Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЬЮТЕРНАЯ КЛАВИАТУРА КАК ОБУЧАЮЩЕЕ СРЕДСТВО

Авторы:
Город:
Псков
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Информационные технологии будут неизбежно занимать все более значимое место в образовании и способствовать инновационным процессам внутри самой системы. Уже сейчас очевиден факт того, как информатизация, - являющаяся следствием глобальных перемен современной жизни и новых моделей поиска, передачи, хранения и оценивания знаний - меняет традиционную образовательную среду, как в сжатые сроки смешанное и онлайн обучение становится неотъемлемой частью этого процесса, а на смену привычной классической школьной эры приходит «цифровая». Перед школой будущего ставятся новые задачи: научить ребенка жить в информационно насыщенном мире, уметь находить нужную и своевременную информацию и грамотно пользоваться ею. Также очевидно, что интерес, мотивация, понимание предмета и результативность ученика напрямую зависят от уровня «оцифрованности» учителя. В рамках перечисленного, данная статья предлагает к рассмотрению концепцию новой методики обучения детей грамоте с помощью важного элемента компьютерной сети - клавиатуры.

В основе методики [1, с.133] лежит функциональная аналогия с музыкальной клавиатурой - общеизвестного средства обучения музыкальной грамоте, а также прямая взаимозависимость между владением ею, техникой и уровнем исполнительства.

Как и музыкальная, современная компьютерная клавиатура обладает всем спектром возможностей, позволяющих ей, а не только учебникам и тетрадям, стать инновационным средством обучения языковой и цифровой грамоте, в частности:

1.      общедоступностью

2.      наглядностью

3.      компактностью

4.      востребованностью

5.      игровым эффектом.

В продолжение аналогии с клавиатурой музыкального инструмента, применительно к компьютерной, можно взять тот же критерий оценки владения ею: безошибочное знание соответствий пальца/ знака, беглое чтение с листа и 10-пальцевое воспроизведение на слух или с напечатанного. Технически это возможно со всех точек зрения:

• по сравнению со своим прототипом - печатной машинкой - современная клавиатура совершеннее и по дизайну, и по скорости, и по лѐгкости процесса печатания

• возрастная готовность ребенка и его мелкой моторики к обучению на клавиатуре не вызывает сомнения, а ранняя правильная постановка обеих рук, кистей и всех пальцев (как на музыкальном инструменте) способствует своевременному формированию уверенного сенсорно-моторного навыка беглости

• данный навык является наиболее приоритетным в высокотехнологичной среде обучения, профессиональной работы и даже межличностного общения, поскольку посредством еѐ в мире происходит экспансия письменной речи [2].

Большой интерес в связи с этим вызывают и данные последних когнитивных исследований [3], показывающие, что возраст начала обучения предопределяет тип мышления и процесс обработки информации: раннее обучение является более лѐгким, быстрым, естественным, т.е. сенсорно-моторным, а позднее - формирующееся на основе связей и сравнений, требующих больших умственных усилий и времени - контролируемым. Это подтверждается и общепринятым принципом успешного начала обучения детей музыке, спорту, иностранным языкам: чем раньше, тем лучше. Наиболее наглядно сложность работы мозга проявляется в движениях рук, на которых сосредоточено большое количество тонких сенсоров, отвечающих за очень мелкие моторные движения. Именно поэтому развитие ранней детской моторики имеет высокий обучающий приоритет.

По этим причинам, обучение работе на клавиатуре, способствующее развитию и формированию зрительно-пространственных, сенсорно-моторых, знаково-распознавательных, быстрых мыслительных и сопоставительных навыков, не только не противоречит общей концепции начального обучения ребѐнка, но и может, например, заранее предупредить неправильную технику печатания, повсеместную распространенную у более старших детей и взрослых.

Маленькие дети, как известно, рано проявляют интерес к гаджетам как игрушкам, и учатся пользоваться ими самостоятельно, как только узнают работу клавиш. Принцип работы и музыкальных и цифровых клавиатур схож - преобразование знака в звук, а звука в знак. Именно возможность преобразования позволяет использовать, порождать и архивировать музыкальные и языковые тексты как в знаковом, так и звуковом формате, а цифровые технологии - развивать инновационные способы обучения.

На данный момент в общеобразовательных российских школах, в отличие от музыкальных, нет обязательного курса обучения работе на клавиатуре. Темпы и качество еѐ освоения, в обоих случаях, говорят сами за себя. Однако, если с начальных классов пользоваться клавиатурной методикой обучения, построенной на принципе работы, аналогичном с освоением музыкальной клавиатуры, можно улучшить уровень общей грамотности школьников, включая, в частности,  и компьютерную. Предлагаемая комплексная методика интегрирует в себе приѐмы обучения чтению и правописанию букв, слов, предложений и текстов с техникой печатания их на родном, а затем иностранном языке. Она позволяет использовать высокий образовательный потенциал компьютерной клавиатуры в той же мере, в какой клавиатурное обучение реализуемо в преподавании музыки; при этом с самого начала данная методика ориентирована на постепенное совершенствование уровня владения навыками от простого к сложному, что позволяет избежать необходимость переучивания на среднем и старшем этапе.

 

Список литературы

1.      Варламова М.П. Клавиатурный метод языкового обучения детей. Теоретические и прикладные аспекты науки.//Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. Белгород, 2015. Часть IV, с. 133-136.

2.      М.Кронгауз. Тезисы открытой лекции Homo Communicans: переосмысление текста. Коммуникативная революция: как язык развивается с помощью гаджетов и интернета. М.: T&P, 2014.

3.      Hernandez, A. The Sensormotor Nature of Age of Acquisition.The Bilingual Brain. Coursera, 2015