Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

В настоящее время этнокультурный подход для здоровьесбережения учеников в образовательном пространстве ограничивается в основном включением национальных игр на уроках физкультуры, освещением традиций экологически здорового питания, а также участием в национальных календарных праздниках[2,3].

С введением ФГОС национально-региональный компонент утратил право на существование, но трансформировался во внеурочную деятельность и компонент образовательного учреждения. В рамках внеурочной деятельности имеются разработки использования этнокультурного подхода в области изучения национального языка (для учеников, не владеющих языком), также в виде изучения национальных игр, традиций и обычаев. Однако внеурочная деятельность способствует формированию лишь поведенческого компонента принципа этнокультурности. В связи с этим учителям предлагается в условиях ФГОС включать в уроки когнитивные элементы традиционной культуры национального региона, а это требует от учителя соответствующей подготовки в данном направлении.

К сожалению, в доступной литературе нет комплексных исследований по формированиюздоровьесберегающих компетенций на основе этнокультурного подхода, а лишь методические рекомендации учителям по использованию культурного наследия в образовательном процессе. Работы, посвященные внедрению этнокультурного подхода, ориентированы на формирование этнокультурной компетентности. В рамках нашего исследования мы попытаемся вычленить здоровьесберегающие основы этнокультуры на примере хакасского этноса.

Исследования Л.П.Карпушиной (2012), посвященные этнокультурной составляющей воспитательного процесса музыкального образования, рассматривают: «этнокультурный подход как совокупность принципов этнокультурности,природосообразности, культуротворчества, диалога культур, толерантности, реализующихся в образовательном процессе и обеспечивающих на основе освоения этнических культур становление школьника как гражданина своей страны, представителя этноса и мира, готового к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде» [4].Он ориентирован на принцип этнокультурности, который становится основополагающим, смещая акценты с принципов народности и культуротворчества.

К.Ж. Ирбаева (2015) понимает использование этнокультурного подхода в образовании как: «использование особенностей воспитания, культуры, религии и проблемы воспитания личности, также формирования отношения личности к миру и обществу» [5].

На основе интеграции материаловиз практики современной школы по формированию здоровьесберегающих компетенций, можно выделить ведущие направления деятельности с применением этнокультурного подхода: спортивно- оздоровительное, социальное, духовно-нравственное и патриотическое.В соответствии с моделями развития этнокультурного подхода в образовательном процессе, требуются различные формы проведения уроков, мероприятий, внеурочной деятельности. На основе модели формирования этнокультурной компетентности Т.В. Поштаревой (2009) нами были определены формы применения этнокультурного подхода в формировании здоровьесберегающих компетенций (рис.).


Большое значение на таких занятиях имеет понимание учащимися регионального своеобразия местности, в которой они живут.

При этом необходимо определять понятие региона как социально- пространственной системы, которая характеризуется геополитическим положением, спецификой социальной структуры, образом жизни населения, социально- экономическими характеристиками.

Необходимо конкретизировать эти свойства в современном и историческом контексте (например, Хакасия – сибирская Швейцария, граница Российской Империи и Китая). Необходимо учитывать, что большую часть титульной нации Хакасии составляет сельское население со своими народными традициями и обычаями, с проблемами формирования духовных ценностей, особенно гражданственности и патриотизма, с приоритетами трудового и физического воспитания [1].

Безусловно, преимущество в выборе форм организации учебных занятий принадлежит коллективным и групповым, хотя можно использовать и индивидуальные, такие как защита докладов, освещение этнокультурного материала.

В свете реализации ФГОС ООО следует использовать активные методы обучения, которые способствуют развитию познавательного интереса. Среди таких методов следует отметить проектную деятельность учеников. Для формирования здоровьесберегающих компетенций в процессе обучения ОБЖ метод проектов обладает явными преимуществами [6]. Он предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. В ходе внеурочной деятельности по ОБЖ целесообразно реализовывать исследовательские проекты этнокультурной направленности, которые используются для закрепления материала на различных мероприятиях по ОБЖ. Исследовательские проекты учащихся представляют особый интерес, так как они направлены на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеурочном процессе материалов этнической направленности, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни хакасов. Этнокультурная направленность исследовательского проекта в школьном предмете ОБЖ в урочное время, сочетание основного содержания предмета ОБЖ, обучение посредством приобщения учащихся к хакасской национальной культуре, помогает развивать у учащихся этнокультурное самосознание, толерантность и способность самоидентифицироваться в этнокультурном обществе [7].

