давления и эквивалентный уровень звука для рабочих мест водителей и пассажиров легковых автомобилей и автобусов

 

Уровень звукового давления, дБ

Уровень звука Lэкв, дБА

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

93

79

70

63

58

55

52

50

49

60

 

Для того чтобы выяснить, насколько соответствует московский общественный транспорт данным требованиям, было проведено измерение уровня шума внутри трѐх основных видов городского общественного транспорта г.Москвы – в автобусе, троллейбусе и трамвае (Табл.2). Измерения проводились в задней части транспортных средств, т.к. там наиболее шумно.

Кроме того, в последнее время в Москве появляется всѐ больше транспортных тоннелей. Поэтому, кроме измерений во время движения по открытым участкам дороги, были проведены измерения уровней шума при движении общественного транспорта внутри тоннеля.

Измерения проводились в СЗАО г. Москвы на Волоколамском шоссе, а также в тоннеле под каналом им. Москвы (Рисунок 1) [2, 3]. Измерения проводились на самых распространѐнных в городе моделях общественного транспорта.



Для измерения шумовых характеристик в общественном транспорте были выбраны автобус (маршрут №88) модели ЛИАЗ-5292, троллейбус (маршрут №70) модели БКМ-321 и трамвай (маршрут №6) модели Tatra Т3. Измерения проводилось во время движения между остановками «Покровское Глебово», «Больница МПС» и «Тушинская ул.». Время измерений на поверхности и в тоннеле составляло 30-60 с.

По результатам измерения получены следующие данные (Табл.2).


Таблица 2 

Результаты измерения шума в общественном транспорте г.Москвы

 

 

Вид транспорта

Уровень звукового давления, дБ

Уровень шума, дБА

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Lэкв

Lmax

Автобус

91.3

79.7

69.1

71.9

70.1

69.8

66.1

61.6

54.7

74.4

78.5

Автобус, проезд через тоннель

89.9

82.8

73.4

73.0

70.7

69.6

66.0

59.1

52.2

75.4

78.8

Трамвай

92.0

90.1

83.3

77.8

81.1

72.2

65.7

57.0

50.1

76.8

80.8

Трамвай, проезд через тоннель

100.0

98.0

90.6

89.9

86.2

80.2

75.7

71.8

65.8

86.7

90.6

Троллейбус

92.9

81.6

73.4

74.8

71.3

69.6

66.4

61.4

54.7

72.3

75.1

Троллейбус, проезд через тоннель

 

90.0

 

78.5

 

75.6

 

74.2

 

71.6

 

72.0

 

67.2

 

60.0

 

53.8

 

75.2

 

77.9

 

Если сравнить данные из Табл.2 с предельно допустимыми значениями по [1], то можно видеть, что допустимые значения по уровню звукового давления в октавных полосах частот практически везде превышены как при проезде по тоннелю (Рисунок 2), так и при движении общественного транспорта по поверхности (Рисунок 3).






Если же сравнивать эквивалентные (Рисунок 4) и максимальные (Рисунок 5) уровни звука, то можно увидеть, что наименее шумным видом общественного транспорта является троллейбус, так как его электродвигатель менее шумный, чем двигатель внутреннего сгорания автобуса. При этом надо обратить внимание, что салон автобуса более звукоизолирован, потому что при движении в тоннеле шум внутри автобуса повышается незначительно (на 1 дБА), тогда как в троллейбусе он повышается на 3 дБА. Что касается трамвая, то этот вид транспорта требует наибольшей модернизации, чтобы приблизиться по акустическим характеристикам к другим видам общественного транспорта.

Кроме того, для сравнения было проведено измерение уровня шума в легковом автомобиле (Фольксваген Джетта) при движении со скоростью 60 км/ч, в результате которого было выяснено, что эквивалентный уровень звука в салоне не превышает 60 дБА.

Поэтому производителям общественного транспорта следует приложить дополнительные усилия в области повышения звукоизоляции транспортных средств (используя методы и средства, предложенные, например, в [4]) для соответствия уровней шума санитарным нормам.



Список литературы

1.     СН 2.2.4     2.1.8.562-96. «Шум на рабочих  местах, в помещениях жилых, общественных зданий  и  на территории жилой застройки».

2.     http://transphoto.ru

3.     http://gpsm.narod.ru/Projects/Volocolamsky.htm

4.     Элькин Ю.И. Снижение шума строительно-дорожных машин. СПб., Издательский центр БГТУ «Военмех», 2006 г., 182 с.