Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Развитие индивидуальности человека – это развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической. Стержневая черта индивидуализации - это поддержка человека в его духовном и творческом развитии, в развитии способности к жизненному самоопределению. Идеи индивидуализации не новы для системы образования. Современные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предельно актуализируют как теорию, так и практику индивидуально-ориентированного образования, связывая их с осуществлением системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию детей.

Целью школьного образования, согласно ФГОС, становится развитие умения учиться, но хорошая идея обучать, прежде всего, не конкретным знаниям, а способам эффективного их усвоения, на сегодняшний день технологически не проработана. И эта ситуация дает уникальную возможность школе и педагогам для творческого поиска новых форм, моделей и идей ее реализации на практике. Несомненно, в современной педагогике существует множество приемов и технологий (мастерская построения знаний, технология развития критического мышления, метод проектов, проблемного обучения, ТРИЗ и др.), которые способствуют развитию метапредметных умений, но их применение и широкое использование в рамках традиционной системы преподавания в качестве средства активизации учебной деятельности дает лишь локальный эффект.

Как возможна организация учебного процесса с учетом принципа индивидуализации? Ответ на этот непростой вопрос мы начали искать два года назад, «запустив» республиканский эксперимент по теме «Разработка модели организации учебной деятельности обучающихся основной и старшей школы в соответствии с требованиями ФГОС».

Поиск альтернативной модели начали с анализа традиционной классно-урочной системы. Эта система строго регламентируется составом учебных групп, временем занятий, содержанием изученного материала, использованием учебно-методического комплекса. В течение длительного времени эта форма обучения обеспечивала получение определенного объѐма знаний, четкий контроль усваиваемого материала, преемственность учебной работы на разных ступенях обучения. Однако, изменяющийся мир и новые требования к образованию выявили слабые стороны этой системы. И самая главная из них – это ориентированность на знаниевую составляющую, на репродуктивные виды деятельности школьников, преобладание фронтальной организации учебных занятий. В рамках классно-урочной системы педагог вынужден работать, как правило, не с конкретным учеником, а с классом как со структурной образовательной единицей, находясь в плену программы и расписания. Классно-урочная система с преобладанием фронтальных методов работы на уроке не учитывает индивидуальность и субъективность обучающихся, в то время как общемировые тенденции в образовании связаны с повышением роли личности в обучении. Новые образовательные стандарты требуют от школы создания условий для реализации динамичного и гибкого персонифицированного обучения и ориентируют на индивидуализацию образовательного процесса. Каким бы первоклассным учитель не был, каким бы широким диапазоном средств и технологий он не обладал, в рамках существующей традиционной классно-урочной системы он не сможет реализовать принцип индивидуализации. В лучшем случае это будет индивидуальный подход   к   каждому   ребенку.   Следовательно,   ориентация   образования   на   индивидуализацию   и персонализированное обучение требует существенных изменений и возможности, наряду с занятиями с классом проводить занятия с подвижным составом групп. Необходимы вариативные (альтернативные) формы обучения детей, которые позволили бы реализовывать актуальную задачу – активизировать роль ученика в процессе бучения, где бы он мог проявить свою субъективность. Поэтому в нашей альтернативной модели урок (занятие) как учебная единица на данном этапе должны остаться, а класс как структурная единица, особенно в старшей школе, престает быть единственно возможной формой при переходе от фронтальных форм работы к индивидуальным.

Технология организации индивидуально-ориентированного учебного процесса, которую мы разрабатываем, строится на следующих принципах:

1.     Принцип индивидуализации. Реализация этого принципа дает возможность построения школьником индивидуальной траектории изучения предмета, т.е. включение школьников в процедуру выстраивания особой линии, маршрута обучения для каждого конкретного ученика с индивидуальным темпом, способом, средствами, временем для изучения одного и того же материала. Каждый ученик осуществляет осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования в предмете: стратегии и смысла изучения предмета, общения и поведения, целей и задач, средств, темпа, форм заданий, личностного  содержания образования, прогнозировании его последствий и рефлексии результатов, в том числе, системы оценки и самооценки результатов. При этом, не ограничиваясь рамками школьных уроков, а взаимодействуя с различными субъектами внутри образовательного учреждения так и за его пределами.

2.      Принцип избыточной образовательной среды. Для полноценной реализации первого принципа индивидуализации на практике необходимо создать ситуацию разнообразия и вариативности образовательной среды, которая давала бы школьникам возможность выбора и включала в себя: разнообразие форм организации работы и содержания заданий на формирование предметных и метапредметных умений. Чем богаче, разнороднее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика и опираться на них. При этом задача создания избыточной образовательной среды в предмете ложиться на педагога, который представляет рамки предметной области и требования ФГОСов к результатам (предметным и метапредметным). Чтобы школьник мог осуществить выбор и построить свой маршрут, первоначально необходимо ему предложить варианты, из которых он будет выбирать.

