Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Введение

Обучение – это специфический вид деятельности, в котором участвуют два субъекта: обучающий и обучаемый. Первый – учитель, передает знания, второй – ученик, знания получает. Учитель, как правило, предстает в единственном числе, а ученик – как в единственном, так и во множественном числе. Обучение выполняет две основные функции – образовательную и воспитательную. Задачу выполнения этих функций обучение осуществляет на протяжении всей истории существования человечества. Поэтому, как и в любой деятельности, в течении длительного хода истории возникали вопросы: чему обучать, чтобы полученные учеником знания были в дальнейшем востребованы, и как учить с наибольшей эффективностью. Причем под эффективностью можно подразумевать различные факторы: это и время обучения, и скорость обучения, и прочность обучения, и материальные, и эмоциональные затраты на обучение и т.д.

Ответы на эти вопросы можно было получить лишь глубоко вникнув в суть и особенности процесса обучения на различных стадиях развития человечества. Наиболее пытливые, умы стали задумываться над теми общими закономерностями процесса обучения, которые обеспечивали бы наибольшую его эффективность и качество. В результате сформировалась научные теория эффективного обучения – педагогика, в последствии ставшая наукой (слово «педагогика»греческого происхождения, означающее буквально «детовождение»)[1,2].

Любая отрасль знаний становится наукой лишь при условии выявления в ней специфического предмета исследований. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. В более развернутом виде, педагогика как наука, представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации построения и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе [3].

Наряду с термином «педагогика» стал использоваться термин «дидактика», впервые введенный в 1657 г. выдающимся чешским педагогом Я.А. Коменским. Слово «дидактика» также, как и «педагогика», греческого происхождения, и означает «обучающий, поучающий» [4].

Изменения, происходящие в современном обществе, вызванные бурным развитием информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) и проникновением их во все сферы деятельности человека, не могли обойти стороной как педагогику в целом, так и ее часть – дидактику. В статье рассматриваются вопросы и переосмысления содержания некоторых принципов дидактики и изменения задач, стоящих перед дидактикой, в условиях возрастающего влияния ИКТ на учебно-образовательный процесс.




Дидактические закономерности и принципы процесса обучения

Дидактика как составная часть педагогики, является наукой об обучении, которая исследует законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объектом дидактики является процесс обучения. Поэтому одной из важнейших задач дидактики является разработка эффективных теоретических моделей процесса обучения, и проверка их на практике. Практическая проверка теоретических моделей направлена на подтверждение (или опровержение) ожидаемой эффективности процесса обучения, обобщенно выражаемого тремя основными функциями: образовательной, воспитательной и развивающей. Образовательная функции определяет полученные знания, умения и навыки по изучаемым предметам; воспитательная функция направлена на формирование волевых, эстетических, нравственных, патриотических и др. качеств личности. Развивающая функция направлена на формирование умственных качеств обучаемых.

В ходе исторического развития человеческого общества создавались и совершенствовались различные дидактические системы. В результате дидактика все больше приобретала научный характер – открывались законы и закономерности в образовательном процессе, обосновывалось их практическое применение. В дидактике законы и закономерности носят социально-общественный характер в отличие от физических или химических законов. Поэтому они определяют степень влияния различных социальных факторов на процесс обучения и его результаты.

Как следует из научно-философской трактовки, под законом понимается объективная, существенная, устойчивая и повторяющаяся причинно-следственная связь между явлениями и процессами. Понятие закономерности шире и отличается от закона тем, что закон всегда входит в устойчивую систему законов действительности, а закономерность менее устойчива и зависит от круга обобщаемых ею фактов и изменения внешних условий. Закономерность можно трактовать как ступеньку к открытию закона и форму проявления действия одного или нескольких законов.

Многовековая практика научных исследований говорит о том, что закономерность становится законом, если:

– четко зафиксированы объекты, между которыми установлена связь;

– исследованы вид, форма и характер связи;

– установлены пределы связи.

В дидактике под закономерностями обучения понимают объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между отдельными составляющими процесса обучения.

Примерами дидактических закономерностей обучения являются: зависимость обучения от возрастных, индивидуальных, половых особенностей обучающихся; взаимосвязь между различными педагогическими воздействиями на обучаемых, воздействием и активизацией деятельности обучающихся; взаимозависимость обучения и воспитания, развития личности и др.

В современной отечественной дидактике выделяют следующие законы обучения, выросшими из устойчиво и длительно наблюдаемых закономерностей:

– закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;

– закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащегося;

– закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся и учителя;

– закон целостности и единства педагогического процесса и др. [5,6].