Также результативными формами будут являться проведение экскурсий в музеи и национальные парки. Данная форма урока позволяет учащимся знакомиться с бытом и условиями проживания предков, а также с возможностями жилища в формировании здоровой жизнедеятельности. При наличии на территории школы музейного комплекса – хакасской юрты появляется возможность проводить занятия на примере традиционного жилища, не только демонстрировать вживую предметы личной гигиены и обихода, но и предоставлять информацию о системе социальных ценностей хакасов на примере расположения и описания мужской и женской стороны юрты.Викторины на тему сохранения и поддержания здоровья на основе традиций и обычаев побуждают у учеников интерес к истории родной земли и опыту сохранения здоровья своих дедов, прадедов. Таким образом формируется мотивационно-потребностный компонент здоровьесберегающих компетенций. В условиях классно-урочной системы занятий викторину можно проводить на уроке контроля и коррекции знаний, что дает общее представление о степени усвоения учебного материала и дальнейшей коррекции знаний учеников.

История становления и формирования механизмов культурного воспитания подрастающего поколения издревле имела здоровьеориентированные формы. На современном этапе эти формы были перенесены из этнокультуры в народную педагогику [8]. Приучая детей к физическим упражнениям, спорту, хакасы разрешали многие проблемы социального и физического воспитания. Народный опыт воспитания детей у хакасов неразрывно связан с народными играми и состязаниями. Спортивные состязания, зрелища, туризм, праздники, турниры являлись символом человеческого стремления к гармонии и совершенству. Целью физического воспитания у хакасов является развитие физически красивого, крепкого способного защитить родину и свою семью, обладающего высокими нравственными качествами [9].

Изучение народного фольклора дает много информации о предках, живших на территории Хакассии. В сказаниях, пословицах, поговорках, былинах заложено много духовно-нравственных аспектов здоровьесбережения. Так при изучении героического эпоса «Алтын арыг» ученики знакомятся с могучими богатырями, их нескончаемой физической силой и силой духа для борьбы с врагами.

Таким образом, разнообразие возможностей реализации этнокультурного подхода в современной национальной школе помогает учителям учитывать этническую принадлежность учеников и способствует формированию здоровьесберегающих компетенций. К сожалению, не все формы возможно применить в образовательном процессе, преимущественно они реализуются через традиции семейного воспитания, что требует организации дополнительной работы по взаимодействию школы и семьи.



Список литературы

 

 

1.                  Анжиганова, Л. В. Традиционное мировоззрение хакасов [Текст] / Л. В. Анжиганова. - Абакан. 1995. - 32 с.

2.                  Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьника на народных традициях 

3.                  [Текст] / Г. И. Батурина. - М.: Народное образование, 2002. - 541 с. 

4.                  Дагбаева, С. Б. Этническая социализация как объект исследования в психологии и смежных науках [Текст] / С. Б. Дагбаева // Вопросы психологии.- 2015. - № 6. - С. 126-134.

 5.                  Карпушина, Л. П. Значение использования этнокультурного подхода в образовании [Текст] / Л. П. Карпушина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 4 (24). - С. 168-173.

6.                  Ибраева, К. Ж. Этнокультурный подход к воспитанию подрастающего поколения [Текст] / К. Ж. Ибраева, Е. Т. Ибраев, Б. Т. Кайыргалиева // Наука и Мир, 2015. - Т. 2. - № 2 (18). - С. 116-119.

7.                  Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие [Текст] / Э. М. Казин [и др.] - 3-е изд., перераб. - М.: Омега-Л, 2013. - 443 с.

8.                  Здоровое питание школьников в Республике Хакасия: Рабочая программа учебного курса. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2010. - 68 с.

9.                  Чаптыкова, О. Ю. Подготовка старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе идей народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Чаптыкова Ольга Юрьевна. - Абакан, 2010.- 241 с.

10.              Швалёва, Т. А. Этнокультурные традиции физического воспитания детей в хакасской семье [Текст] / Т. А. Швалева // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2014. - № 10. - С. 128-130.