В последнее время в крупных городах, в том числе и в Москве, возросло шумовое воздействие автотранспорта. Для снижения этого воздействия предлагаются различные меры. В частности, одна из таких мер – уменьшение использования горожанами личных автомобилей при передвижении по городу, за счѐт развития сети общественного транспорта. При этом, надо понимать, что люди не будут пересаживаться с личного транспорта на общественный, если в общественном транспорте не будут созданы комфортные условия, сопоставимые с личным автотранспортом. Эти условия включают в себя много параметров. Одним из важных параметров является акустический комфорт.
Современные санитарные нормы [1] устанавливают предельные уровни звукового давления в октавных полосах звуковых частот со среднегеометрическими значениями от 31,5 до 8000 Гц, а также предельный эквивалентный уровень звука для водителей и пассажиров автобусов (Табл.1).
Таблица 1 Предельно допустимые уровни звукового давления и эквивалентный уровень звука для рабочих мест водителей и пассажиров легковых автомобилей и автобусов
|
Уровень звукового давления, дБ |
Уровень звука Lэкв, дБА |
||||||||
|
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
|
93 |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
52 |
50 |
49 |
60 |
Для того чтобы выяснить, насколько соответствует московский общественный транспорт данным требованиям, было проведено измерение уровня шума внутри трѐх основных видов городского общественного транспорта г.Москвы – в автобусе, троллейбусе и трамвае (Табл.2). Измерения проводились в задней части транспортных средств, т.к. там наиболее шумно.
Кроме того, в последнее время в Москве появляется всѐ больше транспортных тоннелей. Поэтому, кроме измерений во время движения по открытым участкам дороги, были проведены измерения уровней шума при движении общественного транспорта внутри тоннеля.
Измерения проводились в СЗАО г. Москвы на Волоколамском шоссе, а также в тоннеле под каналом им. Москвы (Рисунок 1) [2, 3]. Измерения проводились на самых распространѐнных в городе моделях общественного транспорта.
По результатам измерения получены следующие данные (Табл.2).
Таблица 2
Результаты измерения шума в общественном транспорте г.Москвы
|
Вид транспорта |
Уровень звукового давления, дБ |
Уровень шума, дБА |
|||||||||
|
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
Lэкв |
Lmax |
|
|
Автобус |
91.3 |
79.7 |
69.1 |
71.9 |
70.1 |
69.8 |
66.1 |
61.6 |
54.7 |
74.4 |
78.5 |
|
Автобус, проезд через тоннель |
89.9 |
82.8 |
73.4 |
73.0 |
70.7 |
69.6 |
66.0 |
59.1 |
52.2 |
75.4 |
78.8 |
|
Трамвай |
92.0 |
90.1 |
83.3 |
77.8 |
81.1 |
72.2 |
65.7 |
57.0 |
50.1 |
76.8 |
80.8 |
|
Трамвай, проезд через тоннель |
100.0 |
98.0 |
90.6 |
89.9 |
86.2 |
80.2 |
75.7 |
71.8 |
65.8 |
86.7 |
90.6 |
|
Троллейбус |
92.9 |
81.6 |
73.4 |
74.8 |
71.3 |
69.6 |
66.4 |
61.4 |
54.7 |
72.3 |
75.1 |
|
Троллейбус, проезд через тоннель |
90.0 |
78.5 |
75.6 |
74.2 |
71.6 |
72.0 |
67.2 |
60.0 |
53.8 |
75.2 |
77.9 |
Если сравнить данные из Табл.2 с предельно допустимыми значениями по [1], то можно видеть, что допустимые значения по уровню звукового давления в октавных полосах частот практически везде превышены как при проезде по тоннелю (Рисунок 2), так и при движении общественного транспорта по поверхности (Рисунок 3).
Кроме того, для сравнения было проведено измерение уровня шума в легковом автомобиле (Фольксваген Джетта) при движении со скоростью 60 км/ч, в результате которого было выяснено, что эквивалентный уровень звука в салоне не превышает 60 дБА.
Поэтому производителям общественного транспорта следует приложить дополнительные усилия в области повышения звукоизоляции транспортных средств (используя методы и средства, предложенные, например, в [4]) для соответствия уровней шума санитарным нормам.
Список литературы
1. СН 2.2.4 2.1.8.562-96. «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
3. http://gpsm.narod.ru/Projects/Volocolamsky.htm
4. Элькин Ю.И. Снижение шума строительно-дорожных машин. СПб., Издательский центр БГТУ «Военмех», 2006 г., 182 с.