Закономерности и законы в образовательной деятельности проявляются в виде принципов(от лат. Principium –начало, основа). Принцип обучения – это исходное, основное требование к обучению, предписывающее строгое соблюдение содержания, форм и методов организации процесса обучения. Примеры принципов обучения: принцип наглядности в обучении, принцип систематичности и последовательности, принцип закрепления изученного, принцип сознательности и активности обучаемого и др. Принципы обучения практически реализуются через систему правил, взаимообусловленная совокупность которых представляет методику (метод) обучения.

Исходя из приведенного выше описания основных категорий дидактики, авторы полагают, что их можно разделить на устойчивые, изменчивые, а также такие, которые могут быть как устойчивыми, так и изменчивыми. В приведенной ниже таблице в столбце 2 приведены названия основных категорий дидактики. Знаком «+» отмечена устойчивость (неизменность) категории к изменяющимся факторам (социальным, временным и др.). Некоторые категории, как, например, «принципы»,могут быть как устойчивыми, так и изменчивыми. Поэтому в столбце 3 они через косую черту отмечены знаком «–». Столбцы 4 и 5

Таблица 1

Изменчивость категорий образовательного процесса

Категории

Устойчивость/изменчивость

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Закономерности

+

+

2

Законы

+

+

3

Принципы

+/ –

+

4

Правила

+

+

5

Методы

+

+

 

определяют область (науку или практику) действия соответствующих категорий: знаком «+» отмечена область, в которой категория действует, знаком «–» – область, в которой категория не действует. Комментируя таблицу, следует отметить, что все категории действуют в области теории, однако первые три категории не действуют в области практики. Зато две последние категории действуют в обеих областях. Исходя из вышесказанного ясно, что возможному переосмысливанию могут подвергаться категории: Принципы, Правила, Методы. Категории Закономерности и Законы, являясь устойчивыми, носят фундаментальный характер, поэтому их содержание и смысл остаются неизменными.

Кратко об информационно-коммуникационных технологиях

Без преувеличения можно сказать, что ИКТ, ворвавшиеся в нашу жизнь примерно 30 лет назад, стали информационной революцией практически во всех без исключения областях созидательной деятельности людей. С 1 сентября 1985 г. в программу общеобразовательной средней школы Советского Союза был введен предмет информатики. Он назывался «Основы информатики и вычислительной техники». Можно считать, что именно с этой даты в нашей стране началось восходящее шествие ИКТ. Появилось огромное число публикаций о применении ИКТ в сфере образования. Так в монографии [7] с много аспектных позиций рассмотрен широкий круг вопросов, посвященных роли компьютерных технологий в науке и образовании. Отдельная глава посвящена изменению образовательного процесса под влиянием ИКТ. В работе [8] отмечается, что «ИКТ способствуют широкому внедрению инновационных технологий в обучение, уточнению целей и задач, изменению содержания образовательного процесса, совершенствованию форм и методов обучения».

Отталкиваясь от этой цитаты и, используя приведенную выше таблицу 1, рассмотрим и проанализируем, какие принципы и методы подвергаются изменениям или переосмысливанию в результате внедрения ИКТ в образовательный процесс. Для этого приведем наиболее важные дидактические возможности средств ИКТ и порождаемые ими дидактические принципы личностно ориентированного обучения, изложенные, например, в работе [9]. Автор отмеченной работы справедливо, по нашему мнению, выделяет наиболее важные дидактические возможности средств ИКТ и порождаемые ими принципы личностно ориентированного обучения.

Возможности:

1.       Реализация интерактивного диалога – обеспечивается незамедлительной обратной связью между пользователем и средствами ИКТ.

2.       Визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе.

3.       Моделирование реальных или виртуальных процессов и явлений.

4.       Хранение больших объемов информации в цифровом формате с возможностью легкого доступа к ней, тиражирования, передачи ее на любые расстояния.

5.       Автоматизация процессов вычислительной деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента.

6.       Автоматизация  управления  учебной  деятельностью  и  контроля  за  результатами  усвоения, продвижения в обучении, тренировки, тестирования.

Принципы:

• самоценность индивидуума;

• определение обучаемого как активного субъекта познания;

• социализация обучаемого;

• опора на субъективный опыт обучаемого;

• ориентация на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;

• учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;

• развитие коммуникативных способностей личности.

Логико-семантический анализ дидактических принципов

Попытаемся установить общность и различия между классическими принципами (таблица 1) и принципами, порождаемыми ИКТ, используя логико-семантический анализ. С целью удобства анализа составимтаблицу2, в правой колонке которой укажем традиционные основополагающие принципы дидактики, заимствованные из [4] (по Рыжову), а в левой колонке – принципы, которые выделяет современная отечественная дидактика, опираясь на компьютерные средства обучения[10] (по Красильниковой)

Таблица 2

Классические принципы дидактики и принципы, инициированные компьютеризацией образования

 

Классические принципы дидактики по Рыжову В.Н.