3.    Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности. Реализация данного принципа на практике означает деятельность школьника, направленную на определение собственных смыслов, изучение учебных дисциплин, постановку собственных целей в изучении конкретной темы, раздела или курса, выбор оптимальных форм, заданий и темпа изучения учебного предмета, применение тех форм, которые наиболее соответствуют индивидуальным образовательным запросам, рефлексивное осознание полученных результатов, осуществление оценки и корректировки своей деятельности. Использование собственного  опыта,  выбор  форм  и условий деятельности,  ответственность за  совершаемый выбор, постоянная рефлексия – все это основы продуктивного обучения.

4.        Самопознание и образовательная рефлексия. Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования. Для осуществления школьником осознанного выбора средств, целей, темпов, определения смыслов, поиска его подлинной субъектности на всех этапах обучения необходимо организовать процесс рефлексии и самопознания, что обеспечит переход из режима развития в режим саморазвития и самопроектирования. Важно сформировать проактивную позицию ученика.

5.    Принцип первостепенности формирования регулятивных умений. Так как элементами индивидуальной образовательной траектории являются цели, задачи, планы, ресурсы, формы деятельности на определенном временном этапе, соответствующие его индивидуальному образовательному запросу, то разработка учащимися совместно с педагогом программы собственной образовательной деятельности требует от школьника владения регулятивными умениями: умениями ставить цели и задачи, планировать, корректировать и оценивать свои результаты. Зная, что любое умение формируется только через деятельность, то в основу альтернативной формы организации учебного процесса должна быть положена деятельность школьников по постановке целей, планирования своей деятельности и оценке полученных результатов. Таким образом, образовательное пространство должно быть организовано через деятельность по формированию регулятивных умений.

6.   Принцип метапредметных основ образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками. Основная педагогическая цель всех предлагаемых учителем заданий в альтернативной модели – формирование предметных и метапредметных умений, поэтому задания на выбор  в  большей  степени  должны  быть  направлены  не  на  информационный  материал  и  знаниевую составляющую, а на формирование универсальных умений школьника.

7.      PAES – среда. Безопасная, благоприятная для мозговой деятельности среда.  Доверительность атмосферы, общий положительный эмоциональных фон. Ощущение искренности, открытости, взаимопомощи – все это помогает достичь максимально высоких результатов.

Опираясь на вышеперечисленные принципы можно сформулировать ряд педагогических условий, необходимых для их реализации на практике, разделив их на три группы:

· Процессуальные условия – подвижный состав учебных групп, индивидуальная траектория изучения

предмета каждым учеником, рациональное и эффективное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся. Выход деятельности школьника за рамки школьных уроков.

· Содержательные условия – разнообразие и избыточность образовательной среды, вариативный набор учебных заданий, направленность заданий на формирование предметных и метапредметных умений, разнообразие форм взаимоотношений учащихся.

· Управленческие условия – тьюторское сопровождение педагогом-предметником индивидуальных траекторий школьников, новая система оценки результатов обучения, ориентированная на достигнутый уровень каждого ученика,  переработка педагогом  учебного материала по  предмету в связи с заменой структурной единицы параграфа – разделом.

Разрабатываемая коллективом Республиканского Лицея-интерната технология позволит реализовать цель превращения обучающихся в субъектов образовательной деятельности.

Основными задачами данной технологии являются:

1.Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. 2.Совершенствование регулярных умений школьников.

3 .Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов школьников.

4 .Развитие тьюторских компетенций педагогов.

Технология организации учебного процесса предполагает этапность. Все этапы взаимосвязаны как содержательно, так и процессуально.

Подготовительный этап:

1)              Знакомство учеников с новой формой проведения занятий и системой оценки результатов.

2)              Знакомство учеников с разными техниками, которые можно будет пользоваться в ходе изучения раздела, например: правила составления определения понятий, Smart – технология целеполагания, сравнение понятий при помощи кругов Эйлера, причинно-следственная диаграмма Исикавы, техника  личностной картографии, интеллект-карты, правила составления рефлексивных тестов и др.

3)              Входная самодиагностика или диагностика предметных и метапредметных умений.

4)              Рефлексия результатов диагностики. Основной этап:

1)              Составление учащимися индивидуального плана изучения раздела на основе памятки и раздаточного дидактического материала.

2)              Обзорное знакомство с теоретическим материалом, информацией по разделу.

3)              Выполнение заданий учащимися по индивидуальному плану изучения раздела. Итоговый этап:

1)      Заключительное занятие в форме турнира, деловой игры, самопрезентации учащихся и др.

2)      Рефлексивный текст учащихся по итогам изучения курса.

Создание и апробация любой технологии – длительный и кропотливый процесс, который требует создания необходимого учебно-методического обеспечения, разработки контрольно-оценочных материалов, и – главное - переосмысления целей и содержания инновационной и методической работы всего коллектива, развития творческого потенциала педагогов, их готовности к освоению новых технологий.