Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Стремительное развитие информационных технологий в современном обществе  влечет за собой зарождение и развитие новых видов человеческой деятельности, а вместе с ними и необходимости формирования информационной культуры как относительно целостной подсистемы профессиональной и общей культуры человека.

Информационная культура на современном этапе развития общества, по мнению отечественных ученых, является скорее показателем, профессиональной культуры, чем общей культуры личности, хотя со временем она станет неотъемлемой частью развития каждой личности.

Авторы учебника «Информатизация образования. Фундаментальные основы» С.Г. Григорьев и В.В. Гриншкун отмечают: «Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста»[1].

Задачам формирования информационной культуры человека, живущего в современном обществе, уделяется повышенное внимание государства. Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) каждый современный учитель, независимо от профиля подготовки, должен овладеть основами информационной культуры, и это является одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования.

Однако проблема формирования информационной культуры учителя обусловлена следующими противоречиями:

– Уровнем информационного развития цивилизации и уровнем информационной культуры учителей изобразительного искусства;

– Необходимостью быстрой ориентации в постоянно меняющемся информационном пространстве с опорой на гибкое творческое мышление и тяготеющей к воспроизведению готовых штампов системой образования;

– Необходимостью интеграции образовательного процесса и проявлением пассивности в овладении информационно-коммуникационными технологиями участниками образовательного процесса.

Для их преодоления необходимо решить следующие образовательные задачи, способствующих формированию информационной культуры будущих учителей:

1.      Овладение одним из основополагающих понятий – «информация»  и получение представления об информационных процессах, составляющих фундаментальную основу современной картины мира;

2.      Формирование знаний о единстве и функционировании различных самоуправляющих систем и принципах их информационного строения;

3.      Понимание роли информационных и телекоммуникационных технологий в развитии современного общества;

4.      Осмысление особенностей изменения характера и содержания деятельности людей в обществе, развивающемся в условиях глобальной информатизации.

5.      Развитие эвристического и алгоритмического мышления;

6.      Формирование операционного мышления и создание условий для развития креативности, необходимых при выборе оптимальных решений.

7.      Овладение навыками обучения и самообучения и осознание важности самообразования, являющимися особыми видами информационных процессов;

8.      Владение умениями и навыками использования информационных и телекоммуникационных технологий в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в  том числе на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

9.      Формирование мотивации правильного социального поведения в условиях глобальной информатизации общества с учетом соответствующих норм взаимодействия.

С.Г. Григорьев и В.В. Гриншкун определяют «информационную культуру» как относительно целостную подсистему профессиональной и общей культуры человека, связанную с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных элементов (аксиологического, коммуникативно-этического, познавательно-интеллектуального, прогностического, прикладного, правового и эргономического). [1]

В этой связи важными направлениями работы по развитию у будущих учителей информационной культуры являются:

1.Преподавание дисциплины «Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя»;

2.      При изучении методики преподавания изобразительного искусства обучение проведению уроков и внеурочных мероприятий с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий;

3.      Обучение  построению  воспитательной  работы,  школьного  самоуправления,   взаимодействия  с обществом и т.д. с опорой на информационные и телекоммуникационные технологии;

4.      Подготовка будущих специалистов к работе в условиях информатизации школы.

Формирование информационной культуры будущих специалистов необходимо осуществлять в ходе организации работы:

– По поиску информации в Интернете и других источниках с последующей фиксацией информации обокружа ющем мире в электронном и печатном вариантах;

– По созданию гиперструктур и информационных массивов, включающих формирование различных информационных объектов;

– По подбору необходимого материала и осуществлении выступлений с опорой на современные средства подготовки презентаций;

– По обработке необходимой информации, получаемой по телекоммуникационным каналам (Интернет ссылки, домашние задания, тесты, конспекты и др.), размещаемые организаторами учебного процесса;

Однако не всякая деятельность с применением информационных и телекоммуникационных технологий, выполняемая учителем, одинаково эффективно способствует формированию  его информационной культуры. Наиболее качественное решение формирования информационной культуры будущего специалиста, позволяет найти проектная деятельность.

Например, блочно-модульная организация изучения темы позволяет, с одной стороны, найти определенной педагогической задаче авторское решение, а, с другой стороны, качественно повысить образовательный уровень учащихся. В данном случае проектная деятельность способствует формированию информационной культуры не только учителя, но и ученика.

В ходе проектной деятельности учителю необходимо анализировать не только результаты своей работы, выполненной с применением информационных технологий, но и выявлять психические состояния, возникающие как у обучающего, так и у обучаемых. Таким образом, формирование информационной культуры учителя тесно связано с развитием рефлексии, то есть речь идет проектно-рефлексивном подходе.

Итак, описанный в общих чертах, проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры учителя, способствует не только развитию знаний и умений в информационной области деятельности, но и развитию таких способностей, как понимание информации, предвосхищение, рефлексия и т.д. Такой вид деятельности усиливает психологическую и педагогическую основу процесса профессиональной подготовки будущего специалиста, что является существенным для качественного использования информационных и телекоммуникационных технологий в работе учителя.

Владение информационной культурой позволит будущему учителю осознать свою роль и свое место в своей профессии и в обществе, прийти к пониманию самого себя и найти путь к самореализации. Кроме перечисленных аспектов, в формировании информационной культуры большую роль играет открытое образование. Такое образование формирует и закрепляет навыки и умения работы с информацией, выработки критериев оценки информации, ее дифференциации и использования, выделения в ней значимой части, учит производить информацию, все это способствует формированию у будущего специалиста информационной культуры, позволяя подготовить квалифицированного специалиста информационного общества.

Конечно, необходимо учитывать, что работа по формированию информационной культуры учителя во многом зависит от уровня подготовки профессорско-преподавательского состава.



Список литературы

1.      Андрейкина Е.К., Информационные технологии на уроках черчения // Вестн. МГПУ. – 2006. – № 2(7). – С. 13- 15.

2.      Бойков       Д.И.,        Инклюзивное       образование      в       информационном       обществе:       проблемы       и перспективы//Universum: Вестн. Герц.ун-та. – 2010. – № 1. – С. 121-125.

3.      Бондаренко Е.А., Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе// Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» (MIC)®. – 2013. – № 7.

4.      Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – М.: МГПУ, 2005. – 231 с.

5.      Дулатова  А.Н.  Информационная   культура  личности:  учебно-методическое   пособие.  М.:  Либерея- Бибинформ, 2007. 80с.