Принципы  дидактики  по  Красильниковой В.А., инициированные компьютеризацией

1.Принцип  развивающего  и  воспитывающего

характера обучения

1.Социальная    обусловленность    и     научность

обучения (5)

2.Принципсознательности и активности

2.Практическая направленность обучения (8)

3.Принцип наглядности

3.Целеустремленность,        систематичность        и

последовательность (4)

4.Принципсистематичности                                       и последовательности

4.Доступность и высокий уровень обучения (5,6)

5.Принцип научности

5.Прочность               овладения               основными

составляющими        общей                                       профессиональной компетентности (7)

6.Принцип доступности

6.Сознательность,                  активность                  и

мотивированность обучающихся (2)

7.Принцип прочности

7.Дифференцированный       и       индивидуальный

подход в обучении

8.Принцип связи теории с практикой

8.Комплексность,        единство        обучения        и

воспитания. (1)

9.Принцип завершенности процесса обучения

 

Благодаря богатству русского языка одни и те же мысли можно выразить различными словами. Это касается и приведенных в таблице 2 формулировок принципов. При этом надо отметить, что различными авторами сформулировано огромное количество дидактических принципов, имеющих право на практическое применение в процессе обучения. Но мы выделили лишь наиболее общие и основополагающие принципы. Логико-семантический анализ будем проводить в следующем порядке: из левого столбца таблицы будем последовательно выбирать классические принципы, а из правого столбца выбирать наиболее соответствующий ему принцип в логико-семантическом плане. Каждый абзац такой пары выборки будем обозначать заглавной жирной буквой в порядке русского алфавита.

А. Первому из левой колонки «Принципу развивающего и воспитывающего характера обучения» по составу слов и семантике ближе всего подходит восьмой принцип из второй колонки «Комплексность, единство обучения и воспитания». Несмотря на то, что слово «Комплексность» отсутствует в первом принципе из левой колонки, но оно легко подразумевается. Поэтому можно считать, что эти два принципа имеют одну логико-семантическую основу, т.е. полностью совпадают.

Б. Второй из левой колонки «Принцип сознательности и активности» полностью вкладывается составом слов в шестой принцип второй колонки «Сознательность, активность и мотивированность обучающихся». Как расценивать наличие слова «мотивированность» во втором случае? Сознательно или нет оно введено автором? Мы полагаем, что сознательно. И вызвано это влиянием именно компьютеризации, поскольку она очень сильно повлияла на умы подрастающего поколения связать свою будущую профессию с компьютерной техникой или технологией.

В. Третий из левой колонки «Принцип наглядности» не коррелирует ни с одним принципом из правой колонки. Это наталкивает на серьёзные рассуждения. Ведь это один из важнейших принципов традиционной дидактики. Он что, отменяется? Трудно заподозрить уважаемого автора работы [10], что, по ее мнению, принцип наглядности в условиях тотальной компьютеризации потерял свою значимость. Возможно, он по каким-то издательско-полиграфическим причинам, или авторскому недосмотру выпал из текста. Но есть и другое предположение – принципу наглядности в условиях тотальной компьютеризации придается такое важное значение, что он присутствует в этом перечню как-бы «по умолчанию». Ведь компьютерная среда за счет эффекта виртуальности создает невероятные условия для обеспечения принципа наглядности.   А последние разработки в  области компьютерных  технологий, получивших название 

«дополненной реальности», наглядность делают просто фантастической. Так что дидактический принцип наглядности в условиях компьютеризации должен занимать одно из самых почетных мест. Однако, справедливости ради надо заметить, что вопрос извлечения из принципа наглядности всех его возможностей представляет непростую технически-технологическую задачу.

Г. Четвертый из левой колонки «Принцип систематичности и последовательности» практически полностью совпадает с третьим принципом из правой колонки «Целеустремленность, систематичность и последовательность», в котором слово «Целеустремленность» служит лишь для усиления последующих двух слов. Поэтому этот принцип остается инвариантным к изменившимся условиям процесса обучения.

Д. Пятый – Принцип научности и шестой – Принцип доступности из левой колонки объединены четвертым принципом из левой колонки Доступность и высокий уровень обучения. Здесь вполне очевидно, что под «высоким уровнем обучения» следует понимать «научность».

Е.  Принцип  прочности  по логико-семантическому значению   совпадает  с   пятым  принципом 

«Прочность овладения основными составляющими общей профессиональной компетентности» из правой колонки таблицы 2. Добавочные слова «составляющими общей профессиональной компетентности» не меняют смысла, а лишь оттеняют современные тенденции оценивания знаний определенной системой компетенций.

