Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2017г.

В современном, динамично развивающемся мире очень остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. По данным статистики, наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения в различных образовательных учреждениях.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья школьников за последние годы являются следующие:

1.       Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2.       Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезней — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3.       Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.

4.       Увеличение числа учащихся, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет — 3 диагноза, 16-17 лет — 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Причин сложившейся ситуации несколько, и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает негативное воздействие на развивающийся организм.

Исходя из всего вышеперечисленного, главными задачами современной школы являются: воспитание личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенка; использование доступных каждому образовательному учреждению средств охраны здоровья и развития школьника. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [3]. Поэтому роль преподавателя в воспитании школьников, ориентированных на здоровый образ жизни, очень велика.

Учитель должен владеть широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного учащегося.

По определению Н.К. Смирнова, «здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни» [2]. Вследствие этого образовательные учреждения в целом и преподаватели в частности должны строить свою работу по сохранению здоровья детей, руководствуясь здоровьесберегающими принципами, основными из которых, по мнению

В.Д. Сонькина [1], являются следующие:

1. Принцип ненанесения вреда;

2.     Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг физического, психологического, духовно- нравственного здоровья учащихся);

3.    Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и социального здоровья);

4.   Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе);

5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения);

6.      Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся (соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения);

7.    Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии (для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который соответствует тренирующему режиму, таким образом является щадящим, ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки;

8. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

Русский язык – серьезный и сложный предмет, поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления. Кроме того, необходимо учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. На каждом уроке нужно проводить минутки релаксации. Это могут быть различные динамические паузы с выполнением каких-либо физических упражнений, танцевальных движений, дыхательная гимнастика, массаж активных точек. Интересными и полезными для ребят являются лингвофизминутки, в которых изученный материал легко закрепляется в движении. Например, изучив слитно-дефисно-раздельное написание слов, учитель предлагает выполнить такое задание: если произносится слово, которое пишется слитно – дети пожимают друг другу руки, если через дефис – разводят руки в стороны, если раздельно – поднимают руки вверх. Также целесообразно включать в урок гимнастику для глаз, используя проектор или изображения различных фигур. И, конечно же, не стоит забывать о минутках юмора, каких-нибудь шутливых историях, притчах, загадках, лингвистических сказках, афоризмах с краткими комментариями. Такие паузы украшают и разнообразят урок, позволяют ребятам немного отдохнуть, лучше усвоить изученный материал. На уроках развития речи можно предложить работу с текстами, пропагандирующими бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

На уроке целесообразно чередовать разные виды деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. В норме – 4-7 видов за урок. Нужно учитывать среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. Необходимо почаще напоминать ребятам о правильной посадке, о том, чтобы следили за своей осанкой.

Деятельность учащихся на уроке должна быть мотивирована как внешне: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п., так и внутренне: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

Нужно обращать внимание на обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

И, конечно же, психологический климат на уроке должен быть благоприятным, доброжелательным, таким, чтобы дети с большим желанием и интересом шли на урок.

Здоровьесберегающие технологии повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Считаю, что каждый преподаватель должен стремиться внести свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения.

 

Список литературы

 

1.        Безруких М.М., Сонькин В.Д. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.– М., 2002

2.        Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Радяньска школа, 1985.