Ж. Определенная степень противоречивости заложена в восьмом «Принципе связи теории с практикой»  с  ближайшим  по  логико-семантическому  значению  принципу  из  правой   колонки

«Практическая направленность обучения». Ведь «Принцип связи теории с практикой» фундаментальный,

который говорит о том, что в процессе обучения нужно опираться на те знания, которые обоснованы теорией и подтверждены практикой. Не зря ведь существует тезис: теория без практики мертва, практика без теории слепа. Поэтому, если формулировку этого принципа понимать буквально, то невозможно согласиться с тем, что компьютеризация отменяет «Принцип связи теории с практикой», и обеспечивает процесс обучения в чисто практическом направлении без связи и опоры на теорию.

З. Для девятого из левой колонки принципа «Принцип завершенности процесса обучения» в правой колонке отсутствует принцип хотя бы с какой-либо малой логико-семантической близостью. Очевидно это не случайно. Благодаря техническому прогрессу во всем мире происходит резкий рост интеллектуализации многих видов профессий. Это во многом вызвано тотальной компьютеризацией. Еще совсем недавно полученные знания быстро устаревают, и чтобы не потерять работу нужно не только постоянно пополнять свои знания, но и зачастую приобретать новые, не связанные с предыдущими. Не случайно сейчас популярным стал лозунг «Образование через всю жизнь». В таких условиях «Принцип завершенности процесса обучения» в классической интерпретации утратил свою актуальность.

Выводы и заключение

Для того, чтобы было легче делать обобщающие выводы, мы заключали в начале соответствующего абзаца в рамки те заглавные буквы, после которых следовал текст, отражающий некоторые различия между классическими принципами дидактики и принципами, инициированными компьютеризацией образования. В текстах после заглавных букв без рамок не выявлены такие различия.

Таким образом, из абзаца Б следует, что компьютеризация привнесла в процесс обучения определенную мотивацию, иначе говоря, заинтересованность в получении знаний.

Рассуждения в абзаце В носят очень противоречивый характер. Но, исходя из приведенных в нем соображений, будем считать, что он не является порождением компьютеризации, а лишь многократно усиливает его значение для процесса обучения.

Анализ рассуждений, приведенных в абзаце Ж, следует расценивать так, что классический «Принцип связи теории с практикой» остается действующим и в условиях всеобщей компьютеризации. И, наконец, содержимое текста абзаца З однозначно означает, что классический «Принцип завершенности процесса обучения» в новых условиях утратил свое значение, и должен уступить место принципу с примерно такой формулировкой – «Принцип непрерывного обновления знаний».

В заключительной части нашей статьи, как бы того не хотелось, придется отметить и минорную ноту, вносящую всеобщей компьютеризацией в нашу жизнь, и в образовательный процесс в частности. Психологи бьют тревогу, педагоги застыли в задумчивости. Польза от всеобщей компьютеризации неоспорима, но вместе с нею приходят и новые проблемы. Ученье всегда требует приложения значительных усилий, и компьютеры во многом облегчают этот процесс. Но они же предательски действуют на психику молодых людей, привлекая их своей доступностью к многочасовым бессмысленным, часто жестоким играм. Известно немало случаев, когда подобные компьютерные увлечения приводят к трагическим последствиям. И уж совершенно новым виновником жертв компьютеризации стало селфи, совершаемые молодыми людьми в условиях чрезвычайно опасных для жизни.

Все эти явления требуют от педагогов и психологов разработки новых идей, подходов, принципов и приемов, направляющих учащихся на разумное сочетание использования ИКТ в образовательной и развлекательно-досуговой деятельности.

Список литературы

 

1.https://ru.wikipedia.org/wiki 2.chimitaf.ucoz.ru/pedagogika_kak_nauka.pdf

3.Бордовская Н. В., Реан Н. А. Педагогика: Учебное пособие. –СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

4. Рыжов В.Н. Дидактика. Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев/В.Н. Рыжов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 2015. – 318 с.

5.didaktika/1ponyatiya-zakon-zakonomernost-printsip-122474.html.

6.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб.пособие.для студ. высш. пед. учеб. заведений. Издательский центр «Академия», – М.: «Академия», 2001.

7.Сибирский        В.К.,         Степанов        В.Г.        Компьютерные        технологии        в        науке        и образованииhttp://www.studfiles.ru/preview/1639370/page:3/.

8. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров/ Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 304 с.

9.Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 224 с.

10  .Красильникова В.А.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие/В.А. Красильникова. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 231 с.